Интеллектуальный роман. О романе Томаса Манна "Доктор Фаустус»

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 20:23, лекция

Описание работы

Рассмотрим некоторыеособенностиинтеллектуального романа-сам термин "интеллектуальный роман" был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа "Волшебнаягора.К "интеллектуальным романам" Т. Манн относил и работы Фр.Ницше.Именно"интеллектуальный роман" стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных новых особенностей реализма XX в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении, истолковании, превышавшую потребность в "рассказывании", воплощении жизни в художественных образах.

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальный роман.docx

— 16.64 Кб (Скачать)

Интеллектуальный  роман.Рассмотрим некоторыеособенностиинтеллектуального романа-сам термин "интеллектуальный роман" был впервые предложен Томасом Манном. В 1924 г., в год выхода в свет романа "Волшебнаягора.К "интеллектуальным романам" Т. Манн относил и работы Фр.Ницше.Именно"интеллектуальный роман" стал жанром, впервые реализовавшим одну из характерных новых особенностей реализма XX в. - обостренную потребность в интерпретации жизни, ее осмыслении, истолковании, превышавшую потребность в "рассказывании", воплощении жизни в художественных образах. В мировой литературе он представлен не только немцами - Т. Манном, Г. Гессе, А. Деблином, но и австрийцами Р. Музилем и Г. Брохом, русским М. Булгаковым, чехом К. Чапеком, американцами У. Фолкнером и Т. Вулфом, и многими другими. Но у истоков его стоял Т. Манн. Многослойность, многосоставность, присутствие в едином художественном целом далеко отстоящих друг от друга пластов действительности стало одним из самых распространенных принципов в построении романов XX в. Романисты членят действительность, вычленяя жизнь биологическую, инстинктивную и жизнь духа (немецкий "интеллектуальный роман"). К такой интеллектуальной прозе, насыщенной историческими аллюзиями, принадлежал роман "Александрийский квартет" Лоуренса Даррелла - одна из самых ярких книг ХХ века, глубоко повлиявшая на таких писателей, как Хулио Кортасар или Джон Фаулз, романы которого можно отнести именно к этой разновидности романного жанра. Первая половина XX в. выдвинула особое понимание и функциональное употребление мифа. Миф перестал быть, как это обычно для литературы прошлого, условным одеянием современности. Как и многое другое, под пером писателей XX в. миф обрел исторические черты, был воспринят в своей самостоятельности и отдельности -- как порождение далекой давности, освещающей повторяющиеся закономерности в общей жизни человечества. Обращение к мифу широко раздвигало временные границы произведения. Но помимо этого миф, заполнявший собой все пространство произведения («Иосиф и его братья» Т. Манна) или

О романе Томаса Манна "Доктор Фаустус» Д. Ф. - ярчайшее произведение европейского неомифологизма,где в роли мифа выступают легенды о докторе Иоганне Фаусте, маге и чародее, якобы жившем в ХVI в. в Германии и продавшем душу дьяволу, за что обрел магические способности, например к некромантии-он мог воскрешать мертвых. Кончаются легенды тем, что дьявол душит Фауста и уносит к себе в ад..Напомним его вкратце.Будущий композитор и его будущий биограф родились и воспитывались в немецком городке.Первым музыкальным наставником Адриана стал Вендель Кречмар.Юношей Адриан поступает на богословский факультет, но через год бросает его и полностью отдает себя сочинению музыки.Леверкюн переезжает в Лейпциг, друзья на время расстаются.ИзЛейпцигаповествователь получает от Леверкюна письмо, где он рассказывает ему о том что заразилсяопаснойболезнью(сифилисом)и не может вылечиться.Однажды Адриан уезжает на отдых в Италию где средь бела дня к нему пришел черт и после долгой дискуссии заключил с ним договор, смысл которого состоял в том, что больному сифилисом композитору дается 24 года на то, чтобы он писал гениальную музыку. При этом силы ада запрещают ему чувство любви, он должен быть холоден до конца дней, а по истечении срока черт заберет его в ад.Итак, дьявол удаляется, а новоиспеченный доктор Фауст действительно начинает писать одно за другим гениальные произведения.Он замыкается в себе и старается никого не любить. Потом Леверкюн встречает прекрасную женщину на которой хочет жениться. Однако не идет объясняться сам, а посылает своего друга-скрипача.В результате тот сам влюбляется в Мари и женится на ней,после чего погибает   Леверкюн уверен,что все это проделки черта, который убрал с его жизненного пути двух любимых людей.Перед финалом в доме Адриана появляется прекрасный мальчик, сын его умершей сестры.Композитор очень привязывается к нему, но ребенок заболевает и умирает.Тогда, совершенно уверившись в силе договора,композитор постепенно начинает сходить с ума.В конце романа Леверкюн сочиняет ораторию "Плач доктора Фаустуса". Он собирает у себя знакомых и рассказывает им о сделке между ним и дьяволом. Гости с возмущением уходят: кто-то принял это за дурную шутку, кто-то решил, что перед ними умалишенный, а Леверкюн, сев за рояль и успев сыграть только первый аккорд своего опуса, теряет сознание, а вместе с ним - до конца жизни - рассудок. 
 

Жан-Поль Сартр (21 июня 1905, Париж — 15 апреля 1980, там же) — французский философ, представитель атеистического экзистенциализма, писатель, драматург и эссеист, педагог. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».Энциклопедии называют его философом и писателем. В конце 30-х Сартр написал свои первые крупные произведения, в том числе четыре психологических по своему содержанию труда о природе явлений и работе сознания. Еще будучи преподавателем в Гавре, Сартр написал «Тошноту» — свой первый и наиболее удачный роман, опубликованный в 1938 году. В это же время в «Новом французском обозрении» печатается его новелла «Стена». Оба произведения становятся во Франции книгами года. В годы Второй мировой войны Сартр из-за дефекта зрения (он был практически слеп на один глаз) не попал в действующую армию. После захвата Франции нацистами он проводит некоторое время в концлагере для военнопленных, но уже в 1941 году его отпускают (какую опасность может представлять полуслепой метеоролог?), и он возвращается к литературной и преподавательской деятельности. Основными произведениями этой поры стали пьеса «За запертой дверью» и объемный труд «Бытие и ничто» - самый известный и успешный. Помимо рецензий и критических статей, он пишет шесть пьес, в том числе лучшую, по мнению многих, пьесу «Грязные руки» — драматическое исследование мучительного компромисса, необходимого в политической деятельности. В эти же годы он пишет исследования жизни и творчества Шарля Бодлера и Жана Жене — опыт применения экзистенциализма к биографическому жанру, а фактически попытку создания нового психологического направления — экзистенциального психоанализа.

Информация о работе Интеллектуальный роман. О романе Томаса Манна "Доктор Фаустус»