И.Кант - Метафизика нравов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:09, доклад

Описание работы

«Метафизика нравов» И.Канта, написанная в 1797г. является одним из трех наиболее важных кантовских сочинений по проблемам этики, причем последним по времени написания. Одна из первых трудностей, возникающих при обращении к этой работе, состоит в нахождении подобающего ей места в корпусе кантовских этических сочинений. Само это словосочетание является кантовской новацией, а поэтому название произведения говорит о полагании или учреждении новой философской дисциплины – «метафизики нравов».

Работа содержит 1 файл

Метафизика нравов.docx

— 18.79 Кб (Скачать)

     «Метафизика нравов» И.Канта, написанная в 1797г. является одним из трех наиболее важных кантовских сочинений по проблемам этики, причем последним по времени написания. Одна из первых трудностей, возникающих при обращении к этой работе, состоит в нахождении подобающего ей места в корпусе кантовских этических сочинений. Само это словосочетание является кантовской новацией, а поэтому название произведения говорит о полагании или учреждении новой философской дисциплины – «метафизики нравов». Одним из отличий «Метафизики нравов» от более ранних кантовских этических произведений является наличие так называемых «казуистических вопросов». Казуистика представляла собой особый диалектический приём, при помощи которого какой-либо религиозный, моральный или юридический вопрос разбивается на бесчисленное множество мелких деталей и случаев и вместо решения вопроса в принципе, стараются войти в тончайший и исчерпывающий анализ всех возможных и мысленно представимых случаев. В этом труде выдвинут,  например,  тезис:  самоубийство  аморально.  И  тут  же антитезис-вопрос: самоубийство ли идти на  верную  смерть ради  спасения  отечества?  Можно  ли  вменить  вину, самоубийство, воину, нежелающему попасть в плен? Больному, считающему, что его  недуг  неизлечим? Вопросы остаются без ответов, но они говорят о том,  что  Кант  не  закрывал глаза на противоречия жизни. Он только полагал, что мораль (как и право)  не должна приспосабливаться к этим противоречиям. В морали человек  приобретает незыблемые опоры, которые могут пошатнуться в кризисной ситуации, но  кризис и норма – разные вещи.

     Наиболее  прочная опора нравственности, единственный истинный  источник категорического императива (повеления) по мнению И.Канта – долг. Только долг, а не какой-либо  иной  мотив (склонность и пр.) придает поступку моральный характер. «…Имеются  некоторые столь участливо настроенные души, что они и без всякого другого  тщеславного или корыстолюбивого побудительного мотива находят внутреннее удовольствие  в том,   чтобы   распространять   вокруг   себя   радость,   и   им    приятно удовлетворенность других, поскольку она дело их рук. Но я утверждаю,  что  в этом случае всякий такой поступок, как бы он ни сообразовывался с  долгом  и как  бы  он  ни  был  приятным,  все же  не  имеет   никакой   нравственной ценности»

     Большое внимание в своем труде Кант уделяет  понятию морали. Он говорил, что мораль независима от религии. Мораль не нуждается ни в каких целях, ни в каких предписаниях религии. Из морали вытекает наличие цели и необходимость всеобщего блага. В соотношении религии и морали Кант на  первое место ставит мораль - религия производна от морали. Человек верит в Бога, потому что того требует мораль.

     Кант, проведя Философский анализ нравственных понятий, говорит о том,  что они не выводятся из  опыта  –  они  априорны,  заложены  в  разуме  человека. На протяжении всего сочинения он настойчиво  повторяет  эту  мысль.  Где  её  истоки? Кант   не   исследует происхождение морали в целом как формы сознания, которая возникла  вместе  с обществом  и  вместе  с  ним  трансформировалась.   Речь   идет   только   о нравственном  статусе  индивида.  Повседневный   опыт   современного   Канту общества  противостоит   моральности,   скорее   духовно   уничтожает,   нежели воспитывает человека. Моральный  поступок  выглядит  как  результат  некоего внутреннего императива (повеления), зачастую идущего  вразрез  с  аморальной практикой окружающей действительности.

     «Метафизика нравов» является также единственным кантовским сочинением, в котором  философ обстоятельно изложил собственное  учение о праве. Важнейшей заслугой Канта явилось его классическое различение морали и права, которое  отчетливо проводится в «Метафизике  нравов». Особое внимание уделено кантовской концепции естественного права, в меньшей степени – кантовскому  учению о положительном праве  и основным разделам частного и публичного права.

     В начале XIX века кантовская «Метафизика  нравов» оказала огромное воздействие  на философию права и этику  в России. Данное влияние можно  проследить как на примере работ  немецких профессоров, преподававших  в то время в России (И. Хр. Финке, Ф. Хр. Рейнгард и др.), так и на примере российских теоретиков права (Г. И. Солнцева, П. Д. Лодия, А. П. Куницына, В. С. Филимонова и др.). Более того, кантиански окрашенная философия права в России оказалась настолько взрывоопасной, что вызвала серьезную оппозицию (М. Л. Магницкий, Г. Н. Городчанинов и др.) и привела к запрету на преподавание кантиански ориентированного естественного права, в результате чего при посредничестве своих преподавателей В. Г. Кукольника, Н. Г. Белоусова и М. В. Биллевича в эту историю оказался втянутым даже молодой Н. В. Гоголь.

     Таким образом, Учение о нравственности находится в центре  всей  системы  Канта.  Ему удалось обозначить, если и не объяснить полностью, целый  ряд  специфических черт морали. Нравственность не есть психология человека  как  такового,  она не сводится ни к каким-то  присущим  всем  людям  элементарным  стремлениям, чувствам,  влечениям,  побуждениям,  ни  к  каким-то  особенным   уникальным переживаниям, эмоциям отличным  от  всех  остальных  психических  параметров человека. Нравственность,  конечно,  может  принимать  форму  тех  или  иных и психологических явлений в  сознании  человека,  но  лишь  через  воспитание, через  подчинение  стихии  чувств  и  побуждений  особой  логике  морального долженствования. Кант  обратил внимание на роли личного самосознания в морали,  на  специфический  характер нравственной свободы, на  связь  этой  свободы  с  особенностями  морального долженствования.  Свобода  рассматривается  им  как  один  из   определенных аспектов нравственного разума. Парадокс  кантовской  этики  состоит  в  том, что, хотя моральное действие и  направлено  на  осуществление  природного  и морального совершенства, достичь его в этом  мире  невозможно.  Он  видит  в нравственности  духовный  источник  коренного  преобразования  и  обновления человека  и  общества.  Постановка  Кантом  проблемы   автономности   этики, рассмотрение  этического  идеала,  размышления  о   практическом   характере нравственности признаются неоценимым вкладом в философию.

Информация о работе И.Кант - Метафизика нравов