Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:53, доклад
Икона представляет собой образ самого Бога, Божьей Матери или святых угодников. Слово «икона» пришло из греческого языка и означает образ, изображение. Изображение иконы освящается святой водой и специальными молитвами. До освящения икона не имеет божественного смысла и по-прежнему остается делом рук человека. Именно после обряда освящения икона приобретает благодатную энергию и духовное признание.
Икона представляет собой
образ самого Бога, Божьей Матери или
святых угодников. Слово «икона»
пришло из греческого языка и означает
образ, изображение. Изображение иконы
освящается святой водой и специальными
молитвами. До освящения икона не
имеет божественного смысла и
по-прежнему остается делом рук человека.
Именно после обряда освящения икона
приобретает благодатную
Икона является посредником
между миром людей и
В России известно несколько основных школ иконописи: новгородская, суздальская, псковская, московская и владимирская. Новгородская школа иконописи отличалась тем, что изображения на иконах были просты и очень выразительны, а краски были чистые, несмешанные, в основном применялись цвета зеленый, желтый и красный. Иконы суздальской школы отличались аристократизмом и холодным голубым фоном изображения. Псковские же иконы, напротив, имели темный фон, основными цветами были красный и зеленый. Иконы московской и владимирской школ отличались стремлением к наибольшей целостности и гармонии.
Одной из самых распространенных икон является икона Пресвятой Богородицы. Существует несколько наиболее распространенных ликов Богородицы, к ним относится: Казанская Божья Матерь, Смоленская, Тихвинская, а также Калужская. Эти названия происходят от названия тех мест, в которых Богородица являлась людям.
Богородица издавна являлась защитницей Руси и всего рода человеческого, и с ее Владимирской иконой связано немало чудесных историй. Например, во время угрозы со стороны казанских, крымских, и ногайских татар под предводительством хана Махмета Гирея великий князь Василий собрал рать воинов и встретил хана на Оке. Но силы врага превосходили численность русских солдат, и они начали отступать к Москве. В это время одной монахине Воскресенского монастыря приснился сон: будто через закрытые двери Кремлевского Успенского собора вышли святители с Владимирской иконой Божьей матери. Монахиня поняла, что это были давно умершие старцы Петр и Алексей, их встретили тоже умершие Сергей Радонежский и Варлаам Хутынский. Они спросили, куда уходят старцы, и те им ответили, что покидают город, в котором давно позабыли законы Божьи. И тогда Сергей и Варлаам упали перед иконой, стали просить Богородицу не покидать свой народ. Проснувшись, монахиня рассказала всем свой сон и просила начать молиться Пресвятой Богородице, чтобы она помогла русским воинам в нелегкой битве. Говорят, благодаря молитве этой татары в ужасе отступили от стен Москвы, только перед ними предстало невиданное войско в сияющих доспехах.
Кроме этого, икона Богородицы помогала исцелять больных. Однажды в детскую реанимацию Москвы привезли тяжело больного мальчика. У него был обнаружен гепатит. Лечащий врач не видел хорошего и быстрого способа излечения от болезни. Больному нужно было пройти несколько тяжелых интенсивных курсов лечения, однако даже самые высококвалифицированные врачи не могли дать гарантии, что ему станет легче и он поправится. Однако после того, как началось лечение, мальчик очень быстрыми темпами пошел на поправку. Врач очень сильно зтому удивился и был искренне рад за своего пациента. И однажды, зайдя к нему в палату, он увидел, что у изголовья кровати мальчика стоят иконы, а рядом сидит его мать. Среди этих икон была икона святого Пантелеймона и Пресвятой Богородицы Призри на смирение». Мама мальчика сказала врачу, что ее сыну помогают исцеляться Богородица и Пантелеймон.
Икона «Призри на смирение» всегда считалась чудотворной, так как помогала исцелиться от самых разных заболеваний. С этой иконой связано еще одно очень интересное событие, которое не могут объяснить ученые. В день памяти Серафима Саровского в 1993 году игумен Дамиан увидел, что на стекле, которое закрывало икону и не соприкасалось с ней, проявилось иконописное изображение. Это нерукотворное изображение исцелило многих людей от различных заболеваний.
Еще один очень интересный случай исцеления связан с Почаевской иконой Божьей Матери. Эту икон; привез из Греции митрополит Неофит I в 1559 году. Икона около 30 лет продолжала находиться в одном имении в Карпатской Руси, и однажды от нее стало исходить божественное сияние, которое исцеляло всех людей, которые приближались к иконе. После этого случая икона была вывезена в Почаевскую гору, где и получила свое название.
Чудотворные иконы
Все иконы, освященные должным образом, становятся священным предметом; но в том случае, если икона отличится от прочих подобных изображений тем или иным чудотворением, она получает название чудотворной и признается особо чтимой.
Считается, что чудо сотворяет конкретная икона, выбранная Божьим промыслом для определенного знамения, и даже ее копии далеко не всегда наследуют чудотворные качества оригинала.
Избранность иконы среди прочих подобных образов может проявляться по-разному: через самообновление, исходящий от образа свет, благоухание, мироточение и слезотечение, т. е. через появление на иконах капель воды и миро. Такие избранные образы исцеляют людей по читаемым перед ними молитвам, спасают от эпидемий, пожаров, стихийных бедствий, разграбления городов. При этом чудеса могут являть как старые иконы, так и новые; как написанные на бумаге, так и созданные на дереве.
За всю историю православной христианской церкви более тысячи образов явили верующим свою чудотворную силу, по большей части это иконы Богоматери, милосердной заступницы за род людской перед Господом. При этом довольно часто чудотворные иконы являли свою силу чудесным появлением по воде или воздуху, самостоятельным определением места своего хранения, сиянием или оживлением образов.
Нередко чудотворными становятся
иконы, написанные с нарушением канона
или вовсе западного
Каждая чудотворная икона имеет день своего почитания, связанный с датой явления ее чудесных свойств, а также подробную историю своего происхождения и проявления необычайной чудесной силы.
Стоит отметить, что современная православная церковь не признает такого разделения и считает все иконы чудотворными; только в ряде случаев чудеса были явлены, так как молящийся обратился к Господу с открытым сердцем и пламенными, идущими от души словами, а в другом случае чудотворность иконы не замечается. Более того, именно вера и искренняя молитва перед образом (или вне его) являются основой и залогом чуда, а не старинное изображение или особые художественные достоинства той или иной прославившейся иконы. Итак, искренние слова молитвы, сказанные перед обычной (но обязательно освященной) иконой у себя дома, окажут такое же воздействие, как и слова молитвы, сказанные в церкви перед прославившим себя образом.
Таким образом, важный вопрос,
какую икону считать
Глава II
Образы Спасителя
Согласно библейским преданиям первое изображение лика Спасителя появилось при жизни Христа и стало еще одним чудом, явленным им людям. До этого момента древние израильтяне не знали икон. Бог Отец, которому поклонялись израильтяне, был непостижим и незрим для человека, поэтому и образ его невозможно было передать на полотне или каком-либо другом материале.
Все изменилось с рождением Христа, который имел облик человека и соответственно мог быть запечатлен. Странствуя по Палестине, Иисус проповедовал людям слово Божие, а также являл настоящие чудеса исцеления немощных и больных. Об этом услышал правитель одного сирийского княжества Авгарь, уже долгое время страдавший от страшной и неизлечимой болезни – проказы.
Согласно преданию князь всей душой поверил в то, что только лик Спасителя сможет исцелить его от болезни, и направил в Палестину своего художника Анания, дав ему задание написать портрет пророка. Художнику быстро удалось отыскать Христа в Иерусалиме, но приблизиться к Спасителю, чтобы зарисовать его облик, мешала огромная толпа людей, внимавшая словам Иисуса. Однако Спаситель сам позвал Анания к себе и попросил дать ему воду и полотенце. Умывшись, Христос вытер лицо поданным ему полотенцем, на котором чудесным образом запечатлелся его лик. Так возникло первое нерукотворное изображение Христа, являвшее чудеса исцеления: лишь взглянув на изображение, князь Авгарь освободился от своей болезни.
Каким бы ни было первое изображение Христа, до нас оно не дошло, а на всех иконах Спаса Нерукотворного изображен лик Спасителя в соответствии с более поздним каноном, который был принят в IX в.
Первые художественные изображения
Спасителя носили ярко выраженный символический
характер; на них Иисус представал
в облике рыбы, агнца, великана, дельфина,
пастуха с агнцем на плечах, –
но после утверждения канона все
символические изображения
В последующей иконографии Христа, как правило, изображали человеком средних лет с красивым одухотворенным лицом, большими темными глазами, густыми бровями, каштанового цвета волосами, тонким длинным носом, удлиненными пальцами, короткой темно-русой бородой.
С дальнейшим развитием иконографии Иисуса стали изображать либо в образе Судьи, либо в образе Богочеловека, каким он был во время своего земного пути; иногда иконописцы наделяли Христа чертами ангела.
Фибаначчи
Только сегодня читала одно из объяснений положительного влияния икон на человека. Конечно к чудесам это не имеет отношения, но, зато рассказывает, откуда берется положительная энергетика, чувство удовлетвоенности, покоя, возникающие рядом с иконой:"Конечно, не хочется упрощать сакральные вещи, однако попытаемся приблизиться к пониманию одной из причин несомненного воздействия икон на человека. Одна из этих причин – широкое использование так называемого золотого сечения в иконописи. Золотое сечение: это соотношение 1 к 1,618. Этому золотому сечению в природе подчинено практически всё: внутренние и внешние пропорции организма, архитектура базируется на этом золотом сечении. Все что нам нравится, это, как правило, пропорции, расположенные ближе к золотому сечению: для нас человек воспринимается особенно хорошо сложенным, гармоничным, когда его длина ног относится к длине туловища, как 1 к 1,618. Бывает, что и толстый человек гармонично смотрится, если его длина ног, длина туловища, ширина туловища создают гармонию. Если посчитать по золотому сечению, то окажется, что объем животика полного человека к длине ног или к ширине шеи будет срабатывать – будет соотноситься как 1 к 1,618. В некоторых иконах, как замечено, соотношение размера лика к размеру тела или к размеру формата иконы является соотношением золотого сечения. Золотое сечение еще интересно тем, что можно на его основе составить математический ряд, каждый член которого отличается от предыдущего в 1, 618 раз. Например, в середине ряда поставим единицу, каждый последующий член ряда, находящийся вправо от 1 получаем умножением на 1, 618, а каждый член ряда, находящийся влево – делением на 1, 618. Получаем бесконечный ряд Фибоначчи. Так вот все цифры, входящие в этот ряд, являются целебными и гармонизирующими. Интересно, что с ростом номера члена ряда, как вправо, так и влево от 1, мощность его информационного воздействия становится все больше. Само золотое сечение воспринимается как красота, совершенство, чем же дальше в ряду от этого золотого сечения, тем воздействие члена ряда менее заметно на глаз, но более эффективно для души. Иногда говорят про человека, что он вроде и некрасив, а вот есть какая-то изюминка. Зачастую эта изюминка и является проявлением золотого сечения дальнего члена ряда Фибоначчи. Таким образом, великое золотое сечение проходит конвой через всю природу и является одним из факторов энергоинформационного воздействия искусства на человека».