Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:09, доклад
«Метафизика нравов» И.Канта, написанная в 1797г. является одним из трех наиболее важных кантовских сочинений по проблемам этики, причем последним по времени написания. Одна из первых трудностей, возникающих при обращении к этой работе, состоит в нахождении подобающего ей места в корпусе кантовских этических сочинений. Само это словосочетание является кантовской новацией, а поэтому название произведения говорит о полагании или учреждении новой философской дисциплины – «метафизики нравов».
«Метафизика нравов» И.Канта, написанная в 1797г. является одним из трех наиболее важных кантовских сочинений по проблемам этики, причем последним по времени написания. Одна из первых трудностей, возникающих при обращении к этой работе, состоит в нахождении подобающего ей места в корпусе кантовских этических сочинений. Само это словосочетание является кантовской новацией, а поэтому название произведения говорит о полагании или учреждении новой философской дисциплины – «метафизики нравов». Одним из отличий «Метафизики нравов» от более ранних кантовских этических произведений является наличие так называемых «казуистических вопросов». Казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев и вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев. В этом труде выдвинут, например, тезис: самоубийство аморально. И тут же антитезис-вопрос: самоубийство ли идти на верную смерть ради спасения отечества? Можно ли вменить вину, самоубийство, воину, нежелающему попасть в плен? Больному, считающему, что его недуг неизлечим? Вопросы остаются без ответов, но они говорят о том, что Кант не закрывал глаза на противоречия жизни. Он только полагал, что мораль (как и право) не должна приспосабливаться к этим противоречиям. В морали человек приобретает незыблемые опоры, которые могут пошатнуться в кризисной ситуации, но кризис и норма – разные вещи.
Наиболее прочная опора нравственности, единственный истинный источник категорического императива (повеления) по мнению И.Канта – долг. Только долг, а не какой-либо иной мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие в том, чтобы распространять вокруг себя радость, и им приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю, что в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с долгом и как бы он ни был приятным, все же не имеет никакой нравственной ценности»
Большое внимание в своем труде Кант уделяет понятию морали. Он говорил, что мораль независима от религии. Мораль не нуждается ни в каких целях, ни в каких предписаниях религии. Из морали вытекает наличие цели и необходимость всеобщего блага. В соотношении религии и морали Кант на первое место ставит мораль - религия производна от морали. Человек верит в Бога, потому что того требует мораль.
Кант, проведя Философский анализ нравственных понятий, говорит о том, что они не выводятся из опыта – они априорны, заложены в разуме человека. На протяжении всего сочинения он настойчиво повторяет эту мысль. Где её истоки? Кант не исследует происхождение морали в целом как формы сознания, которая возникла вместе с обществом и вместе с ним трансформировалась. Речь идет только о нравственном статусе индивида. Повседневный опыт современного Канту общества противостоит моральности, скорее духовно уничтожает, нежели воспитывает человека. Моральный поступок выглядит как результат некоего внутреннего императива (повеления), зачастую идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности.
«Метафизика
нравов» является также единственным
кантовским сочинением, в котором
философ обстоятельно изложил собственное
учение о праве. Важнейшей заслугой
Канта явилось его классическое
различение морали и права, которое
отчетливо проводится в «Метафизике
нравов». Особое внимание уделено кантовской
концепции естественного права,
в меньшей степени –
В начале XIX века кантовская «Метафизика нравов» оказала огромное воздействие на философию права и этику в России. Данное влияние можно проследить как на примере работ немецких профессоров, преподававших в то время в России (И. Хр. Финке, Ф. Хр. Рейнгард и др.), так и на примере российских теоретиков права (Г. И. Солнцева, П. Д. Лодия, А. П. Куницына, В. С. Филимонова и др.). Более того, кантиански окрашенная философия права в России оказалась настолько взрывоопасной, что вызвала серьезную оппозицию (М. Л. Магницкий, Г. Н. Городчанинов и др.) и привела к запрету на преподавание кантиански ориентированного естественного права, в результате чего при посредничестве своих преподавателей В. Г. Кукольника, Н. Г. Белоусова и М. В. Биллевича в эту историю оказался втянутым даже молодой Н. В. Гоголь.
Таким образом, Учение о нравственности находится в центре всей системы Канта. Ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый ряд специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека как такового, она не сводится ни к каким-то присущим всем людям элементарным стремлениям, чувствам, влечениям, побуждениям, ни к каким-то особенным уникальным переживаниям, эмоциям отличным от всех остальных психических параметров человека. Нравственность, конечно, может принимать форму тех или иных и психологических явлений в сознании человека, но лишь через воспитание, через подчинение стихии чувств и побуждений особой логике морального долженствования. Кант обратил внимание на роли личного самосознания в морали, на специфический характер нравственной свободы, на связь этой свободы с особенностями морального долженствования. Свобода рассматривается им как один из определенных аспектов нравственного разума. Парадокс кантовской этики состоит в том, что, хотя моральное действие и направлено на осуществление природного и морального совершенства, достичь его в этом мире невозможно. Он видит в нравственности духовный источник коренного преобразования и обновления человека и общества. Постановка Кантом проблемы автономности этики, рассмотрение этического идеала, размышления о практическом характере нравственности признаются неоценимым вкладом в философию.