Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 16:46, доклад
Информационная речь — речь, формирующая в слушателях новое знание о предметах и явлениях объективного мира. В классификации Аристотеля такой речи нет, так как он трактовал риторику "как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета." Сегодня, однако, следует признать информационную речь одной из самых распространенных в человеческом общении. Собственно коммуникация многими исследователями определяется как передача информации или обмен информацией.
§ 88. Информационная речь — речь, формирующая
в слушателях новое знание о предметах
и явлениях объективного мира. В классификации
Аристотеля такой речи нет, так как он
трактовал риторику
"как способность находить возможные
способы убеждения относительно каждого
данного предмета."[6, 19] Сегодня, однако,
следует признать информационную речь
одной из самых распространенных в человеческом
общении. Собственно коммуникация многими
исследователями определяется как передача
информации или обмен информацией. Так,
в "Международной энциклопедии коммуникации"
(International Encyclopedia of Communication, 1989) во вступительной
статье говорится: “Основная задача этой
новой дисциплины — теории коммуникации
— состоит в том, чтобы проследить все
пути, по которым информация, идеи и установки
распространяются среди индивидов, групп,
наций и поколений." Мы не будем сводить
коммуникацию только к передаче информации,
т. к. не только эту цель могут реализовывать
в общении коммуниканты. Но необходимо
помнить, что информационная речь распространена
очень широко и насчитывает наибольшее
количество жанров.
Иногда под информационной речью понимают
любые манипуляции с информацией: "Информативные
— цель которых — различные операции
с информацией: ее предъявление или запрос,
подтверждение или опровержение."[111,
91] Однако если понимать цель речи как
установку на определенную реакцию слушателей,
то с такой трактовкой нельзя согласиться. Предъявление информациии подтверждение(и то только как первичный
жанр — типа " Да, мы получили посланные вами книги"),
действительно, соответствуют целевой
установке информационной речи. Запрос информацииосуществляется
с помощью вопроса(первичный жанр) или речи-запроса(вторичный жанр), которые
являются видами призывающей к действию
речи, задача которой — побудить собеседника
к сообщению информации, высказыванию
совета, предложения и т. п. Опровержение— жанр убеждающей речи,
задача которой изменение сложившегося
взгляда на предмет или явление. Сюда же
должна быть отнесена и речь-подтверждение(вторичный жанр),
задача которой — доказательство правильности
предлагаемого тезиса.
Среди информационных речей выделяются
две большие смысловые разновидности.
К первой относятся речи, имеющие целью
передачу новой для слушателя объективной
информации. Ко второй — речи, в которых
оратор считает необходимым проинформировать
слушателей о своей точке зрения. (Курсивом
выделяются первичные жанры.)
Таким образом, цель собственно информационной
речи — это формирование в слушателях
нового знания, возбуждение любознательности.
Причем новым знание может быть
субъективно (т. е. новым для данного слушателя
— лекция, консультация, объяснение, инструкцияи
т. п.) и объективно (т. е. новым для всех людей
— доклад, отчет, свидетельствои т. п.).
Поэтому определим общую для всех информационных
речей ситуацию как ситуацию отсутствия
(осознанного или неосознанного) у адресата
необходимой ему информации, вследствие
чего и возникает необходимость в ее передаче.
В конкретных ситуациях цель сообщения
информации реализуется в различных задачах,
что предполагает разновидности информационной
речи — ее жанры: сообщение информации
о себе — представление,сообщение информации
о предмете или явлении — объяснение, о способах выполнения
действия — инструкция, о событиях или фактах
— сообщениеи т. д.
Цель второй разновидности информационных
речей — сообщение своей точки зрения.
В этом случае оратор не имеет выраженного
намерения повлиять на чувства или убеждения
другого человека (это может быть только
в сверхзадаче), а хочет рассказать о том,
что он думает о ситуации, как относится
к положению или как оценивает человека,
предмет, обстоятельства. Причем первичные
жанры в основном и сводятся к выражению
либо своей положительной оценки ( согласие, разрешение, одобрение),
либо отрицательной оценки ( отказ, обвинение, осуждение, предупреждение).
Важно обратить внимание, что в отличие
от вторичного жанра обвинительной речипервичное обвинениене ставит целью убеждение
аудитории, а лишь констатирует наличие
некоторого антиобщественного явления.
Вторичными в этой группе являются мнение, программная речь, комментарий.
Программная речьпредполагает в официальной
ситуации собрания сообщение о своем кредо,
своем видении ситуации или своем понимании
движения общества (организации) вперед. Комментарийпредставляет собой разъяснение
смысла актуального общественно-значимого
события. Здесь должны быть освещены причинно-следственные
связи между событиями, указаны возможные
последствия происходящего и т. п. Характерной
чертой комментарияявляется открытая авторская
позиция.
Интересной разновидностью информационной
речи этого вида является провокационная речь. "Провокационная
речь — это особый тип речи, рассчитанный
внутренне на получение некоторой ответной
информации — или известной тому, кто
провоцирует, или неизвестной (в этом случае
говорят о «выпытывании» информации)."[29,
60] Иными словами, в этом случае оратор
сообщает об определенном своем отношении
к предмету или событию или рассказывает
о некоторых фактах, имея в качестве сверхзадачи
получение от адресата некоторой информации,
которую тот в другом случае вряд ли захотел
бы сообщить. "Очевидно, что не всякой
информацией человек хочет делиться. В
этом случае провокационная речь приобретает
особые черты: ее основой становится коварство,
желание переиграть собеседника."[29,
65–66] Ср. пример из цитированного пособия:
"Ты не сможешь выиграть этот матч."
— "Нет, смогу. Я прошел серию тренировок
с особыми нагрузками и нахожусь сейчас
в очень хорошей спортивной форме."
Как видно из этого примера, провокационная речь(первая реплика)
имеет вид первичного жанра (хотя на самом
деле она продумывается заранее).
Таким образом, предмет информационной
речи — все многообразие окружающего
мира: люди, вещи, понятия, явления, события,
факты, научные гипотезы и т. п. Тезис информационной
речи — это суждение, предикативная часть
которого содержит новую информацию о
предмете. Поэтому, изобретая тезис, следует
подумать, что и в какой степени известно
слушателям о предмете. Новизна сообщаемого
должна пробуждать интерес и любознательность,
но при этом быть доступной для понимания
и восприятия.
Интересдля информационной речи
— настолько важная категория, что о ней
следует сказать особо. "Интерес — это
избирательное отношение личности к объекту
в силу его жизненного значения и эмоциональной
привлекательности."[50, 325] Интересная
речь — это не столько содержащая занимательные
и развлекательные элементы, сколько связанная
с насущными проблемами слушателей. Поэтому
для информационных речей особенно важно
деление на конвенциональныеи инициативные(см. § 8). Для конвенциальных
информационных жанров развернутое обоснование
полезности предлагаемой информации не
требуется, поскольку слушатели заранее
настроены на нее и имеется запрос на те
или иные сведения (академическая лекция, консультация, доклади т. п.).
Напротив, выступление с инициативной
информационной речью должно предваряться
более или менее пространным вступлением
с обоснованием нужности и полезности
предлагаемых сведений для слушателей,
поскольку именно это явится условием
творческого переосмысления информации.
Если оратор без всяких объяснений решил
рассказать сотрудницам бухгалтерии о
новейших космических исследованиях,
а студентам сельскохозяйственной академии
о новом прокатном стане, он не должен
удивляться тому, что слушатели не заинтересуются
предлагаемой информацией, даже если она
вполне качественна и правильно подается.
Чем меньше связи между сегодняшними интересами
аудитории и темой предполагаемой речи,
тем более объемным и доказательным должно
быть вступление с обоснованием полезности
именно этих сведений для слушателей:
" В последнее время в нашем городе тараканы
стали поистине стихийным бедствием. Они
плодятся с необыкновенной скоростью
и появились даже в тех домах, где их раньше
никогда не было. Все предлагаемые в продаже
средства борьбы с тараканами неэффективны,
однако их передозировка может приводить
к отравлению людей, и в последнее время
количество случаев таких отравлений
увеличивается. Очевидно, и вы столкнулись
уже с этой проблемой. Поэтому я хочу рассказать
вам об услугах по борьбе с тараканами
и другими насекомыми, предлагаемых нашей
санэпидстанцией…." Таким образом,
при разработке информационной речи, обязательно
необходимо задавать себе вопрос: почему
аудитория должна выслушать эту информацию,
зачем ей это надо. Причем ответ не может
звучать так: "из любознательности",
"для общего развития", а должен обосновывать
практическую пользу речи.
Единственный жанр, который не нацелен
прямо на непосредственную связь с сегодняшними
интересами слушателей — это научно-популярная лекция. Только
в нем возможна постановка «вечных» проблем,
рассуждение об общих вопросах. Однако
и здесь должно быть вступление, которое
бы указывало на актуальность и важность
рассматриваемой проблемы. Отличие от
других жанров состоит в том, что в этом
случае речь идет не о личной (или групповой)
актуальности для слушателей, а о важности
этой проблемы для общества, государства,
человечества. Ср., например, как автор
научно-популярной лекции(Задание № 49) подводит слушателей
к осознанию важности проблемы: поскольку земляне говорят на разных
языках, им очень трудно понять друг друга,
что и позволяет ему вызвать интерес к
теме. Интерес требуется для активизации
интеллектуальной деятельности людей,
а это, как правило, и есть сверхзадача
лекции. Настоящая, хорошо прочитанная лекцияобязательно заставляет людей
думать, она стимулирует размышления,
т. е. осуществляет "интеллектуальный
штурм".
В этом жанре оратор может для разжигания
чистой любознательности слушателей при
формулировании проблемы обращаться к
парадоксам, «завлекательным» трюкам
и т. п. Ср., например: " Как зародыш из почти незаметного и видного
только в микроскоп оплодотворенного
яйца развивается в футболиста весом в
двести фунтов?" (П. Сопер) В других
информационных жанрах (тем более в деловой
речи) такие приемы, как правило, неэффективны.
Здесь нелишне заметить, что практически
все учебники по риторике при рассмотрении
информационной речи обращаются именно
к жанру научно-популярной лекциии игнорируют все другие. Поэтому
в качестве тем для выступления предлагаются,
например, такие: "Жизнь в средневековом
замке", "Как работает сталелитейный
завод", "Увлекательный рассказ о
восточном ковре", "Экскурсия в радиостудию",
"Что такое мировой банк", "Принципы
реконструкции реактивного самолета",
"Жизнь среди эскимосов" и т. д. (П.
Сопер) Для всех других жанров подобные
темы невозможны в принципе (ср.: представление, отчет, свидетельство,
инструктаж, предложение, консультация,
комментарийи т. п.). Но и в рамках научно-популярной лекциипредложенные темы не могут
не вызвать нареканий: они так далеки от
непосредственных интересов студентов-гуманитариев
университета (к которым предполагается
обращаться), что потребуются необыкновенные
ухищрения, чтобы заинтересовать аудиторию.
В реальной практике и для научно-популярной лекциилучше выбирать темы более
близкие к интересам слушателей.
Основной принцип построения информационной
речи — последовательное и ясное изложение
содержания. Оратор должен стремиться
к всестороннему и полному рассмотрению
предмета речи. Например, если задача выступления
— рассказать туристам о Волгограде, то
необходимо сначала изобрести тезис речи,
а потом разработать последовательное
и непротиворечивое его рассмотрение.
Например, тезис: "Волгоград — город
со славной и боевой историей". Тогда
сначала рассказываем о создании города
и его роли в обороне южных рубежей России,
потом о его роли в крестьянских восстаниях,
затем о событиях Гражданской войны, и
наконец, о Сталинградской битве, то есть
выбираем исторический принцип. В любом
случае ощущение поступательного движения
речи должно быть очевидным для аудитории.
Именно поэтому построение подробного
плана-конспекта для информационной речи
важно как ни для какой другой. При этом
логика изложения должна быть совершенно
понятна слушателям, а предлагаемый материал
— новым и небанальным. Для большинства
информационных жанров (особенно это касается
деловой речи) именно новизна и полезность
информации является тем стержнем, который
поддерживает интерес и внимание слушателей
и не требует специальных приемов возбуждение
интереса. (ср.: докладдежурного по УВД об оперативной
обстановке в городе за последние сутки; отчетдирекции перед акционерами
предприятия; консультацияспециалиста для жильцов,
желающих установить телефон, о правилах
телефонизации дома и т. п.).
Конечно, это лишь общие принципы информационной
речи. Само же содержание и способы его
предъявления (построение речи) весьма
специфичны в конкретных жанрах, поэтому
рассмотрим несколько характерных информационных
жанров.