Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 08:17, реферат
С точки зрения истории, Новое время охватывает период с XVII по XIX века, а началом его считается эпоха Просвещения. Однако чёткой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, так как переход происходил достаточно долго и в разных государствах по-разному. Тем не менее, основными событиями, ознаменовавшими начало нового этапа в развитии человечества стали английская революция середины XVII века, начавшаяся в 1640 году, события, связанные с Реформацией (1517 год), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453 год) или даже начало Великой Французской революции (1789 год).
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет
им. Н.И.Лобачевского»
Реферат
Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени.
Проверила:
Нижний Новгород
2010
С точки зрения истории, Новое время охватывает период с XVII по XIX века, а началом его считается эпоха Просвещения. Однако чёткой границы между эпохой Возрождения и Новым временем не существует, так как переход происходил достаточно долго и в разных государствах по-разному. Тем не менее, основными событиями, ознаменовавшими начало нового этапа в развитии человечества стали английская революция середины XVII века, начавшаяся в 1640 году, события, связанные с Реформацией (1517 год), открытие испанцами в 1492 году Нового Света, падение Константинополя (1453 год) или даже начало Великой Французской революции (1789 год). Ещё сложнее определить время окончания данного периода. В советской историографии безраздельно господствовала точка зрения, согласно которой период новой истории закончился в 1917 году, когда в России произошла социалистическая революция. Согласно современной точке зрения рассмотрение событий, связанных с Новым временем, следует завершать Первой мировой войной (1914—1918). Как бы то ни было, на протяжении XVII-XIX веков во всех сферах жизни человечества произошли значительные изменения, это время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Не обошлось без изменений и в культурной жизни.
На развитие культуры данного периода оказало влияние множество событий. Это и Великие географические открытия, ускорившие процессы обмена культурными достижениями между различными государствами и даже локальными цивилизациями, и развитие техники, которое повлияло не только на развитие экономических отношений и складывание капитализма, но также подтолкнуло развитие книгопечатания, что облегчило распространение информации, и буржуазные революции, коренным образом изменившие сознание людей.
Однако, одним из основных факторов, …стало возникновение идеи прогресса. По мнению Т. Шанина, профессора социологии Манчестерского университета, посвятившего ряд работ исследованию данного явления в жизни человечества, идея прогресса – главное, что унаследовано из философской мысли ХVII-XIX вв. современными общественными науками. Суть идеи и существующих в ее рамках концепций и представлений потрясающе проста. С немногими временными отклонениями все человеческие общества движутся естественно и закономерно «вверх» по пути от нищеты, варварства, деспотизма и невежества к процветанию, цивилизации, демократии и разуму, высшим проявлением которого является наука. Это, также, и необратимое движение от бесконечного разнообразия особенностей, которые нерационально поглощали человеческую энергию и экономические ресурсы, к миру унифицированному на основе единой, простой и наиболее разумной организации. Таким образом, это движение от плохого к хорошему, от незнания к знанию, что давало этой благой вести нового времени этический заряд, фундаментальный оптимизм и реформаторское рвение. Идея исторического прогресса оформилась в западноевропейских социально-философских учениях Нового времени, которые в противоположность пессимизму христианско-эсхатологичсских представлений о скором и неизбежном “конце света” отражали реальное ускорение общественного развития и первоначально были овеяны оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Вначале идея прогресса разрабатывалась в сфере научного познания (Ф. Бэкон, Декарт), а впоследствии распространилась и на сферу социальных отношений (Вико, Тюрго, Кондорсе, Руссо). В позитивистской философии О. Конта прогресс связывается прежде всего с эволюцией человеческого сознания, последовательной сменой трех господствующих типов мировоззрения, или «состояния человеческих умов»: теологического, метафизического и позитивного (научного). Марксистский, диалектико-материалистический подход к проблеме прогресса характеризуется выдвижением объективного критерия прогрессивного развития. Согласно марксистским представлениям, общая тенденция заключается в переходе от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально-исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производительных сил. Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что в свою очередь влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт.
Насколько разнообразным является подход к определению идеи прогресса разными учеными, настолько разнообразным оказалось и влияние этой идеи на культуру.
Так, с одной стороны, ушли на второй план религиозные представления людей, господствовавшие не только в межличностных отношениях, но и в науке, что способствовало её более быстрому и гармоничному развитию. Учёные всё более смело высказывали своё несогласие с церковным объяснением возникновения человека и Вселенной. Например, в 1543 году \ вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея. Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения, огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей добился успеха в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт. Ньютон создал основы механики, открыл закон всемирного тяготения и разработал на его основе теорию движения небесных тел. Это научное открытие прославило Ньютона навечно. В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом (172-4—1804) и ПЛатасом (1749—1827), а также в химии — ее начало связано с именем АЛ .Лавуазье (1743—1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711—1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания. В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания. В этот исторический период науку прославили Ю.Р. Майер (1814—1878), Дж.Джоулъ (1818—1889), Г.Гелъмголъц (1821—1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Огромное значение в познании мира имело создание Т.Шванном (1810—1882) и М.Шлейденом (1804—1881) клеточной теории, показавшей единообразную структуру всех живых организмов. Ч. Дарвин (1809—1882), создавший эволюционное учение в биологии, внедрил идею развития в естествознание. Благодаря периодической системе элементов, открытой гениальным русским ученым Д.И. Менделеевым (1834—1907), была доказана внутренняя связь между всеми известными видами вещества.
Развитие науки повлияло и на развитие культуры. Научного сознание проникало в мышление и мироощущение людей, не причастных непосредственно к науке различными путями. Помимо традиционного пути через систему обучения в школах различного уровня с середины XIX в. видное место в культурной жизни стали занимать публичные лекции. Люди, не имевшие порой даже элементов знаний, стремились приобщиться к научным достижениям. Они и составляли аудиторию таких лекций. Публичные лекции на естественнонаучные темы читали многие выдающиеся ученые, чей вклад в науку обеспечивал повышенный интерес публики, получавшей информацию из первых рук.
Следствием завершения промышленного переворота и индустриализации стал рост городов. К началу XX столетия 13 крупнейших городов имело население, превышающее миллион. К городской жизни и городской культуре в эти годы приобщаются новые массы людей. Не случайно в это время город становится предметом художественного исследования в поэзии и живописи. Даже литература Нового времени опиралась на достижения естественных наук, а главной её задачей являлось воздействие на общество, в отличие от литературы эпохи Возрождения, основой которой был индивидуализм.
Поколения, входившие в жизнь в 70-е и последующие годы XIX века, воспринимали машинную индустрию, железные дороги, пароходы как составную часть естественной среды обитания. В духовной жизни появилось ощущение огромных возможностей новой и постоянно обновляющейся техники. Технический переворот во многом изменил материальную среду, внес существенные новшества в образ жизни людей. В историко-культурном плане главное то, что этот переворот способствовал переменам и в самом человеке как участнике технической и научной революции. Научившись мыслить в узкопрофессиональных рамках, человек приобретает способность к анализу других сфер бытия. Это сказывается на его нравственных принципах, художественных взглядах и вкусах. Более высокий интеллектуальный уровень становится характерной чертой национальной культуры Западной Европы. Здесь, помимо экономического значения, развитие железных дорог объективно сыграло выдающуюся роль в культурном прогрессе. Оно обеспечивало мобильность основной массы городского и частично сельского населения, удешевило внутреннюю миграцию, благодаря быстрому перемещению внесло изменения в представление о времени. В этом же направлении действовали изменения во внутригородском транспорте.
Особое место с
Развитие транспорта и связи необычайно облегчило международные контакты и способствовало интенсивному культурному обмену. Этот процесс стимулировался и саморазвитием культуры, ее внутренними потребностями. Но только теперь были устранены технические препятствия к гастрольным поездкам актеров, частым личным встречам деятелей культуры, их интенсивной переписке. Международные культурные контакты приобрели регулярный характер.
Таким образом, следует отметить, что технический прогресс способствовал не только повышению интеллектуального уровня и осознанию человеком своей мощи, но и своеобразному крушению культурных границ, духовному взаимообогащению, началу интернационализации культурной жизни.
Но с другой стороны, именно
эта интернационализация
Некогда Ж.Ж. Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусств принес людям неизмеримый вред. Этот тезис парадоксален только на первый взгляд. Руссо уже тогда угадал противоречивый характер развития человеческой цивилизации: одним она несет благо, другим - страдания. Он в очередной раз воскресил идею "золотого века", находившегося в далеком прошлом человечества. Создав государственную систему для гуманного управления обществом, Новое время породило абсолютизм с его бесконечным угнетением народа. От потрясающих картин Э. Делакруа и Х. Рембрандта живопись к началу ХХ века пришла к «Черному квадрату» Малевича. Изящные архитектурные ансамбли, созданные Растрелли, Бернини были вытеснены менее интересными в творческом плане, но более удобными и экономичными городскими зданиями, похожими друг на друга как две капли воды. И таких примеров множество.
Поэтому, как мне кажется, было очень противоречивым, и оценивать его однозначно невозможно. Несомненно, объективным законом истории является создание все более совершенного общества: общественные союзы, появляющиеся от начала жизни на Земле, вступают во взаимные столкновения, в общую борьбу за выживание и реализацию личных и групповых интересов. В истории общества выживали и процветали сначала наиболее сильные, жизнеспособные, находчивые как личности, так и сообщества, потом общественные структуры более широкого национального и многонационального масштаба, и наконец - наиболее солидарные, разумные и наиболее культурные. Но, к сожалению, на практике не всегда более совершенное в техническом плане общество становится более совершенным в культуре.
Информация о работе Идея прогресса и ее роль в европейской культуре Нового времени