Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 20:36, реферат
В своем реферате я хотел бы раскрыть наиболее важные , на мой взгляд, аспекты работы Й.Хейзинги «Homo Ludens»:
-игру как функцию формирования культуры
-опыт определения игрового элемента культуры .
1.Введение……………………………………………3
2.Определение игрового элемента культуры………4
3.Игра и состязание как функция формирования культуры……………………………………………...7
4. Заключение………………………………………13
5. Список литературы………………………………14
Играют на интерес ; в этом термине выражается , как нельзя лаконичнее сущность игры . Этот интерес не есть материальный результат игрового действия , например , мяч попал в лунку , но есть факт идеального порядка , что игра удалась либо сыграна . Удача приносит игроку удовлетворение , которое может быть более либо менее длительным . Это верно и для игры в одиночку . Приятное чувство удовлетворения повышается от присутствия зрителей , однако их присутствие нельзя считать непременным условием игры . Любитель пасьянса испытывает двойную радость если кто-нибудь наблюдал его игру , но он будет и радоваться и в одиночестве . Весьма существенным является тот факт , что своей удачей можно похвалиться перед другими . Удильщик являет пример такого бахвала .
Теснейшим образом связано с игрой понятие выигрыша . В одиночной сфере еще не означает выигрыша . Понятие выигрыша вступает в силу только тогда , когда игра ведется одним против другого либо двумя противными партиями .
Что такое выигрыш ? Что выигрывается ? Выиграть означает взять верх в результате игры . выигран почет , заслужена честь . И эта честь , и этот почет постоянно идут непосредственно на пользу целой группе , из которой вышел победитель . Тут мы снова сталкиваемся с весьма важным качеством игры : завоеванный в ней успех переходит с отдельного человека на целую группу . Но еще более важен следующий показатель . В агональном инстинкте далеко не в первую очередь проявляется жажда власти либо воля к господству . Первичным является стремление превзойти других , быть первым и на правах победителя удостоиться почестей. И только во вторую очередь встает вопрос , расширит ли вследствие этого личность или группа материальную власть . Главное выиграть , взять верх . Чистейший образец конечного торжества , которое проявляет себя не в чем – то буквально зримом или дающем наслаждение , а в самой победе как таковой , дает шахматная игра .
Люди борются или играют ради чего-то . В первую и последнюю очередь борются или играют ради победы , но победе сопутствуют разные способы наслаждаться ею . Прежде всего ею наслаждаются как торжеством , триумфом , справляемым группой в радостных восклицании и славословии . В качестве длительного следствия из этого вытекает честь , почет , престиж . Так же во всякой игре есть ставка . Ставкой может быть какая-нибудь материальная ценность , заклад ( чисто символический предмет ) или приз .
Подлинная культура не может существовать без определенного игрового содержания , ибо культура предполагает известное самоограничение и самообладание , известную способность не видеть в своих собственных устремлениях нечто предельное и высшее , но рассматривать себя внутри определенных , добровольно принятых границ . Культура все еще хочет в известном смысле играться – по обоюдному соглашению относительно определенных правил . Подлинная культура требует всегда и в любом аспекте , а честная игра есть не что иное , как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности . Нарушитель правил игры разрушает и культуру . Для того чтобы игровое содержание культуры могло быть созидающим или подвигающим культуру , оно должно быть чистым . Оно не должно состоять в ослепление или отступничестве от норм , предписанных разумом , человечностью или верой . Оно не должно быть сиянием , которым маскируется намерение осуществить определенные цели с помощью специально взращенных игровых форм . Подлинная игра исключает всякую пропаганду . Она содержит свою цель в самой себе . Ее дух и ее атмосфера – радостное воодушевление , а не истерическая взвинченность . Сегодня пропаганда , которая хочет завладеть каждым участником жизни , действует средствами , ведущими к истеричным реакциям масс ., и поэтому , даже когда она принимает игровые формы , не может рассматриваться как современное выражение духа игры , но только как его фальсификация .
1.Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений . – Ростов н\Д : изд-во « Феникс» , 2000 , - 608 с.
2.Хейзинга Й. Homo Ludens . М . , 1992 . 240 с.
13
[*]
Хейзинга Й. Homo Ludens . М. , 1992 . С.7-240.