Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 13:13, реферат
Сегодня, на рубеже тысячелетий все четче проявляется объективная закономерность - возвышение социальной роли интеллигенции, необходимость ее ведущей роли активного субъекта духовного производства. А с этим связана духовная свобода современного общества. В цивилизованном обществе представители интеллигенции призваны создавать необходимую духовную и интеллектуальную атмосферу, всемерно способствовать развитию духовного самосознания личности
1. Интеллигенция: сущность и социальная природа.
1.1.Понятие интеллигенции.
1.2.Появление интеллигенции.
1.3.Признаки интеллигенции.
2. Основные функции интеллигенции.
3. Взаимоотношения интеллигенции и власти.
3.1.Интеллигенция и власть.
3.2.Власть и интеллигенция.
3.3.Проблема отношений интеллигенции и власти в
современном мире.
4. Интеллигенция и народ.
4.1.Народолюбие как черта интеллигенции.
4.2.Интеллигенция и народ: проблемы взаимоотношений.
5. Интеллигенция в современной России
Список рекомендуемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ.
1.1.Понятие интеллигенции.
1.2.Появление интеллигенции.
1.3.Признаки интеллигенции.
2. Основные
функции интеллигенции.
3. Взаимоотношения интеллигенции и власти.
3.1.Интеллигенция и власть.
3.2.Власть и интеллигенция.
3.3.Проблема отношений интеллигенции и власти в
современном мире.
4. Интеллигенция и народ.
4.1.Народолюбие как черта интеллигенции.
4.2.Интеллигенция и народ: проблемы взаимоотношений.
5. Интеллигенция в современной России
Список рекомендуемой
литературы
1. Интеллигенция: сущность и социальная природа
1.1. Понятие интеллигенции.
Интеллигенция
- сложное, многогранное и
Слово "интеллигенция", впервые обретшее
современное значение именно в русском
языке, своим происхождением связано с
латинским существительным intelligentia - понимание,
разумение, способность разъяснить идеи
и предметы; ум, разум. Примечательно, что
в средние века это понятие имело теологический
характер. Оно рассматривалось как Ум
Божий, как высший надмировой разум, в
самом себе творящий многообразие мира
и отличающий в этом многообразии самое
ценное, приводящее его к самому себе.
В таком смысле это понятие употребляется
и Гегелем в "Философии права" - "Дух
есть... интеллигенция".
В России понятие "интеллигенция"
в качестве термина стало употребляться
более чем 100 лет назад, в 60-е гг. XIX в. и в
последствии из русского языка перешло
в языки других народов. Авторство этого
термина приписывается русскому писателю
П.Д. Боборыкину. В вышедшем в 1870 г. романе
"Солидные добродетели" русский беллетрист
ввел понятие "интеллигенция" в широкий
обиход.
Д.С. Мережковский, русский писатель и
религиозный философ, развивая эту мысль,
писал, что "сила русской интеллигенции
... не в уме, а в сердце и совести. Сердце
и совесть ее почти всегда на правом пути;
ум часто блуждает". Благодаря этим
ярко выраженным социально-этическим
чертам российская интеллигенция стала
примечательным феноменом как в отечественной,
так и в мировой истории. В. Даль в своем
"Толковом словаре" так определял
понятие "интеллигенция": "Интеллигенция,
в значении собирательном, разумная, образованная,
умственно развитая часть жителей".
Такую точку зрения к определению интеллигенции
развивал и В.И. Ленин. Он рассматривал
интеллигенцию, исходя из особенностей
ее деятельности. Поскольку своеобразие
этой деятельности проистекало из ее "интеллектуализма",
интеллигенция интерпретировалась им
как совокупность людей, занимающихся
умственным трудом.
Неоднозначное положение интеллигенции
в социальной структуре общества, противоречивые
взаимоотношения и с властью, и с народом
привели к тому, что некоторые ученые России
в начале XX в. рассматривали интеллигенцию
как новый эксплуататорский класс. Характерным
в этом отношении является следующая точка
зрения: "Интеллигенция, понимаемая
как класс умственных работников, есть
новая, растущая общественная сила, эксплуататорская
по своей природе, хищническая по своим
стремлениям, искусно и методически борющаяся
за свое социальное возвышение и подготавливающая
тем самым в грядущем свое самодержавное
классовое господство. Источниками дохода
интеллигенции является умственный труд,
или реализация знаний, накопленных и
приобретенных ранее. Это дает ей возможность
привилегированного существования и дальнейшей
эксплуатации".
В российской обществоведческой литературе
интеллигенцию долгое время называли
социальной прослойкой. Сегодня это устаревшее
представление. Современное понимание
интеллигенции может быть сконцентрировано
в следующем определении.
1.2. Появление интеллигенции.
История интеллигенции
показывает, что первозданный смысл
понятия "интеллигенция" означает,
прежде всего, общественное назначение
человека, порожденного самим обществом
и для развития и самопознания
общества.
Как особый социальный слой интеллигенция
начала формироваться в России еще в феодальную
эпоху преимущественно из среды дворянства
и духовенства. Для ее формирования потребовались
долгие годы.
Прообраз первых русских интеллигентов,
по мнению Б.Н. Милюкова - автора "Очерков
по истории русской культуры", появился
при Петре I. Он впервые собрал кружок самоучек-интеллигентов,
призванных помогать ему при насаждении
новой государственности. Петр I привлек
голландцев, датчан, шведов, немцев, сделав
их своими, русскими. Они восприняли и
впитали в себя русскую культуру, развивали
и обогащали ее.
После реформы Петра стране пришлось пройти
длительный путь, чтобы создать свою национальную,
удивительно яркую интеллигенцию, породившую
выдающееся явление мировой культуры
- русскую культуру, а в ней имена Пушкина,
Лобачевского, Достоевского, Чайковского
и многих других. Николай Бердяев первым
русским интеллигентом называл Радищева,
автора "Путешествия из Петербурга
в Москву".
Процесс формирования интеллигенции значительно
ускорился в 40-е гг. XIX в. Самодержавие не
могло уже предотвратить процесс демократизации
образования. Среди учащейся молодежи
все более увеличивалось число разночинцев
- выходцев из разных сословий в основном
занимающихся умственным трудом, которые
пополняли слой интеллигенции.
В пореформенную эпоху, когда завершается
формирование этого нового общественного
слоя, разночинский элемент в его составе
становится преобладающим. Это обстоятельство
имело чрезвычайно важное значение в демократической
направленности деятельности русской
интеллигенции, ее активной социальной
и гражданской позиции.
Русский XIX в. был поставлен мировым общественным
мнением рядом с европейским Возрождением.
Лучших представителей интеллигенции
в России отличали морально-этические
притязания, благородные и высоконравственные
черты: сострадательность и человечность,
честность, обостренное нравственное
видение мира, развитость ума, способность
критически и самостоятельно мыслить
и оценивать социальную жизнь; вера в социальное
чудо, жертвенность, проникнутая человеческими
муками, связанная с глубочайшей ответственностью
за судьбу народа.
1.3.Признаки интеллигенции.
Интеллигенция по своему составу весьма неоднородна. Представителями интеллигенции являются люди с разным образованием, духовным миром, находящиеся на самых различных уровнях социальной иерархии. Вместе с тем история интеллигенции показывает, что всех их объединяет ряд неизменных сущностных признаков.
Российскому интеллигенту
всегда была свойственна двойственность
характера: свобода духа у него скорее
черта индивидуальная, чем социальная.
Отсюда порой его больше волновало
личное, индивидуальное видение, чем
социальное движение народа. У многих
интеллигентов, с одной стороны,
просматривается независимость
идеи, а с другой, неприспособленность
и неумение реализовать ее.
Многие неоднозначные черты интеллигенции
проявляются под воздействием обстоятельств,
зависят от режима власти, духовной атмосферы
в обществе, которую она во многом создает
сама .
Интеллигентность характеризуется определенной
степенью нравственной зрелости личности
независимо от социально-классовой принадлежности.
Это качество мышления, безупречность
в поступках, ощущение себя человеком
по отношению к любому другому человеку,
способность поставить себя на место другого
человека.
2. Основные функции интеллигенции
Социокультурная
миссия интеллигенции необычайно сложна
и разнообразна. Она охватывает различные
сферы культуры - от нравственной и
художественной до политической. Это -
образование и просвещение, художественное
творчество и идейная борьба. Следует
выделить несколько основных функций
интеллигенции.
Функция 1. Интеллигенция
выполняет специальную
функцию прямого субъекта
духовного производства.
Как и другие компоненты социальной жизнедеятельности
- хозяйство, политика, социальные отношения
- культура охватывает или затрагивает
так или иначе все общество, все группы
и всех индивидов. Поэтому уже на ранних
этапах истории выделяются "специалисты"
- шаманы, гадатели, предсказатели, жрецы,
вожди, которые могли "накапливать мудрость"
и сосредоточивать в себе недоступные
остальным членам коллектива духовную
силу, опыт, знания.
На более продвинутом уровне, в усложнившихся
условиях существование культуры поддерживается
деятельностью интеллигенции. В числе
синонимов этого термина можно встретить
слова "книжники", "мудрецы",
"учителя", "специалисты". В течение
долгого времени во всех обществах поддержание
культуры совпадало с религиозными функциями,
осуществлявшимися духовенством как высшей
интеллигенцией. По мере усложнения духовной
деятельности появляется и светская культура,
поддерживаемая собственно интеллигенцией.
Характер интеллигенции во многом отличается
в зависимости от социокультурного типа
данного общества, роли государства и
степени самостоятельности светской культуры.
Тем не менее в ее деятельности можно выделить
то общее, что в той или иной степени присутствует
в каждом развитом обществе. Именно интеллигенция
осуществляет основные функции по обеспечению
духовного производства, включая творческое
создание новых идей, образов, норм, знаний,
которые становятся затем достоянием
общества.
Функция 2. Хранение
и трансляция, упорядочивание
и распространение культурных
ресурсов, удержание
норм и ценностей, исторической
памяти.
Без обеспечения такой функции невозможно
ни сохранение общества, ни его адаптация
к изменяющимся условиям. Именно она ложится
на плечи самой многочисленной группы
интеллигенции - учителей, библиотечных
и музейных работников, редакторов, реставраторов,
работников системы просвещения, программистов
и т.д. Их роль в общем процессе культурной
жизни может быть обыденной и почти безымянной,
но именно благодаря их постоянной работе
общество обеспечивается культурой.
Функция 3. Творческий
процесс выработки новых
идей, образов, моделей
действий, политических
и социальных программ.
Отличительная особенность носителей
этого типа функций - высокая степень индивидуализации,
так как инновации большей частью являются
результатом творческих усилий отдельных
личностей или малых групп коллективов.
Поэтому за инновацией обычно закрепляется
собственно имя автора или группы. Такое
творчество неизбежно протекает через
разрыв с безусловными запретами и представлениями,
нарушение принятых представлений, норм
и правил. Но такой процесс нередко сопровождается
не только мысленным экспериментированием
над общественными конструкциями и доктринами,
но и экспериментом над собой и своей судьбой.
Поэтому судьба изобретателей и новаторов
далеко не всегда благополучна, в отличие
от хранителей, которые могут рассчитывать
на более спокойную, хотя часто малозаметную
жизнь. Однако именно по степени способности
общества к принятию нового следует оценивать
его развитость.
Функция 4. Анализ
и отбор посредством
критики наиболее важных
и достойных достижений
духовной жизни.
Между творческой элитой и обществом
существует неизбежный разрыв, дистанция,
преодоление которой необходимо для признания
нового открытия, акта духовного творчества.
Для того чтобы результаты инновации были
переданы для общего пользования, они
должны быть санкционированы, одобрены
и интерпретированы другой группой, осуществляющей
критику, то есть необходим тщательный
анализ и отбор наиболее важного и достойного.
Эту функцию выполняет интеллигенция
посредством критики.
Критика должна соотнести новое с имеющимся
духовным наследием, согласовать со сложившейся
духовной жизнью. Кроме того, критика должна
соотнести новое с признанными ценностями
и представлениями, с музеем, университетом
и школой, с существующими взглядами и
представлениями. Критика по самой сути
апеллирует к авторитетам, образцам, именам,
вкусам, признаваемым в данной профессиональной
среде и различных сферах общественной
жизни. Именно критика "возводит пантеон"
классиков прошлого и настоящего, без
которых невозможно отделить высокое
от заурядного, оригинальное произведение
от заимствованных или тривиальных работ.
Вместе с тем популяризаторская работа
призвана растолковать сложные произведения
и открытия, донести их до массового читателя,
публики, до широких слоев населения.
3. Взаимоотношения интеллигенции и власти
3.1.Интеллигенция и власть.
Со времен грибоедовского
Чацкого интеллигенция испытывается формулой,
действующей по сегодняшний день: "Служить
бы рад, прислуживаться тошно". Она всегда
понимала, что решение проблем, которые
ставит в своей общественной деятельности,
творчестве, выходит на власть, политику,
политиков. И ее отношение к власти было
и остается весьма неоднозначным. Порой
она не принимает власти, ненавидит, отталкивается
от нее, с другой стороны, между ними симбиоз;
интеллигенция питает ее, сотрудничает
с ней. Происходит совмещение несовместимого.
И все же в большей степени ее характеризует
отчаянная оппозиционность к власти. Вспомним,
как еще дворянская интеллигенция, которой,
казалось бы, не на что было жаловаться
и было что терять, пошла по пути борьбы
с самодержавием.
Подлинный интеллигент тот, кто, отстаивая
свое право не идти на конфликт с совестью
ни при каких обстоятельствах, следует
пушкинской заповеди:
"Для власти, для
ливреи не гнуть ни помыслов,
ни совести, ни шеи".
М. Горький в "Несвоевременных мыслях..."
указывал: "В чьих бы руках ни была власть,
за мной остается мое человеческое право
отнестись к ней критически".
Такое отношение интеллигенции к власти
во многом обусловлено ее страстным, негодующим
протестом против зла, деспотии, несчастий
и страданий народа, экзальтированным
чувством человечности, извечным стремлением
к свободе, к независимым суждениям, к
инакомыслию, которые коренятся в самой
природе интеллигенции и плохо согласуются
с авторитарными формами правления.
Конечно, свобода, инакомыслие, самостоятельность
суждений и действий интеллигенции не
абсолютны, не на анархический манер -
это не "вседозволенность" своих
желаний и намерений. Рамки творческой
свободы интеллигента ограничены нормами
и ценностями общества, в котором он живет
и творит.
3.2.Власть и интеллигенция.
Власть очень
часто с подозрением и
Проблемы интеллигенции у всех на устах,
и в то же время они заслуживают более
вдумчивого отношения, так как подход
к ним несколько облегченный и поверхностный.
Культура и интеллигенция органично взаимосвязаны,
они не могут существовать друг без друга.
Не требует специальных объяснений мысль,
что оценивать культурную политику можно
только с учетом отношения власти к интеллигенции.
Глубоко опасна культурная политика, направленная
на конфронтацию с интеллигенцией, политика,
поддерживающая методы физических и моральных
репрессий по отношению к ней. Нельзя держать
интеллигенцию на коротком поводке. Жизнь
показала, что это чревато большой опасностью.
Без интеллигенции построить демократическое
общество не удастся. Только она способна,
генерируя прогрессивные идеи, провести
общество через духовное и моральное очищение,
обогатить его общественное сознание.