Искусство боя в древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Система физического и духовного воспитания, боевое искусство русского народа имеют общеарийские корни и формировались под влиянием его климатических, экономических и геополитических условий. Определяющим является генотип нации. Генетическая предрасположенность народа определяет его место в истории, его вклад в развитие человечества. Тот народ, который забывает об этом, быстро сходит с исторической арены.

Содержание

1. Вступление.
2. Кулачный бой
1. «Стенка на стенку»
2. «Один на один»
3. «На удар»
3. Рукопашный бой.
4. Обряды
1. «Вызов на бой»
2. «На задор»
3. «Буза»
5. Боевые танцы
1. «Частое топанье»
2. «Топанье на одном месте»
3. «Покач»
4. «Шаг»
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 60.00 Кб (Скачать)
Содержание: 
 

                 1. Вступление.

                 2. Кулачный бой

                       1. «Стенка на стенку»

                       2. «Один на один»

                           3. «На удар»

                 3. Рукопашный бой.

                 4. Обряды

                            1. «Вызов на бой»

                            2. «На задор»

                            3. «Буза»

                 5. Боевые танцы

                         1. «Частое топанье»

          2. «Топанье  на одном месте»

          3. «Покач»

          4. «Шаг»

                  6. Заключение.

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Вступление:

 Система  физического и духовного воспитания, боевое искусство русского народа  имеют общеарийские корни и  формировались под влиянием его  климатических, экономических и геополитических условий. Определяющим является генотип нации. Генетическая предрасположенность народа определяет его место в истории, его вклад в развитие человечества. Тот народ, который забывает об этом, быстро сходит с исторической арены.

   У русского народа всегда существовало стремление к физической силе, духовному совершенству. Русские крестьяне и крестьянки отличались большой физической силой. Почетом и уважением односельчан пользовались сильные, удалые люди; рыхлым, слабым крестьянам никогда не приходилось расчитывать на уважение «мира». Весь уклад жизни, мировоззрение русского народа создали систему физического воспитания, оптимальную для нашего антропологического типа и климатических условий. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж (клеп), городки, лапта, катание на санях и ледянках и другие. Были игры, характерные только для данной местности. Ну а какой мальчик не хотел быстрее сесть на коня и лихо промчаться на нем?! Замечательная игра лапта развивала ловкость, реакцию, силу, глазомер, чувство коллективизма. В XIX веке русские переселенцы принесли в Соединенные Штаты Америки лапту; она стала основой бейсбола - игры, завоевавшей мир. Со свойственной им прогматизмом американцы быстро поставили игру на коммерческую основу. Парадокс, но русская лапта возвращается к нам в виде бейсбола.

   Любимой молодецкой забавой была  борьба. Русская борьба жесткая,  атлетичная. Для нее характерны: в основном короткая дистанция, жесткие косые удары, подсечки, подножки, захваты ног, броски через грудь, различные удержания. Различались два вида схваток, когда поединок начинался борьбой за захват, (как современное самбо) и каждый борец стремился взять свой захват, и, когда борцы брали установленный правилами захват, самый распостраненный из которых «крест на крест». Время схватки не регламентировалось - боролись до победы. Победой считалось, как правило, бросок противника и проведение удержания, лищающего его возможности сопротивляться. По договоренности могло быть другое определение победы.

   С раннего возраста мальчики  постигали искусство борьбы от  старших, а также обменивались  опытом со своими товарищами. Хорошо владевшие искусством  борьбы мальчики пользовались  уважением не только сверстников, но и старших.

   Понятие «стиль» не существовало. Если у наших предков спросили, какого стиля они придерживаются, они бы очень удивились. В  каждой российской губернии существовала  своя манера борьбы, свои излюбленные  приемы. Так, любимым приемом московских бойцов была подсечка. Отсюда и известное выражение «Москва бьет с носка». Манера борьбы, активный арсенал приемов в каждой местности огромной России отличались существенно, но понятие «стиль» включает в себя совсем другое. Это определение пришло к нам от народов Юго-Восточной Азии и определяет их образ мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Кулачный  бой 

    Великолепной школой боевой подготовки был русский кулачный бой. Кулачный бой был настолько популярен, что даже российские государи издавали указы, регламентирующие кулачные бои. 
Существовало три вида кулачных боев.

 
    1. "Стенка на стенку".  На протяжении многих веков жил на Руси обычай стеношного боя. В масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики окрестных деревень и городков и шли стенка на стенку. 
      Почему сходились зимой и на реке? Реки были главными дорогами лесистой и заоболоченной Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой санный. По замерзшим рекам и болотам передвигались и войска - вероятность сражения на льду была велика. 
      Причем исход битвы решали не только дружинники - профессиональные латники, сколько ополченцы, простой люд,крестьяне, ремесленники. А так как войны шли непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый мужчина должен был иметь ратные навыки. Но если для дружинников умение владеть оружием служило основным способом зарабатывать на хлеб и они могли ежедневно развивать свое мастерство, то те, кто выращивал этот самый хлеб, занимался ремеслами, торговал, вынуждены были готовить себя к битвам между делом. 
      Жизнь заставила найти способ, как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму в зрелом муже,как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по первому зову. Так возникла традиция стеношного боя. Правила по всей Руси были почти одинаковы. Сходились стенка на стенку, каждая могла иметь 2,3 ,а то и больше рядов. Бить в лицо и ниже пояса запрещалось, лежачего не трогали - ведь свои же, славяне (в отличие от восточных единоборств, где добивание противника символическое или реальное - непременное условие).Зато в грудь и живот садили без поблажек, со всего плеча. Выигрывала та стенка ,которая прорывала другую. 
            В стеношном бою отрабатывались в основном совместные действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели - сам погибай, а товарища выручай. Но, помимо общей слаженности, каждый стеношник должен был обладать личным умением. 
 
    2. Бой "один на один". При этом бое соперники имели право уходить от ударов, защищаться.

 
     3. Редко встречающийся поединок "на удар" . На этот поединок выходили наиболее сильные, чувствующие свою силу бойцы. Соперники по

 очереди  обменивались ударами; уходить,  препятствовать удару запрещалось.  Очередность ударов определялось  жребием. Существовала техника  принятия удара, так, чтобы  он не ломал кости и не  рвал мышцы. Нужно было в  момент принятия удара (не раньше, иначе это было бы нарушением правил) уклоняться по направлению удара или прокрутиться под ним. Бывали случаи гибели бойцов в поединке "на удар". Народная мораль не осуждала победителя: он добывал победу в честном бою.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рукопашный  бой 
 

Рукопашный  бой - это поединок с безоружным или вооруженным противником, а также группой противников без применения какого-либо оружия. Вы можете атаковать и защищаться любым способом, но используя в качестве "оружия" только свое тело. Безусловно, если в ходе поединка Вы завладели оружием противника, то совсем необязательно отбрасывать его в сторону и продолжать драться врукопашную. Вы можете в такой ситуации использовать оружие нападающего против него же самого. Просто данные действия уже выходят за пределы термина "рукопашный бой". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Обряды 

   Обрядовая боевая практика “Бузы” неразрывно связана со специфическим наигрышем с одноименным названием, под который исполнялся особый ритуальный танец и происходил бой. Он состоял как бы из трех этапов.

   Вызов на бой. Под наигрыш “Буза” в круг выходил боец с ножом и начинал исполнять ритуальный танец. Совершив набор необходимых движений, он подходил к выбранному пое-динщику (не переставая “бузиться”) и втыкал перед ним в землю нож. Если боец принимал вызов, то выходил в круг и начинал “бузиться” напротив противника.

   “На задор”. Один из поединщиков мог предложить более жесткую манеру боя, чем обычный обрядовый бой. Для этого он снимал с себя рубаху, обнажив торс. Оголение по пояс — знак бесстрашия и открытости любым неожиданностям и опасностям. Если противник принимал вызов, он повторял действия партнера, если нет, то оставался в рубахе, в этом случае обнажившийся обязан был биться по обычным правилам. После выяснения намерений бойцы приступали к обрядовому “задору”. Продолжая плясать, они начинали толкаться грудью, локтями, предплечьями, коленями: здесь важно обмануть противника, заставить его “провалиться” в тебя во время толчка и подтолкнуть его, выводя из равновесия. Цель этого этапа обряда — заставить противника перевести бой “в толчки”, в кулачный, спровоцировать соперника на удар.

   “Буза”. Это следующий этап — контактный бой, который мог продолжаться до первой крови, до падения, до вытеснения противника с поля, до демонстрации явного преимущества.

Самым сложным  обрядом был бой “втемную”, часто  безоружного против вооруженного холодным оружием, а также на равных — оба  с холодным оружием. В этих случаях  нередко случались тяжелые ранения  и смертельные исходы. Обычно это происходило в помещении в темное время суток. Самое трудное, как говорят старики, это не столько почувствовать атаку противника, защититься и контратаковать, сколько чувствовать, где свои и где чужие. Из-за высокого травматизма бой “втемную” проводился редко, но не исчезал из традиции. 
 
 

Боевые  танцы

 

    Все движения, которыми сопровождалась “Буза”, кодируемые в боевом танце, помимо прикладного значения, обладали скрытым магическим смыслом и тесно связаны с мифологией.

   Частое топанье — обмен ярою с матерью сырой землей — означает проявление альтруизма: я бескорыстно отдаю земле свою энергию, а она за бескорыстие возвращает ее сторицей.

   Топанье на одном  месте — моя земля, стою на своем — знак и действие утверждения.

   Покач — разбалансированное покачивание корпуса — следование меняющимся крайностям в природе.

   Шаг — перетекание с подогнутыми коленями и расслабленным корпусом - негрубость, способность пластично принимать изменения природной среды.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение:

 
 

    Указами 2 ноября 1684 года, 19 марта 1686 года и другими, строго воспрещались кулачные бои. Было время, что наши бояре, тщеславясь своими бойцами, поили их со своего стола; бились об заклад, и сводили их для своей потехи. Было время, что старики, воспламеняя умы молодых людей, несбыточными рассказами об удальстве бойцов, пробуждали в них страсть к кулачному бою. Из наших бойцов славились казанские, калужские и тульские оружейники: Алеша родимой, Терёша Кунеинъ, Зубовы, Никита Долговъ и братья Походкины - Тульские бойцы и ныне славятся, но каждое место имело своих удальцов. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы:

Информация о работе Искусство боя в древней Руси