ИНДЕЙСКИЕ ЛУКИ
ЛУК со стрелами до конца XIX века
оставался самым важным оружием
краснокожего воина. До появления скорострельных,
заряжающихся с казенной части ружей,
являлся очень опасным оружием
в умелых руках. Один из современников
писал в конце 1860-х годов: «Даже
сегодня лук применяется очень
широко, и хотя индеец может приобрести
ружье, его редко можно увидеть
без его длинного лука и полного
стрел колчана. Ружье может выйти
из строя, и он не в силах починить
его, патроны могут отсыреть…
но лук всегда в порядке, а быстрые
стрелы готовы к стрельбе как при
влажной, так и при сухой погоде.
Поэтому дикарь всегда держит лук
под рукой».
Индейские луки
можно поделить на три типа:
1. Простые, изготовленные
из цельного куска твердого, эластичного
дерева. Такими обычно пользовались
только дети.
2. Укрепленные сухожилиями,
также сделанные из цельного
куска дерева. Сухожилия приклеивались
«так, что по виду напоминали
кору». Лук черноногих, относящийся
к этой категории и описанный
как типичный равнинный лук
середины XIX века, составлял один
метр в длину.
3. Луки третьего
типа изготавливали из рогов
оленя, бизона или горного барана.
Они были самыми мощными и
дорогими. Если обычный деревянный
лук у команчей оценивался
в одну лошадь, то лук из
рога мог обойтись воину в
целое состояние – от шести
до двадцати коней. По словам
антрополога Джорджа Гриннела, луки
из рога делали в основном
кроу и племена Скалистых гор
– шошоны, юты и другие, но они
часто обменивали их другим
племенам. Обычно такой лук состоял
из двух-трех (реже четырех) склеенных
вместе частей. Крайне редкими
считались луки из целого оленьего
рога. Команчи иногда использовали
даже бизоньи ребра, но, по словам
индейцев, они были непрактичны.
Джон Брэдбери в 1811 году видел
различные индейские луки и
отмечал, что лучшим считается
лук из рога горного барана.
Он был коротким, но мощным. Брэдбери
видел лук, сделанный из трех
кусков рога, аккуратно обмотанных
сухожилиями. Средняя длина роговых
луков составляла около 90 сантиметров.
Изготовление луков
было мужским занятием. Каждый
воин мог сделать для себя
лук самостоятельно, но также
существовали специалисты, которые
были в этом особо искусны.
Ими обычно были старики, отошедшие
от воинских дел. Иногда это
был "семейный бизнес" - у
осейджей, например, известные изготовители
луков происходили из клана
хужойгара, что означает «Только
они владеют луком».
Каждый человек делал
лук в своей манере и разные
люди использовали разные методы по своему
усмотрению. Менялась и мода - предпочтение
отдавалось то одним, то другим техникам.
Но в основе своей методы были одинаковы
на всей территории Великих равнин.
Длина деревянных
луков у равнинных племен несколько
варьировалась. Но обычно не
превышала 1.5 метров и не была
меньше 90 см. Исключением были луки
понков, длина которых составляла
около 1.8 метра. «Длина их луков
довольно велика, поскольку я
никогда не видел индейского
лука длиннее 4 футов (1,2 метра)»,
- писал Ховард. Самые же короткие
луки, в 75 см. были у шошонов.
Интересное замечание, относительно
длины лука, сделал Джордж Белден,
много лет проведший среди
равнинных племен: «Каждый лук
отличается по длине и силе
от другого, в зависимости от
потребностей владельца».
Изготовление лука
По словам Ричарда
Доджа, на изготовление хорошего
лука уходило много времени.
Он писал: «Наиболее высоко
среди индейцев центральной части
Северной Америки (Великих равнин)
ценились луки, изготовленные посредством
аккуратного совмещения частей
оленьих рогов, которые склеивали
вместе и туго обматывали полосами
кишок оленя или тонкими нитями
сухожилий. Обмотку сперва вымачивают,
и когда она высыхает, то крепко
стягивает и соединяет отдельные
части в одно целое. Таким
образом получается компактный
лук, который, как говорят, сильнее,
туже, эластичней и прочнее лука,
изготовленного из любого другого
материала. Но большая сложность
их изготовления, тот факт, что
они становятся совершенно бесполезными
в сырую и даже влажную погоду,
а также всеобщее использование
огнестрельного оружия, привело
к отказу от этих роговых
луков, и сегодня их можно
увидеть пожалуй лишь только
в музеях, или во влиятельных
семьях, где их, как фамильную
реликвию передают от отца
к сыну».
Тетива
Лук всегда держали
со спущенной тетивой, натягивая
ее только в случае необходимости,
иначе он терял эластичность
и приходил в негодность. С
одного конца тетиву закрепляли
намертво, а с другой стороны
делали пару зарубок, на которых
крепилась петля другого конца
тетивы. Перед применением индеец
упирал лук в землю тем концом,
к которому тетива была прикреплена
намертво, и давлением сгибал
его до тех пор, пока петля
не попадала в зарубку. Индейцы
очень аккуратно обращались с
тетивами, чтобы не повредить
их. Омахи всегда держали при
себе две тетивы – одну на
луке, а другую в колчане на
случай, если первая порвется.
Для тетивы все
племена использовали бизоньи
или оленьи сухожилия, пролегающие
вдоль позвоночника животного
от лопаток до крестца. Некоторые
предпочитали делать тетивы из
конского волоса, потому что они
не рвались и не впитывали
влагу. Один из команчей говорил,
что считал лучшим материалом
для тетивы медвежьи кишки.
Стрелы
Если пропорции
стрелы не соблюдались, попасть
в цель было весьма затруднительно.
К примеру, слишком легкое или
тяжелое древко значительно влияло
на полет стрелы – легкая
отклонялась от цели, а тяжелая
била на меньшее расстояние, быстро
теряя в полете свою смертоносную
силу. Индейцы дорого оценивали
хорошие стрелы - десять стрел
могли стоить одну лошадь.
Стрелоделателями
обычно были старики или калеки,
которые не могли заниматься
присущей для мужчин деятельностью.
Старики делали стрелы для
живших с ними под одной
крышей мужчин, которые использовали
их на войне или на охоте.
Юноши платили им за возможность
научиться мастерить хорошие
стрелы.
Манданы в 1929 году
помнили двух калек-стрелоделателей
(нога одного была переломана
раненым бизоном, а бедро второго
вдребезги разбито пулей), которые
жили за счет того, что все
время изготавливали и продавали
стрелы. Сиу Белый Ястреб говорил,
что стрелы обычно заказывали
у стрелоделателя штук по сто
за раз. Когда индейцу были
нужны стрелы, он собирал необходимые
для их изготовления материалы,
готовил еду, и приглашал стариков,
которые приходили и оставались
на целый день. Один делал наконечники,
другой закреплял оперение, третий
раскрашивал их и т.п. В это
же время они рассказывали
истории о войне или охоте,
в зависимости от того, для
чего предназначались стрелы. Они
делали шесть или двенадцать
стрел, все из которых были помечены
одинаково. Старик, раскрашивавший их,
показывал метки остальным, чтобы потом
не возникало споров о принадлежности
стрел. Если впоследствии кто-либо утверждал,
что эти стрелы принадлежат ему, старики
смотрели на метки, узнавали их, и улаживали
споры.
У понков древки
стрел каждый делал самостоятельно,
но наконечники для них изготавливались
специалистами, которые продавали
их другим. У кроу напротив, древки
делались специалистами.
Команчи считали,
что шайены и пауни не умели
делать хороших стрел, тогда
как стрелы команчей и вичитов
очень ценили.
Наконечники стрел
Белый Ястреб, сиу
из резервации Шайен-Ривер, говорил,
что знал о трех видах наконечников:
1. Кремневые, которые
применялись его дедом. Он видел
их в детстве, но сам никогда
не пользовался.
2. Костяные (из внутренней
части ребер или мозговых костей
животных), которые применял
его отец.
3. Металлические, которыми
пользовался сам.
Также еще можно
отметить стрелы без наконечников
с заостренным или тупым концом.
Но на Великих равнинах ими
пользовались только дети, охотясь
на птиц и мелких зверушек,
или оттачивая свое мастерство
на мишенях. Хотя существуют
свидетельства испанцев о том,
что в руках юго-западных племен
в XVII веке такие стрелы были
весьма опасны, равнинники не
использовали их в боях с
врагами.
Металлические наконечники
индейцы покупали у торговцев
или делали сами из разных
подручных материалов. Брэдбери
еще в 1811 году отмечал, что
«сегодня они выменивают наконечники
для стрел у торговцев, которые
нарезают их из свернутого
листового металла или из ободов
бочек и ящиков». Белден писал
в середине XIX века: «Почти все
дикие племена сегодня используют
металлические наконечники, которые
являются серьезной статьей доходов
для торговцев. На Востоке существуют
фирмы, которые каждый год производят
сотни тысяч наконечников, и посылают
торговцам для обмена с индейцами
на меха… Наконечники продают
коробочками по дюжине штук
в каждой. Торговцу они обходятся
в полцента за штуку, то есть
шесть долларов за коробочку,
и продавая их индейцам он
получает огромную прибыль. Коробочка
обменивается на бизонью шкуру,
которая стоит 8-9 долларов, три
наконечника обменивают на бобриную
шкурку, которая стоит 4 доллара».
Арапахо покупали
железо для наконечников стрел
и копий у мексиканцев. Осейджи
делали их из железа, латуни
и меди. Также для этих целей
индейцы использовали сковородки,
продаваемые торговцами или захваченные
у солдат. «В те времена сковороды,
которыми пользовались на Равнинах,
были небольшими, из тонкой стали,
с узкими, тяжелыми стальными
ручками и с дыркой на конце»,
- вспоминал Юджин Вэйр. Один из
его солдат был ранен в бою
с шайенами стрелой с наконечником
из такой ручки: «У индейца
была огромная стрела, и в качестве
наконечника к ней было прикреплено
почти 22 см. ручки от сковороды,
заточенной по бокам и заостренной
на конце. Она вошла в бедро
на несколько сантиметров, пробив
бедренную кость». Сообщалось, что
мексиканские торговцы продавали
индейцам не только металл
для наконечников, но и напильники,
при помощи которых краснокожие придавали
им форму и затачивали. Команчи, сделав
и заточив наконечник, укрепляли его накаляя
до красна на огне, а затем опуская в ледяную
воду.
Наконечник вставлялся
в прорезь древка и прикреплялся
к нему при помощи самодельного
клея, после чего сразу же дополнительно
обматывался сухожилиями. Закрепляя
его на древке, индеец держал
древко в правой руке, а сухожилия
в левой, пальцами проворачивая
древко так, чтобы сухожилия
правильно наматывались на него.
Существовали определенные различия
между боевыми и охотничьими
стрелами. заключались они в форме
наконечников и способах их
крепления к древку. Охотничьи
стрелы имели длинные конусообразные
наконечники, с округлой задней
частью без зубцов. Наконечник
крепко прикреплялся к древку,
и стрелу было легко вытащить
из туши животного. Боевые же
стрелы имели наконечники, подобные
ланцету, и зубцы. Помимо этого
они слабо прикреплялись к
древку. Зубцы резали рану изнутри
и не давали возможности вытащить
стрелу. Обычно зубцов было два
– по одному на каждом «крыле»
наконечника. Команчи иногда делали
всего один зубец. Такой наконечник
при вытягивании еще и проворачивался
в ране, делая невозможным его
извлечение без хирургического
вмешательства. Один зубец также
часто оставляли сиу, тогда
как шайены этого не делали.
Благодаря слабому
креплению при вытаскивании наконечник
оставался в ране. Даже если
наконечник не имел зубцов, он
представлял огромную опасность
для жизни раненого человека.
Он мог вызвать заражение крови
или сместиться в тканях и
повредить жизненно важные органы.
По словам американского историка:
«Боевые стрелы сиу отличались
большей длиной наконечников
и лучшей обработкой. Наконечники
боевых стрел хункпапа-сиу составляют
в длину от 11 до 13 см., то есть
на 2-3 см. длиннее обычных, что
дает им, по словам индейцев, большую
пробивную силу». Брекенридж в
1811 году отметил различие между
стрелами в зависимости от
их применения у арикаров: «У
них имеется два вида стрел
– одни для охоты, другие
для войны. Последние отличаются
тем, что наконечник прикрепляется
к древку так слабо, что при
проникновении в тело остается
там, и его невозможно вытащить
вместе со стрелой. Но если
такая стрела попадает в мягкие
ткани, то проходит навылет.
Отравленных стрел они не используют».
Джон Брэдбери, указывал, что у
охотничьих стрел более широкие
наконечники, чтобы из животного
вытекало больше крови и оно
быстрей уставало при погоне.
И у охотничьих, и у боевых
стрел наконечники были плоскими.
Впрочем, с тех пор как огнестрельное
оружие стало более доступно
краснокожим, у индейцев, вероятно,
отпала необходимость изготавливать
и использовать одни стрелы
для охоты, а другие для войны.
Смит отмечал, что «на практике
оба типа стрел беспорядочно
применялись как для охоты,
так и для войны».
Отравленные стрелы
В начале XIX века
некоторые племена на Равнинах
использовали отравленные стрелы
гораздо чаще, чем утверждается
в большинстве источников. Известно
об использовании яда шошонами
в ранние времена. Для этого
они погружали наконечники стрел
в смесь из толченых муравьев
и селезенки животного, которую
оставляли гнить на солнце. В
результате получался смертельный
яд и если наконечник такой
стрелы даже царапал кожу противника,
тот обязательно умирал. Кроме
того, шошоны использовали яд
гремучей змеи. По словам шошонов,
индейцы Равнин никогда не
использовали отравленные стрелы,
но Кэтлин упоминал, что отравленными
стрелами пользовались манданы.
Информаторы Уоллеса сообщали, что
иногда отравленные стрелы на
войне использовали команчи. Яд
изготавливали из неизвестного
растения, или обмакивали во внутренности
мертвого скунса. Джордж Белден
особо отмечал: «К счастью,
лишь некоторые племена сегодня
используют отравленные стрелы. Это смертоносное
оружие ничем не отличается от обычных
стрел, за исключением отравленного наконечника.
За прошедшие годы, в войнах вдоль реки
Платт, верхней части Миссури, и других
столкновениях с индейцами, ни один солдат
или гражданский не был подстрелен отравленной
стрелой». Он оставил описание метода,
показанного ему ближайшими родственниками
тетон-сиу – санти-сиу. Индейцы ловили
большую гремучую змею и пригвождали ее
голову к земле раздвоенной палкой, после
чего легонько щекотали ее маленькой веткой
от головы к хвосту. Это приводило змею
в дикую ярость. Рядом с ней клали свежую
оленью печень и отпускали. Змея впивалась
в нее раз за разом, жаля ядовитыми зубами,
а когда уставала, ее снова пригвождали
к земле и щекотали, а затем снова отпускали
и она вновь набрасывалась на печень. Потом
змею убивали, а нанизанную на острую палку
печень несли в селение. Вскоре она чернела
и начинала дурно пахнуть, что свидетельствовало
о ее готовности. Индейцы приносили стрелы,
втыкали их в печень и оставляли в ней
на полчаса, после чего вытаскивали и сушили
на солнце. Одной печени хватало на тысячу
стрел. Отравленной таким образом стреле
достаточно было лишь оцарапать кожу,
чтобы убить противника. С ними обращались
крайне деликатно, но иногда по неосторожности
из-за них погибали лошади, женщины, дети
и даже воины. Белден высказал предположение,
что «индейцы отказались от их применения
из соображений собственной безопасности,
нежели по гуманным соображениям».