Информационные процессы в культуре и обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 09:17, реферат

Описание работы

Поскольку в России предметное поле исследований в рамках междисциплинарной проблематики "Интернет и современное общество" только формируется, можно начать обзор предлагаемых мировой наукой теоретических подходов к рассмотрению “информационного общества”. Затем, кратко обрисовав состояние дел в отечественной науке с изучением интернет-аудитории и масштабов использования в стране информационно-коммуникационных технологий, можно обратиться к анализу воздействия таких технологий на социальную структуру российского общества и показать, что по ряду позиций российские пользователи Интернета близки к так называемому среднему классу.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………….. 3
2. Информационная культура………………………………………………….. 4
3. Информационное общество…………………………………………………. 7
4. «Компьютерная революция»………………………………………………… 9
5. Телевидение и интернет……………………………………………………… 11
6. Заключение………………………………………………………………………. 14
7. Список использованной литературы………………………………………. 15

Работа содержит 1 файл

Информационные процессы в культуре и обществе.doc

— 94.50 Кб (Скачать)

    Содержание:

    1. Введение………………………………………………………………………….. 3

    2. Информационная культура………………………………………………….. 4

    3. Информационное общество…………………………………………………. 7

    4. «Компьютерная революция»………………………………………………… 9

    5. Телевидение и интернет……………………………………………………… 11

    6. Заключение………………………………………………………………………. 14

    7. Список использованной литературы………………………………………. 15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Поскольку в России предметное поле исследований в рамках междисциплинарной проблематики "Интернет и современное общество" только формируется, можно начать обзор предлагаемых мировой наукой теоретических подходов к рассмотрению “информационного общества”. Затем, кратко обрисовав состояние дел в отечественной науке с изучением интернет-аудитории и масштабов использования в стране информационно-коммуникационных технологий, можно обратиться к анализу воздействия таких технологий на социальную структуру российского общества и показать, что по ряду позиций российские пользователи Интернета близки к так называемому среднему классу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Информационная  культура 

    Мы  вступили в XXI век, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Это уже не фраза, а реальность. Развитие информационной культуры личности — важнейшая часть формирования общей культуры человека.

    В современных условиях информатизации общества происходит реформа системы непрерывного образования. Одной из важнейших задач этой реформы является развитие интеллектуальной и информационной культуры личности как составной части общей культуры.

    Специалисты, занимающиеся проблемами информации, полагают, что оптимальный уровень информационной культуры должен предусматривать:

  • организацию наиболее рационального обмена информацией;
  • создание необходимых и достаточных условий для всех этапов работы с информацией;
  • приобщение в равной степени всех людей к ценностям мировой культуры;
  • оперативное обеспечение необходимыми сведениями и знаниями всех пользователей информационно-библиотечных ресурсов.

    В личностном плане это предполагает осознание пользователем мотивов обращения к информации, владение умениями и навыками поиска и восприятия информации, способность к информационному общению.

    Информационная культура личности подразумевает совокупность особых интеллектуальных свойств и способностей, в частности способностей к абстрагированию и обобщению, к смене направленности мыслительного процесса, к выделению существенных признаков, их фиксации в памяти, использование данной информации при необходимости, а также способности мыслить «свернутыми структурами». Таким образом, информационная культура личности, оказывается, тесно связана с культурой интеллектуального труда.

    Формирование  умений и навыков работы с информацией, включение их в ценностную систему личности требует индивидуального подхода к каждому потребителю информации, связи обучения с конкретными информационными проблемами индивида.

    Обучение  методам работы с документной  информацией проводится в библиотеках и учебных учреждениях. Следует отметить, что в существующей системе непрерывного образования это обучение носит в основном теоретический характер, и приобретенные в ходе этого обучения умения и навыки, как показывают наблюдения, не носят прикладного инструментального характера. В связи с этим возникает необходимость использования таких методов формирования культуры работы с информацией, которые позволят приблизить обучение к конкретным информационным проблемам пользователей, а также к их непосредственной практической (учебной) деятельности.

    Культура  освоения и использования информации предполагает наличие умений производить анализ, синтез, обобщение на материале изученного текста, организации накапливаемой информации для дальнейшего использования, умения определять методы работы с информацией и прогнозировать результаты.

    Как показывают научные исследования и библиотечная практика, деятельность по формированию культуры чтения в настоящее время нельзя назвать удовлетворительной, уровень читательской культуры недостаточно высок: отмечаются отсутствие навыков работы с несколькими источниками информации и слабое владение рациональными приемами поиска информации в справочно-библиографическом аппарате библиотек и источников информации; читатели зачастую не могут эффективно взаимодействовать не только с автоматизированными, но и с традиционными средствами хранения и поиска информации в библиотеках. Изучение реальных читательских знаний, умений и навыков позволяет сделать вывод о существующем разрыве между информацией, предлагаемой читателю и востребуемой им, что, в свою очередь, вызывает снижение эффективности библиотечного обслуживания.

    Между тем роль библиотек в образовательном  процессе обусловлена их информационными  возможностями (фондами, справочно-библиографическим аппаратом, степенью автоматизации), последовательной работой по обеспечению квалифицированной информационной поддержки процесса обучения и необходимостью дополнительного образования в области информационной культуры личности.

    В связи с изменением подходов к  обслуживанию читателей изменяется отношение к читательской аудитории, которая воспринимается не как объект обучения и воспитания, а как равноправный участник коммуникативного процесса, диалога, осуществляемого в библиотечной среде. Появляются разнообразные интерактивные, диалоговые, формы работы с различными категориями читателей (пользователей) Во многих регионах (Николаев, Пермь, Петербург) разрабатываются многочисленные авторские программы, основанные на методах развивающего обучения, работают целевые программы информационной поддержки образования (Екатеринбург).

    Использование таких методов позволяет создать условия для формирования личности, способной саморазвиваться, принимать решения, творчески мыслить, существовать в новом информационном пространстве. Кроме того, использование интерактивных контекстных форм обучения основам библиотечно-библиографических знаний расширяет возможности библиотек в системе непрерывного образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Информационное  общество 

    Информационное  общество - социологическая и  футурологическая  концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории  постиндустриального общества, основу которой положили З.Бжезинский, Д.Белл,  О.Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники теории информационного общества связывают его становление  с  доминированием "четвертого", информационного сектора  экономики,  следующего  за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом  утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому,  что  в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными сообществами" (Е.Масуда).  Традиционным  громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет "малые" экономические  формы - индивидуальную деятельность на дому, "электронный  коттедж".  Они включены в общую структуру информационного  общества  с  его  "инфо-", "техно-" и другими сферами человеческого бытия.  Выдвигается проект "глобальной электронной цивилизации" на базе синтеза телевидения, компьютерной  службы  и энергетики  -  "телекомпьютерэнергетики" (Дж. Пелтон). "Компьютерная революция" постепенно приводит к замене  традиционной печати "электронными книгами", изменяет идеологию,  превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х.Эванс). Социальные и  политические изменения рассматриваются в теории информационного общества  как  прямой результат "микроэлектронной революции". Перспектива  развития  демократии связывается с распространением информационной  техники.  Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную  роль  в  этом  телекоммуникационной "кабельной сети", которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области "искусственного интеллекта"  рассматриваются как возможность информационной трактовки  самого  человека.  Концепция информационного общества вызывает критику  со  стороны  гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность  технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.

    В 50-70-е годы стало очевидно, что  человечество вступает в новую эпоху, дорогу  к  которой  проложило  бурное развитие техники и, в первую очередь,  компьютеров,  и  НТР  в  целом. Проблема существования  и бытия человека в полностью  "технизированном" и "информатизированном" мире не могла не занимать философов, что  вызвало к жизни концепцию "информационного" общества. Ни один из философов, писавших о данной проблеме, не сомневался в радикальном обновлении всей жизни человечества в рамках этой новой формации, но  большинство из них анализировали проблему односторонне, будь то с политической, экономической или социальной точки зрения. Это породили огромное количество разнообразных названий и определений,  о которых говорит У.Дайзард. Любопытно заметить, что почти  все  предложенные  названия имеют латинскую приставку "пост-", т.е. "после-", словно их  создатели ожидают какого-то всемирного катаклизма, глобального переворота в технике и в сознании людей, после которого вдруг начнется новая эра,  новая эпоха, возникнет новое общество. Именно  поэтому  было  так  важно найти принципиально новое название, одновременно показывающее  преемственность и принципиальную новизну грядущего общества. И таким названием стало придуманное Тоффлером "информационное общество".

    Так  как сам автор концепции "информационного  общества" не дал четкого  определения  своему "детищу", можно попытаться это сделать за него.

    Очевидно,  что нельзя ограничиваться в определении чисто экономическим аспектом или социальными факторами, поскольку комплексные и многонаправленные  перемены  охватят практически все сферы человеческой жизнедеятельности.  Таким  образом, "информационное общество" - это цивилизация, в основе развития  и  существования которой лежит особая  нематериальная  субстанция,  условно именуемая "информацией", обладающая свойством взаимодействия как с духовным, так и с материальным миром человека. Последнее свойство  особенно важно для понимания сущности нового общества, ибо, с одной стороны, информация формирует материальную среду жизни  человека,  выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит  основным  средством межличностных взаимоотношений,  постоянно  возникая,  видоизменяясь  и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому.  Таким образом  информация  одновременно  определяет  и 

    социо-культурную жизнь человека и его материальное бытие. В этом и состоит принципиальная новизна грядущего общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    «Компьютерная революция» 

    Отличительной чертой «компьютерной революции», начавшейся на рубеже 70 — 80-х годов, была ее скорость. До сих пор ни одна технологическая  инновация не распространялась по миру с такой быстротой. Уже к концу 90-х годов количество персональных компьютеров, приходящихся на тысячу человек, составляло в развитых западных странах цифру порядка 250 — 400 единиц. «Для достижения того же уровня распространенности, какой к началу XXI в. имеет компьютер, телевизору в свое время потребовалось около сорока лет, а автомобилю порядка семидесяти».

    С такой же скоростью шло и усовершенствование компьютерной техники. Инновационные  поколения стремительно следовали  одно за другим: 286-й процессор сменился на 386-й и 486-й, затем — на Pentium, Pentium II, Pentium III. Операционная система Windows 3.1, казавшаяся совершенством, — на Windows 95, Windows 98, Windows 2000. Был даже сформулирован «закон Мура», согласно которому скорость работы процессоров удваивается примерно каждые восемнадцать месяцев. Уже первые компьютеры имели вычислительную мощность, сравнимую с интеллектом насекомых, а согласно некоторым прогнозам, между 2015 и 2024 годами будет достигнут уровень мощности мозга человека. Компьютеры участвуют во всех сферах нашей жизни. Считается, что число пользователей Интернета сейчас приближается к миллиарду, а число бизнес-пользователей — к тремстам миллионам. Компьютеры научились читать, писать, рисовать, воспроизводить музыку, распознавать образы, голоса, управлять движением роботов по пересеченной местности. Представить современный мир без компьютеров уже нельзя.

Информация о работе Информационные процессы в культуре и обществе