Картину «Боярыня Морозова» (ГТГ)
Суриков задумал еще в 1881г.,
но закончил он это замечательное
произведение только в 1887 году.
Эта картина – вершина творчества
Сурикова, его великолепного живописного
мастерства. Но живописная красота
здесь не самоцель, она служит
характеристике исторической реальности,
глубокому раскрытия замысла картины.
Перед нами Русь XVII века – яркая, цветная,
праздничная. В таком контексте темное
пятно одежд боярыни Морозовой воспринимается
как диссонанс, усиливающий ощущение драматизма
момента. Связи со старой верой не порваны,
а только рвутся. Это отзывается болью,
испугом, злорадством, тяжелой думой –
целой гаммой противоречивых чувств в
сердцах людей. Переломные этапы истории
порождают раскол в обществе, в душе народа,
но в этих страданиях сказываются глубинные
черты национального характера – мужество,
самоотверженность, бесстрашие перед
лицом испытаний, сочувствие чужому горю.
С начала 1890-х годов Суриков
от трагически заостренных исторических
сюжетов переходит к освещению
героических страниц национальной
истории. Для полотна «Покорение
Сибири Ермаком» (1895, ГРМ) Суриков
3 года по крупицам собирал
исторические и бытовые детали из жизни
минусинских татар, хакасов и остяков,
в казачьих станицах искал образы своих
предков – донских казаков. Картина глубоко
патриотична, она рассказывает об одном
из замечательнейших моментов в истории
России. Главное действующие лицо в картине,
как почти во всех других произведениях
Сурикова, - народ. Художник не отделяет
Ермака от его войска. По-иному изображен
татарский хан Кучум. На лицах его всадников,
расположившихся высоко над обрывом вокруг
хана, выражение полной растерянности.
В «Покорении Сибири Ермаком» вместо героев
– жертв, таких как стрельцы, опальный
Меньшиков или боярыня Морозова – победоносная
дружина Ермака под разрывающимися стягами.
Окончательная разрядка трагического
напряжения по сравнению с историческим
циклом 1880-х годов – в картине «Переход
Сурикова через Альпы» (1899, ГРМ). Если в
картинах 1880-х г.г. сила исторических обстоятельств
одолевала героический характер, то в
картинах 1890-х г.г. сила характера торжествует
над драматизмом исторических обстоятельств.
Суриков блестяще разрешает тему
патриотизма в картине «Переход
Сурикова через Альпы». Картина
не случайно имеет вертикальную
форму. Это дает возможность
зрителю ощутить отвесную пропасть
в горах, куда неудержимо скользят
русские солдаты. Возле них
Суворов. Он командует переходом,
он делит с ними все лишения,
и ему нельзя не верить.
Последние крупное полотно Сурикова
«Степан Разин» (1903-1910, ГРМ).
Суриков
был одним из величайших исторических
живописцев мира. Свои монументальные
по содержанию и форме полотна
он посвятил крупным событиям русской
истории. Их главная тема – народные
движения, их главный герой –
русский народ, народная масса, беспредельно
разнообразная, богатая индивидуальностями,
борющаяся, страдающая, торжествующая.
Творчество Сурикова наряду с творчеством
Репина ознаменовало собой вершину
искусства передвижников.
Заключение
Передвижнические идеи проникли
во все жанры живописи: пейзаж
(Саврасов Алексей Кондратьевич,
Иван Иванович Шишкин, Архип Иванович
Куинджи), исторический жанр (Николай
Николаевич Ге, Суриков, Репин
и другие). Испытали воздействие
реалистических принципов искусства
передвижников Иван Константинович
Айвазовский, маринист и баталист
Василий Васильевич Верещагин,
которые не были членами Товарищества.
Проникновение передвижнических
идей во все жанры, их влияние,
сказавшиеся на лучших произведениях
художников, не входящих в Товарищество,
еще раз свидетельствуют о
том, что движение передвижников
явилось главным фактором истории
русского изобразительного искусства
второй половины XIX века. Оно составило
эпоху не только в национальной и в мировой
культуре. Творчество передвижников и
близких к ним мастеров аккумулировало
лучшие гуманистические традиции, наиболее
полно и последовательно выразило основные
требования и вкусы эпохи. Это было время
высшего расцвета критического реализма.
Список
используемой литература
- И.И. Пикулев
«Русское изобразительное искусство»,
М.: Просвещение, 1977г.
- Энциклопедический
словарь юного художника, М.: Педагогика,
1983г.
- Рассказы
о художниках в 2-х т., т. I, - М.: Изобразительное
искусство, 1982г.
- А. Алтаев
«Пасынки Академии» в кн. Алтаева А. Повести.
М.: Детская литература, 1972г.