Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 13:17, реферат
Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его потребностям и интересам.
Включённое в образовательный процесс художественно-эстетическое воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её сущностное понимание.
Художественно-эстетическое воспитание
дошкольников как педагогическая проблема
Давлятшина Алия Халиловна, магистр I курса (отделение искусств ИФИ КФУ) гр. 0520, направление «Педагогическое образование», профиль «Компьютерная графика и дизайн».
Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни. Подрастая, ребёнок входит в этот мир осознаннее, учась отбирать то, что наиболее близко его потребностям и интересам.
Включённое в образовательный процесс художественно-эстетическое воспитание устанавливает связь развивающейся личности с различными сторонами художественной культуры, делает возможным её сущностное понимание.
Воспитание, выделяемое как специфическая функция общества, является предметом такой науки, как педагогика. С точки зрения педагогики, воспитание – деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; процесс планомерного и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности [2, с.91].
Говоря о воспитании, Я.А. Коменский одной из главных его целей называл «познание себя и окружающего мира», А.С. Макаренко считал целью воспитания - научить детей «видеть радости и прелести жизни».
С точки зрения педагогической науки понятие эстетическое воспитание рассматривается как формирование умения воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как приобщение детей к художественной деятельности и как развитие их художественно-творческих способностей.
Эстетическое воспитание и художественное воспитание тесно связаны с эстетикой (греч. «эстезис» - ощущение, чувственное восприятие), наукой о красоте. Эстетика изучает прекрасное и его роль в жизни человека. Эта наука больше, чем любая другая, адресована душе человека. Эстетика входит во все сферы деятельности человека, формируя в нем способность к восприятию красоты.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, целях изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Д.С. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение, данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" [3, с.51]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие часто обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться искаженные представления о жизни, ценностях, идеалах. Д.С. Лихачев, также как и многие другие педагоги, и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Вопросами эстетического образования с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагоги, политики, моралисты, стремившиеся использовать эстетическое образование в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов.
В античной эстетике почти единственным средством формирования эстетического воспитания было понимание, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Так, древние греческие философы, начиная с пифонорейцев, подчеркивали роль музыки, как главного средства эстетического воспитания. Аристотель более широко, чем другие мыслители античности, понимал значение эстетического образования в развитии общественных добродетелей человека и признал эстетическое влияние литературы и театра. Однако, и он, главный упор в теории воспитания делал на исследование эстетического воздействия на людей музыкальных ладов и даже отдельных инструментов. Огромное воспитательное и образовательное значение придавали искусству просветители Дидро и Лессинг. Они считали искусство школой нравственности, трибуной социальной пропаганды [4, с.83].
Платон, в своей теории эстетического воспитания, проводил идею строгого контроля за развитием эстетического образования и искусства с тем, чтобы с их помощью воспитывать людей в духе упрочнения классового и даже кастового разделения общества.
Особенно большую роль в эстетическом и художественном образовании и формировании высокого художественного вкуса просветители отводили изобразительному искусству. Руссо, исходя из идеи о том, что искусство должно быть верным природе, воспроизводить жизнь, создавая свой эстетический идеал, основанный на единстве эстетического и этического начал.
Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляются с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие учащихся.
Художественное воспитание - формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Художественное воспитание приобщает дошкольников к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность.
Художественное воспитание делает человека наследником культуры предков, но уже на современном уровне отношений к природе, человеку, обществу. Оно развивает зрение, слух, пространственные, цветовые, конструктивно композиционные способности. В перспективе это необходимо для любой профессии.
Художественное воспитание ориентировано, прежде всего, на развитие «живого мышления», т.е. внутреннего оживления познанных ребенком предметов и явлений, но не на подготовку к профессиональной художественной деятельности. По мнению Р. Штейнера, целям художественно-эстетического воспитания должны служить каждое занятие, каждый урок, среда обитания ребенка, архитектура детских учреждений, где критерии прекрасного основываются на природных формах.
В "активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического" видит цель художественно-эстетического воспитания Л.А.Григорович [1, с.35]. Б.М. Неменский придерживается той же точки зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" [5, с.41].
А формировать личность и художественно-эстетическую культуру, - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.
Одно из условий проявления творчества в художественно-эстетической деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка:
- организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира;
- общение с искусством, материальное обеспечение;
- учет индивидуальных особенностей ребенка;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- организация атмосферы творчества и мотивация задания
Таким образом, эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Художественное воспитание - процесс освоения дошкольниками совокупности искусствоведческих знаний, умений, навыков, формирования у них мировоззренческих установок отношения к искусству и художественному творчеству.
Познание прекрасного, переживание радости в связи с его созданием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение. Ведь мировоззрение базируется не только на сумме знаний, но и на художественно-эстетическом, эмоциональном мире человека, в том числе и на чувстве прекрасного.
Реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольника, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорович Л.А. Развитие творческого воображения / Л.А. Григорович - М.: Гардарики,1997.-175 с.
2. Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник / В.П. Дудьев - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 366 с.
3. Лихачёв Д.С. Теория эстетического воспитания школьников / Д.С. Лихачев - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
4. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений. 2-е изд., перераб., доп. / А.М. Лушников - Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994г.-368 с.
5. Неменский Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б. М. Неменский - Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255с.
Консультант
К.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики института педагогики и психологии КФУ Костюнина Надежда Юрьевна
7
Информация о работе Художественно-эстетическое воспитание дошкольников как педагогическая проблема