Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:17, реферат

Описание работы

С точки зрения истории, Новое время охватывает период с XVII по XIX века, а началом его считается эпоха Просвещения. Однако чёткой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, так как переход происходил достаточно долго и в разных государствах по-разному. Тем не менее, основными событиями, ознаменовавшими начало нового этапа в развитии человечества стали английская революция середины XVII века, начавшаяся в 1640 году, события, связанные с Реформацией (1517 год), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453 год) или даже начало Великой Французской революции (1789 год).

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

им. Н.И.Лобачевского»

 

 

 

 

 

Реферат

Идея прогресса  и ее роль в европейской культуре Нового времени.

 

 

 

 

                                                                 Выполнила:

                                                       

 

                        Проверила:

                                                              

 

Нижний Новгород

2010

 

С точки зрения истории, Новое время охватывает период с XVII по XIX века, а началом его считается эпоха Просвещения. Однако чёткой границы  между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, так как  переход происходил достаточно долго и  в разных государствах по-разному. Тем не менее, основными событиями, ознаменовавшими начало нового этапа в развитии человечества стали английская революция середины XVII века, начавшаяся в 1640 году,  события, связанные с Реформацией (1517 год), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453 год) или даже начало Великой Французской революции (1789 год). Ещё сложнее определить  время  окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918). Как бы то ни было, на протяжении XVII-XIX веков во всех сферах жизни человечества произошли значительные изменения, это время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Не обошлось без изменений и в культурной жизни.

На развитие культуры данного периода оказало  влияние множество событий. Это  и Великие географические открытия, ускорившие процессы обмена культурными  достижениями между различными государствами  и даже локальными цивилизациями, и развитие техники, которое повлияло не только на развитие экономических отношений и складывание капитализма, но также подтолкнуло развитие книгопечатания, что облегчило распространение информации, и буржуазные революции, коренным образом изменившие сознание людей.

Однако, одним  из основных факторов, …стало возникновение  идеи прогресса. По мнению Т. Шанина, профессора социологии Манчестерского университета, посвятившего ряд работ исследованию данного явления в жизни человечества, идея прогресса – главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX вв. современными общественными науками. Суть идеи и существующих в ее рамках концепций и представлений потрясающе проста. С немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является наука. Это, также, и необратимое движение от бесконечного разнообразия особенностей, которые нерационально поглощали человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее разумной организации. Таким образом, это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию, что давало этой благой вести нового времени  этический заряд,  фундаментальный оптимизм и  реформаторское рвение.  Идея исторического прогресса оформилась в западноевропейских социально-философских учениях Нового времени, которые в противоположность пессимизму христианско-эсхатологичсских представлений о скором и неизбежном “конце света” отражали реальное ускорение общественного развития и первоначально были овеяны оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Вначале идея прогресса разрабатывалась в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Декарт), а впоследствии распространилась и на сферу социальных отношений (Вико, Тюрго, Кондорсе, Руссо). В позитивистской философии О. Конта прогресс связывается прежде всего с эволюцией человеческого сознания, последовательной сменой трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»: теологического, метафизического и позитивного (научного). Марксистский, диалектико-материалистический подход к проблеме прогресса характеризуется выдвижением объективного критерия прогрессивного развития. Согласно марксистским представлениям, общая тенденция заключается в переходе от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт.

Насколько разнообразным является подход к определению идеи прогресса разными учеными, настолько разнообразным оказалось и влияние этой идеи на культуру.

Так, с одной  стороны, ушли на второй план религиозные  представления людей, господствовавшие не только в межличностных отношениях, но и в науке, что способствовало её более быстрому и гармоничному развитию. Учёные всё более смело высказывали своё несогласие с церковным объяснением возникновения человека и Вселенной. Например, в 1543 году \ вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея. Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения, огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей добился успеха в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом (172-4—1804) и ПЛатасом (1749—1827), а также в химии — ее начало связано с именем АЛ .Лавуазье (1743—1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711—1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания. В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания. В этот исторический период науку прославили Ю.Р. Майер (1814—1878), Дж.Джоулъ (1818—1889), Г.Гелъмголъц (1821—1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т.Шванном (1810—1882) и М.Шлейденом (1804—1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809—1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознание. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834—1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.

Развитие науки  повлияло и на развитие культуры. Научного сознание проникало в мышление и мироощущение людей, не причастных непосредственно к науке различными путями. Помимо традиционного пути через систему обучения в школах различного уровня с середины XIX в. видное место в культурной жизни стали занимать публичные лекции. Люди, не имевшие порой даже элементов знаний, стремились приобщиться к научным достижениям. Они и составляли аудиторию таких лекций.  Публичные лекции на естественнонаучные темы читали многие выдающиеся ученые, чей вклад в науку обеспечивал повышенный интерес публики, получавшей информацию из первых рук.

Следствием завершения промышленного  переворота и индустриализации стал рост городов. К началу XX столетия 13 крупнейших городов имело население, превышающее миллион. К городской жизни и городской культуре в эти годы приобщаются новые массы людей. Не случайно в это время город становится предметом художественного исследования в поэзии и живописи. Даже литература Нового времени опиралась на достижения естественных наук, а главной её задачей являлось воздействие на общество, в отличие от литературы эпохи Возрождения, основой которой был индивидуализм.

Поколения, входившие  в жизнь в 70-е и последующие годы XIX века, воспринимали машинную индустрию, железные дороги, пароходы как составную часть естественной среды обитания. В духовной жизни появилось ощущение огромных возможностей новой и постоянно обновляющейся техники. Технический переворот во многом изменил материальную среду, внес существенные новшества в образ жизни людей. В историко-культурном плане главное то, что этот переворот способствовал переменам и в самом человеке как участнике технической и научной революции. Научившись мыслить в узкопрофессиональных рамках, человек приобретает способность к анализу других сфер бытия. Это сказывается на его нравственных принципах, художественных взглядах и вкусах. Более высокий интеллектуальный уровень становится характерной чертой национальной культуры Западной Европы. Здесь, помимо экономического значения, развитие железных дорог объективно сыграло выдающуюся роль в культурном прогрессе. Оно обеспечивало мобильность основной массы городского и частично сельского населения, удешевило внутреннюю миграцию, благодаря быстрому перемещению внесло изменения в представление о времени. В этом же направлении действовали изменения во внутригородском транспорте.

 

Особое место с культурологической точки зрения принадлежит тем  техническим новшествам, которые  непосредственно связаны с передачей  информации, т.е. с обогащением сознания фактами, идеями, образами, которые без этих изобретений вообще не дошли бы до множества людей или дошли бы значительно позже. Информация, как внутренняя, так и внешняя, стала поступать регулярно и прежде всего через прессу. Корреспонденты крупных газет стремились обеспечить свое издание наиболее свежим материалом, а благодаря железной дороге газеты из столиц и больших городов быстро доставлялись подписчикам.

Развитие транспорта и  связи необычайно облегчило международные контакты и способствовало интенсивному культурному обмену. Этот процесс стимулировался и саморазвитием культуры, ее внутренними потребностями. Но только теперь были устранены технические препятствия к гастрольным поездкам актеров, частым личным встречам деятелей культуры, их интенсивной переписке. Международные культурные контакты приобрели регулярный характер.

Таким образом, следует отметить, что технический прогресс способствовал  не только повышению интеллектуального  уровня и осознанию человеком  своей мощи, но и своеобразному крушению культурных границ, духовному взаимообогащению, началу интернационализации культурной жизни.

Но с другой стороны, именно эта интернационализация сыграла  отрицательную роль в развитии культуры. Дело в том, что именно с Новым  временем связано появление такого явления,  как массовая культура. В современных учебниках она определяется как культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. На мой взгляд, именно идея прогресса с её стремлением к унификации привела к возникновению данного феномена. Культура теряет свои специфические черты, произведения искусства все больше похожи друг на друга. Забываются народные промыслы, уходят из жизни национальные  секреты творчества.

Некогда Ж.Ж. Руссо  выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации: одним она несет благо, другим - страдания. Он в очередной раз воскресил идею "золотого века", находившегося в далеком прошлом человечества. Создав государственную систему для гуманного управления обществом, Новое время породило абсолютизм с его бесконечным угнетением народа. От потрясающих картин Э. Делакруа и Х. Рембрандта живопись к началу ХХ века пришла к «Черному квадрату» Малевича. Изящные архитектурные ансамбли, созданные Растрелли, Бернини были вытеснены менее интересными в творческом плане, но более удобными и экономичными городскими зданиями, похожими друг на друга как две капли воды. И таких примеров множество.

Поэтому, как мне кажется, было очень противоречивым, и оценивать  его однозначно невозможно. Несомненно, объективным законом истории является создание все более совершенного общества: общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, потом общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец - наиболее солидарные, разумные и наиболее культурные. Но, к сожалению, на практике не всегда более совершенное в техническом плане общество становится более совершенным в культуре.

 

 


Информация о работе Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени