Исаакиевский собор

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:43, реферат

Описание работы

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея; зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции музея. Освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

Работа содержит 1 файл

Исаакиевский собор.docx

— 2.83 Мб (Скачать)

Марк (скульптор Витали) — евангелист изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Дверь: скульптор Витали: «Нагорная проповедь», «Воскрешение Лазаря», «Исцеление расслабленного», Апостол Пётр, Апостол Павел, Коленопреклонённые ангелы.

Южный фасад

 

На южном фронтоне портика при  входе в музей помещён барельеф на тему священного писания — «Поклонение  волхвов»(1839—1844, скульптор Витали). Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского. Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки. Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.

Андрей (скульптор Витали) — проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре 1 был учреждён Андреевский флаг, а также орден.

Филипп (скульптор Витали) — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Матфей (скульптор Витали) — евангелист изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша — «Благовещение» (скульптор А. В. Логановский)

Правая ниша — «Избиение младенцев» (скульптор А. В. Логановский)

Двери: скульптор Витали: «Сретение», «Бегство в Египет», «Христос объясняет св. писание в храме», Александр Невский, Архангел Михаил, Коленопреклонённые ангелы.

 

Восточный фасад

 

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» (1841—1845, скульптор Лемер). В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения. Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: «На Тя Господи уповахом, да не посрамимся во веки».

Иаков (скульптор Витали) — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.

Симон (скульптор Витали) — брат Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.

Лука (скульптор Витали)- евангелист изображён с тельцом, символизирующим святость завета. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другому преданию, принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.

 

Интерьер

 

В соборе три алтаря, главный посвящён Исаакию Далматскому, левый — Великомученице Екатерине, правый — благоверному Александру Невскому.

После революции храм был разорён. Из него было вынесено 45 кг золотых  изделий, более 2 тонн серебряных украшений. В 1928 службы прекращены.

Во время Великой Отечественной  войны сильно пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов.

С 1948 года функционирует как музей  «Исаакиевский собор». В 1950—1960-е  года проведены реставрационные  работы. На куполе устроена смотровая  площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Внутри храма был установлен маятник  Фуко (в настоящее время демонтирован), который благодаря огромной длине  наглядно демонстрировал вращение Земли.

В 1990 проведена первая церковная служба, в настоящее время они проходят регулярно по праздникам и воскресным дням.

Интересно присутствие в интерьере  этого православного храма витража  — изначально элемента убранства  католических церквей. Изображение  Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным  Синодом и лично императором  Николаем I. Созданием эскиза витража  для Исаакиевского собора занимался  немецкий художник Генрих Мария фон  Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер — глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи, изначально элемент убранства инославных церквей, получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

-A. R. Montterrand Eglise cath?drale de Saint Isaac. — СПб.: 1845.

-«Исторія и достоприм?чательности Исаакіевскаго собора». СПб, 1858. — книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.

-В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. — СПб.: 1865.

-В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. — Л.: Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.

-А. Л. Ротач Исаакиевский собор — выдающийся памятник русской архитектуры. — СПб.: 1868.

-Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. — Л.: Лениздат, 1974.

 

 

 


Информация о работе Исаакиевский собор