Импрессионизм в искусстве XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:33, реферат

Описание работы

Важным явлением европейской культуры второй половины 19 в. был художественный стиль импрессионизм, получивший распространение не только в живописи, но в музыке и художественной литературе. И все-таки возник он в живописи. Импрессионизм (франц. impressionism, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начала 20 века. Сложилось во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. (название возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце").

Содержание

1. Введение
2. Зарождение импрессионизма и его основоположники
3. Импрессионизм в работах К. Писсарро, К. Моне, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека
4. Импрессионизм в скульптуре и музыке
5. Постимпрессионизм
6. Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Копия культурология.doc

— 208.50 Кб (Скачать)
Автономная некоммерческая организация высшего  профессионального  образования

«ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ФИНАНСОВ»

 

Факультет: Дистанционных образовательных технологий 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Реферат 

по курсу: «Культурология» 

на тему : «Импрессионизм в искусстве XIX века» 
 
 

Выполнил: Сабадаш Е.В.
 
Группа: 01-11-Э(И)
 
Отметка о регистрации:  
 
 
 
 
 

Пермь 2011 г.

 

      

             Содержание 

1. Введение 

2. Зарождение импрессионизма и его основоположники 

3. Импрессионизм в работах К. Писсарро, К. Моне, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека 

4. Импрессионизм в скульптуре и музыке 

5. Постимпрессионизм 

6. Заключение 

Список литературы 

Приложения 

 

             Введение 

     Важным  явлением европейской культуры второй половины 19 в. был художественный стиль импрессионизм, получивший распространение не только в живописи, но в музыке и художественной литературе. И все-таки возник он в живописи. Импрессионизм (франц. impressionism, от impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — начала 20 века. Сложилось во французской живописи конца 1860 — начала 1870-х гг. (название возникло после выставки 1874, на которой экспонировалась картина К. Моне "Впечатление. Восходящее солнце").

     Признаки  импрессионистического стиля — отсутствие четко заданной формы и стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое впечатление штрихах, обнаруживавших, однако, при обзоре целого свое скрытое единство и связь. В качестве особого стиля импрессионизм с его принципом ценности "первого впечатления" давал возможность вести повествование через такие, как бы схваченные наугад детали, которые по видимости нарушали строгую согласованность повествовательного плана и принцип отбора существенного, но своей "боковой правдой" сообщали рассказу необычайную яркость и свежесть.

     Во  временных искусствах действие разворачивается во времени. Живопись как бы способна запечатлеть лишь один-единственный момент времени. В отличие от кино у нее всегда один "кадр". Как же в нем передать движение? Одной из таких попыток запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости была попытка создателей направления в живописи, получившего название импрессионизм (от франц. впечатление). Это направление объединило различных художников, каждого из которых можно охарактеризовать следующим образом. Импрессионист — это художник, который передает свое непосредственное впечатление от природы, видит в ней красоту изменчивости и непостоянства, воссоздает зрительное ощущение яркого солнечного света, игры цветных теней, пользуясь палитрой из чистых несмешанных красок, с которой изгнаны черное и серое. Струится солнечный свет, от влажной земли поднимаются испарения. Вода, тающий снег, вспаханная земля, колышущаяся трава на лугах не имеют четких, застывших очертаний. Движение, которое раньше вводилось в пейзаж как изображение перемещающихся фигур, как следствие действия природных сил — ветра, гонящего облака, колышущего деревья, теперь сменяется покоем. Но этот покой неживой материи — одна из форм ее движения, которая передается самой фактурой живописи — динамичными мазками разных цветов, не скованными жесткими линиями рисунка. 

        Зарождение импрессионизма и его основоположники 

     Формирование  импрессионизма началось с картины Э. Мане (1832—1893) "Завтрак на траве" (1863). Новая манера живописи не сразу была принята публикой, обвинявшей художников в том, что они не умеют рисовать, бросают на холст краски, соскобленные с палитры. Так, неправдоподобными показались и зрителям, и коллегам-художникам розовые Руанские соборы Моне — лучшая из живописных серий художника ("Утро", "С первыми лучами солнца", "Полдень"). Художник не стремился представить на холсте собор в разное время дня — он состязался с мастерами готики поглотить зрителя созерцанием волшебных светоцветовых эффектов. Фасад Руанского собора, как и большинство готических соборов, скрывает мистическое зрелище оживающих от солнечного света ярких цветных витражей интерьера. Освещение внутри соборов меняется в зависимости от того, с какой стороны светит солнце, пасмурная или ясная погода. Одному из полотен Моне своим появлением обязано слово "импрессионизм". Это полотно действительно было крайним выражением новаторства появившегося живописного метода и называлось "Восход солнца в Гавре". Составитель каталога картин для одной из выставок предложил художнику назвать её как-нибудь иначе, и Моне, вычеркнув "в Гавре", поставил "впечатление". И несколько лет спустя после появления его работ, писали, что Моне "вскрывает жизнь, которую до него никто не сумел уловить, о которой никто даже не догадывался". В картинах Моне стали замечать тревожный дух рождения новой эпохи. Так, в его творчестве появилась "серийность" как новый феномен живописи. И она заострила внимание на проблеме времени. Картина художника, как отмечалось, выхватывает из жизни один "кадр", со всей его неполнотой и незаконченностью. И это дало толчок к развитию серии как последовательно сменяющих друг друга кадров. Помимо "Руанских соборов" Моне создает серию "Вокзал Сен-Лазар", в которой картины взаимосвязаны и дополняют друг друга. Однако соединить "кадры" жизни в единую ленту впечатлений в живописи было невозможно. Это стало задачей кинематографа. Историки кинематографа полагают, что причиной его возникновения и широкого распространения были не только технические открытия, но и назревшая художественная потребность в движущемся изображении, И картины импрессионистов, в частности Моне, стали симптомом этой потребности. Известно, что одним из сюжетов первого сеанса кино в истории, устроенного братьями Люмьер в 1895 г., было "Прибытие поезда". Паровозы, вокзал, рельсы и были сюжетом серии из семи картин "Вокзал Сен-Лазар" Моне, выставленных в 1877 г.

     Пьер  Огюст Ренуар (1841—1919) вместе с К. Моне и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. В этот период Ренуар работает над развитием  живого, красочного художественного стиля с перистым мазком (известным как радужный стиль Ренуара); создает множество чувственных ню ("Купальщицы"). В 80-е годы все более тяготеет к классической ясности образов в своем творчестве. Более всего Ренуар любил писать детские и юношеские образы и мирные сцены парижской жизни ("Цветы", "Молодой человек на прогулке с собаками в лесу Фонтенбло", "Ваза с цветами", "Купание на Сене", "Лиза с зонтиком", "Дама в лодке", "Всадники в Булонском лесу", "Бал в Ле Мулен де ла Галетт", "Портрет Жанны Самари" и многие другие). Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия. Но Ренуару принадлежит следующая мысль: "В течение сорока лет я шел к открытию того, что королевой всех цветов является черная краска". Имя Ренуара синоним красоты и молодости, той поры человеческой жизни, когда душевная свежесть и расцвет физических сил пребывают в полной гармонии. 

         Импрессионизм в работах К. Писсарро, К. Моне, Э. Дега, А. Тулуз-Лотрека 

     Камиль Писсарро (1830—1903) — представитель импрессионизма, автор светлых, чистых по цвету пейзажей ("Вспаханная земля"). Для его картин характерна мягкая сдержанная гамма. В поздний период творчества обратился к изображению города — Руана, Парижа (Бульвар Монмартр, Оперный проезд в Париже). Во второй половине 80-х гг. испытал влияние неоимпрессионизма. Работал и как график.

     Клод  Моне (1840—1926) — ведущий представитель  импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен "Стога сена", "Руанский собор" он стремился запечатлеть мимолетные, мгновенные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне Впечатление. Восходящее солнце произошло и название направления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.

     Творческому почерку Эдгара Дега (1834—1917) свойственны  безупречно точное наблюдение, строжайший рисунок, сверкающий, изысканно красивый колорит. Он прославился свободно асимметричной  угловатой композицией, знанием мимики, поз и жестов людей разных профессий, точными психологическими характеристиками: "Голубые танцовщицы", "Звезда", "Туалет", "Гладильщицы", "Отдых танцовщиц". Дега — прекрасный мастер портрета. Под влиянием Э. Мане перешел к бытовому жанру, изображая парижскую уличную толпу, рестораны, скачки, балетных танцовщиц, прачек, грубость самодовольных буржуа. Если произведения Мане светлы и жизнерадостны, то у Дега они окрашены грустью и пессимизмом.

     Тесно связано с импрессионизмом и  творчество Анри Тулуз-Лотрека (1864— 1901). Он работал в Париже, где рисовал  танцовщиц и певиц из кабаре и  проституток в своей особой манере, отличающейся яркими красками, смелостью  композиции и блестящей техникой. Большим успехом пользовались его литографические плакаты. 

         Импрессионизм в скульптуре и  музыке 

     Современником и соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840—1917). Его драматическое, страстное, героически возвышенное искусство прославляет красоту и благородство человека, оно пронизано эмоциональным порывом (группа "Поцелуй", "Мыслитель" и др.) для него свойственна смелость реалистических исканий, жизненность образов, энергическая живописная лепка. Скульптура имеет текучую форму, приобретает как бы незаконченный характер, что роднит его творчество с импрессионизмом и в то же время позволяет создать впечатление мучительного рождения форм из стихийной аморфной материи. Эти качества ваятель сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским размышлениям ("Бронзовый век", "Граждане Кале"). Художник Клод Моне назвал его великим из великих. Родену принадлежат слова: "Скульптура это искусство углублений и выпуклостей".

     Клод  Дебюсси (1862—1918) — основоположник музыкального импрессионизма. Он воплотил в музыке мимолетные впечатления, тончайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы. Современники считали своего рода манифестом музыкального импрессионизма прелюдию к "Послеполуденному отдыху фавна". Здесь проявилась зыбкость настроений, утонченность, изысканность, прихотливость мелодики, колористичность гармонии. Одно из наиболее значительных произведений Дебюсси — опера "Пеллеас и Мелизанда" по драме М. Метерлинка. Композитор создает сущность неясного, символически-туманного поэтического текста. Самое крупное симфоническое произведение Дебюсси — три симфонических эскиза "Море". В последующие годы в сочинениях Дебюсси проявились черты неоклассицизма. Продолжил и развил искания Дебюсси в области импрессионистической музыки французский композитор и пианист Морис Равель (1875—1937). Его работам присущи чувственность, экзотическая гармоничность и великолепные оркестровые эффекты (балет "Дафнис и Хлоя", болеро для оркестра). 

             Постимпрессионизм 

     Основные  черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве. Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров ("Оргия"), затем испытал воздействие Г. Курбе ("Печка в мастерской"). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в концу 80-х гг. Именно в это время Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной композиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как "Берега Марны", "Персики и груши", "Пьеро и Арлекин". Сезанн оперировал преимущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и желтого. У него смелый лаконичный рисунок. Творчество Сезанна нашло много подражателей и последователей и оказало большое влияние на живопись ХХ века. Поль Гоген (1848—1903) — один из выдающихся представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. Он использовал синтетические обобщения цвета и линий. Основная тема картин Гогена — быт и легенды народов Океании (Таити), поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полные символики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитизации формы. У него предельно упрошенный рисунок, формы предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие. Композиции носят орнаментальный характер. Гоген — автор таких картин, как "Брод", "А, ты ревнуешь?". На Таити он написал один из своих шедевров "Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?". Вершина постимпрессионизма — творчество Винсента Ван Гога (1853— 1890). В его творчестве два периода: первая половина 80-х гг. и последние три года жизни, когда он был тяжело болен. Несмотря на непродолжительный период творческой жизни, художник создал произведения, оставившие неизгладимый след в мировой культуре. Творчество Ван Гога имеет пессимистический, тревожный, болезненный, экспрессивный характер. В его произведениях то восторг перед жизнью, миром, то чувство одиночества и щемящая тоска. Его картины "Хижины", "Спальня", изображающие простые дома или комнаты, полны драматизма. Впечатление напряженности усиливается особым приемом наложения краски резкими, иногда зигзагообразными или параллельными мазками, идущими при изображении, например, земли или хижины в одном направлении, а неба — в другом, противоположном. С нёобычайной обостренностью восприятия он пишет природу (цветы, деревья, траву), архитектуру, людей ("Овер после дождя", "Церковь в Овере", "Портрет доктора Гаше"). Его пейзажи, написанные в Арле, пронизаны страстным жизнелюбием. В них — сочетание ярких цветов, рисунков и смелые свободные композиционные решения ("Ночное кафе", "Красные виноградники в Арле". При жизни Ван Гог не пользовался никакой известностью. Ею огромное влияние на искусство сказалось намного позднее. И в целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мотивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа ХТХ—ХХ вв. 

               Заключение 

     Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм. Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимою субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро и других, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого направления в живописи.

     Импрессионизм ввёл в искусство новые темы, осмыслив эстетическую значимость многих сторон реальности. Произведения зрелого импрессионизма отличаются яркой и непосредственной жизненностью. В то же время для  импрессионизма характерно и выявление  эстетической самоценности и новых выразительных возможностей цвета, подчёркнутая эстетизация способа выполнения, обнажение формальной структуры произведения; именно эти черты, только зарождающиеся в импрессионизме, получают дальнейшее развитие в неоимпрессионизме, и постимпрессионизме. 

     Импрессионизм можно рассматривать и гораздо  шире – как стиль, в котором  отсутствуют чётко заданная форма, предмет запечатлён в отрывочных мгновенно фиксирующих каждое мгновение  штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое  единство и связью. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства, в частности в скульптуре. 

 

      Список литературы 

  1. Андреев Л.Г. Импрессионизм. – М., 1980.
  2. Всеобщая история искусств. – М., 1958-1970.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1991.
  4. Ильина Т.В. История искусств: Западноевропейское искусство. – М., 1993.
  5. Художественная культура в докапиталистических формах / Под ред. М.С. Кагана. – Л., 1984
 

 

      Приложение 1 

Информация о работе Импрессионизм в искусстве XIX века