Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:46, реферат
Художественное наследие Т.Г. Шевченко - произведения живописи и графики, их исполнил Шевченко в различной технике протяжении всей жизни. Сохранилось 835 произведений, дошедших до нашего времени в оригиналах и частично в гравюрах на металле и дереве отечественных и зарубежных граверов, а также в копиях, которые выполнили художники е при жизни Шевченка. Представления о художественное наследие Шевченко дополняют данные о более 270 потерянных сих пор не найденных работ.
Министерство образования и науки Украины
Севастопольский национальный технический университет
Кафедра
Украиноведения, педагогики и культурологии
Реферат на тему:
«Художественное
наследие Т.Г. Шевченко»
Художественное наследие Т.Г. Шевченко - произведения живописи и графики, их исполнил Шевченко в различной технике протяжении всей жизни. Сохранилось 835 произведений, дошедших до нашего времени в оригиналах и частично в гравюрах на металле и дереве отечественных и зарубежных граверов, а также в копиях, которые выполнили художники е при жизни Шевченка. Представления о художественное наследие Шевченко дополняют данные о более 270 потерянных сих пор не найденных работ. Живописные и графические произведения по времени исполнения их датируются 1830-1861рр. и территориально связаны с Россией, Украиной и Казахстаном. По жанрами - это портреты, композиции на мифологические, исторические и бытовые темы, архитектурные пейзажи и пейзажи. Выполнено их в технике масляной письма на полотне, а также акварелью, сепией, тушью, свинцовым карандашом и в технике офорта на отдельных листах белого, цветных бетонных и тонированного бумаги различных размеров, а также в пяти альбомах. Значительную часть художественного наследия Шевченко составляют завершены работы, но не менее ценными для понимания творческого пути и раскрытия творческого метода художника есть и его многочисленные эскизы, этюды, наброски и учебные студии. Из всех произведений лишь незначительная часть имеет авторские подписи, надписи и еще меньше -авторские даты. Изучение творческого наследия Шевченко в наше время позволило установить максимально точные даты выполнения многих его художественных работ, определить основные этапы развития творчества художника по жанрам, тематике и формальным признакам. По времени выполнение все живописные и графические произведения Шевченко можно разделить на три периода: от первых работ до академической времени и до ссылки (1830-1847рр), произведения годам ссылки (1847-1857рр) и работы, выполнены по возвращении из ссылки в смерти художника (1857 - 1861рр). В рамках каждого из этих периодов прослеживаются и короткие по времени этапы, которые объединяют произведения не только по определенной тематике, но и по художественной ценности их и за техническими средствами исполнения. По свидетельству самого Шевченко, рисовать он начал с раннего детства - "крестами и узорами с цветками" (стихотворение "А.О. Козачковского ") обводил страницы в самодельном тетради (1822-1826рр), а когда был у господина П. Энгельгардта казачком, - перерисовывал лубки (1829). С до академичных работ сохранились карандашный рисунок "Бюст женщины "(1830), акварельный портрет П. Энгельгардта (1833)," Голова женщины "(1834), портреты Екатерины Абазы и Е. Гребенки (оба - 1837), серия композиций на исторические темы - "Смерть Лукреции" (1835), "Смерть Олега, князя древлянского", "Александр Македонский обнаруживает доверья своему врачу Филиппу "и" Смерть Виргинии "(все - 1836), "Смерть Богдана Хмельницкого" (1836-1837) и "Смерть Сократа" (1837). Эти произведения, несмотря на несамостоятельность части из них ("Бюст женщины "перерисовано из неизвестного оригинала, а отдельные рисунки на исторические темы сделано вроде композиций, рекомендованных для экзаменационных работ поступающим в академию искусств), свидетельствуют о то, что еще до переезда в Петербург Шевченко приобрел значительный сноровки в рисовании карандашом, а в Петербурге, очевидно благодаря работе у В. Ширяева, советам И. Сошенко и труда в классах Общества приобщения художников, он впервые начал работать тушью- пером и особенно успешно - акварельными красками. Это дало Шевченко возможность подготовиться к поступлению в Академию художеств. В работах художника до академической периода уже ярко проявился интерес к общественно весомых тем. Его композиции утверждают патриотизм, человеческое достоинство, выражающие протест против насилия. В них Шевченко впервые обращается к отечественной истории. Художественное наследие Шевченко периода от вступления в Академии художеств и к ссылке (1838-1847рр) составляет отдельную группу живописных и графических произведений, отмечается широкой тематикой, появлением новых жанров и новым отношениями между ними, значительным усовершенствованием освоенных технических средств выражения и обращения к новым. На произведениях Шевченко этого периода особенно заметное влияние К. Брюллова: определенная идеализация изображаемого, романтическая приподнятость, некоторая условность колорита. Вместе с тем Шевченко учился у него мастерства композиции, реалистического рисунка, искусства портрета. В это же время он начинает выступать как представитель критического реализма. В пределах этого периода отчетливо прослеживаются этапы внутреннего развития художника. Первый этап приходится на 1838-1843рр (до первого путешествия на Украину). Значительную часть творчества Шевченко этих лет составляют студийные работы - рисунки карандашом, углем и произведения, выполненные масляными красками. Среди них - отдельные рисунки с гипсовых моделей, а большинство изображение живой натуры (натурщики в разных позах и зарисовки с натуры своих товарищей по Академии). К этой группе относится и выполнена маслом композиция "Натурщик в позе св. Себастьяна "(1840-1841рр. Выходя за пределы чисто учебных задач, Шевченко работает в это время и над натурой собственной "Постановки" (акварели "Женщина в постели" 1839-1840, "натурщица" 1840). Много внимания уделял он копированию произведений своего учителя К. Брюллова (жанровые композиции "прерванное свидание", "Сон бабушки и внучки "- обе 1839-1840). Работа над этими копиями помогла Шевченко войти в творческую лабораторию выдающегося художника, способствовала усовершенствованию мастерства в акварельной живописи. В первые годы пребывания в Академии Шевченко выполнял портреты, исторические и жанровые композиции и иллюстрации (карандаш, акварель, масляные краски). Овладение основами рисунка и техникою живописи сказывалось на профессиональном уровне оригинальных работ, а с творческим ростом художника и его студийные рисунки приобретали высокой художественной ценности. В портретах, которые художник выполнял чаще всего заказ, он не довольствовался всего лишь внешним сходством, а стремился воссоздать образ человека, черты ее характера. Вершиной в этом жанре Шевченко академического времени является выполненный маслом автопортрет (1840), из которого начинается галерея автопортретов. Немногочисленные жанровые композиции художника этого периода являются этапными в истории украинского искусства. Сепия "Мальчик с собакой в лесу" (1840) тематически близка к ненайденным картины "Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке", которую совет академии искусств 1840 отметила серебряной медалью 2-й степени. Такого же награды удостоен и композицию "Цыганка-гадалка" (1841). Картина "Катерина" (1842), выполненных масляными красками, вошла в сокровищницу Украинский бытовой живописи как один из первых произведений критического реализма. Жанровые произведения Шевченко правдиво и поэтично изображают жизни украинского народа, глубже, чем это было до того в Украинский искусстве, подносят социальные проблемы. Успехи жанриста отразились и на многих иллюстрациях Шевченко, выдвинувшими его в число известных иллюстраторов. В первые годы обучения в Академии искусств Шевченко начал работать в пейзажном жанре. Работы последнего периода пребывания в Академии свидетельствуют о коренном перелом в творчестве художника. Первое путешествие на Украину (квитень1843 - лютий1844) определила тематику и характер произведений художника, их жанры и соотношение между ними. На Украину Шевченко продолжал работать над портретом, применяя преимущественно масляные краски (портреты Маевский, Г. Закревской, П. Закревского, детей В.М. Репнина. Эти произведения набгато выразительные, глубже, чем акварельные портреты предыдущего периода, раскрывают внутренний мир портретируемых. Они свидетельствуют и об успехах художника в овладении техникой масляной живописи. Новый по характеру и технике исполнения (тушь, перо-штрих, а не контур, как в композициях до академической периода) автопортрет Шевченко 1843. Рисунок тут вроде предшествовал произведениям, выполненным в технике офорта. Художественное наследие Шевченко времени пребывания на Украине составляют портреты, подготовительные работы к "Живописной Украины", выполненные маслом две картины - "Крестьянская семья" и "На пасеке", пейзажи (теперь как ведущий жанр), а также ч Многочисленные рисунки, среди которых и "Вдовина хата на Украине "и" Дом родителей Т.Г. Шевченко в с. Кирилловке ". Все эти работы свидетельствуют о большом интересе художника к жизни украинского народа и этого быта, к природе и историческому прошлого Украины, о глубокой социальной направленности творчества художника. В программе к "Живописной Украины" впервые в украинском искусстве провозглашено мнению о социальной роли изобразительного искусства, а само издание положило начало развитию в украинский искусстве офорта. Творчество Шевченко периода от окончания Академии в ссылку характеризуют преимущественно портрет и пейзаж. Известно 17 портретов этого времени, выполненных маслом, акварелью и карандашом, - свидетельство мастерства и популярности Шевченко как портретиста среди широких кругов украинской интеллигенции. В пейзажах, выполненных акварелью и карандашом, преобладает восхищение пространствами, уютными уголками и особенно деревьями с их привередливым и сложным рисунком. Композицию здесь построено на втором плане; позже, где с лета 1845, наблюдаются первые попытки дать и третий план. Большое место в творчестве Шевченко в это время занимал исторический пейзаж, обусловлено работой художника в Киевской археографической комиссии, для которой он рисовал архитектурные палатки и исторические места. В этих произведениях высокое мастерство сочетаются с научно-документальной точностью. Тщательное изучение художественного наследия Шевченко, сосредоточение всех его произведений в специальном музее, публикация их в академическом издании (1961-1964) позволили об * объективно оценить большой по объему и значительный по художественной ценности наследие художника периода ссылки. Несмотря на царский запрет, Шевченко в годы скорби работал много плодотворно во всех присущих ему ранее жанрах. Всего известно 124 завершены произведения и 220 ескиз и набросков, созданных тогда. Изменились только соотношение между жанрами, удельный вес каждого из них в общем наследии художника. Лучше всего он работал в жанре пейзажа - этому во многом способствовало участие в Аральской и Каратауской экспедициях. Чаще художнику приходилось фиксировать натуру наскоро - отсюда эскизный характер работ, особенно рисунков в художественных альбомах. Эти рисунки очень лаконичны, часто это лишь контуры или контур с незначительной штриховкой. Некоторые пейзажи времени Аральской экспедиции Шевченко завершал уже в Оренбурге за карандашными рисунками с пометками "Для памяти", а чаще полагался на свою исключительную зрительную память. Об большую наблюдательность художника говорят и многочисленные пейзажи, на которых чрезвычайно тонко изображены детали не только на первом плане, но и на втором и третьем. С особой силой наблюдательность художника проявляется в многочисленных рисунках научно-вспомогательного характера с изображением структуры берегов Аральского моря и скал и обрывов, были важными для геологической характеристики местности. Такой филигранный рисунок, не лишение и большой художественной ценности, очевидно, послужил художнику для поздней работы в офорте. Пейзажи Шевченко времени обеих экспедиций отличаются от его пейзажей предыдущего периода преимуществом в них второго и третьего планов, удлиненной композицией при широком, часто открытом горизонте и чрезвычайно богатым и тонким колоритом. В глубоко эмоциональных и разнообразных по настроению акварелях Шевченко выступает как выдающийся мастер этой техники. Его пейзажи очень точны и правдиво отражают природу казахского края, ее своеобразную красоту. Особое место в художественном наследии Шевченко лет ссылки принадлежит жанровым композициям, составляющие несколько отдельных тематических групп. Одна из них предназначена бытовые казахского народа (Сепии "Казахи в юрте", "Казахская стоянка на Косарали", "Казахский мальчик разжигает печку", "Казахский мальчик дремлет у печки "," Казахи у огня "и акварель" Казах на коне ", все 1848-1849рр. Еще больше зарисовок из жизни казахов в дорожных альбомах художника (ескиз и наброски к законченных сепия и акварелей). Значительного разнообразия и социальной остроты казахов тема приобрела во второй период ссылки поэта (сепии "Трио", 1851; "Песня молодого казаха ", 1851-1857;" байгуш под окном ", 1855-1856 и "Казашка Катя" ,1856-1857). В некоторые произведения ("Т. Г. Шевченко и байгуш", "Т. Шевченко и казахский мальчик, играющий с кошкой "1856 - 1857) художник вводит свой автопортрет. Этим Шевченко подчеркивает свое глубокое сочувствие к судьбе казахского народа. Отдельную группу составляют композиции на исторические, мифологические, литературные и библейские темы ("Благословение детей", "Телемак на острове Калипсо "," Робинзон Крузо "," Самаритянка "," казашка "," Милон Кротонский "," Нарцис и нимфа Эхо "," Св. Себастиан "," Умирающий гладиатор ", все - 1856). Всем им свойственно глубокое психологическое трактовки образов. Третья, вполне самостоятельная, группа жанровых композиций это сепия "Притча о блудном сыне", которую Шевченко намеревался воссоздать в гравюре. Разоблачение эксплуататорского строя достигает здесь наибольшей остроту. Портретные произведения Шевченко лет ссылки выполнен преимущественно сепией или итальянским карандашом (лишь несколько портретов в Оренбурге - акварелью). Они совершенные относительно композиционного построения, глубже раскрывают психологического состояния портретируемых и представляют собой новый шаг в развитии реализма художника. Часто Шевченко вводит портрет в жанровые композиции ("О.Бу-таков и фельдшер А. Истомин во время зимовки на Косарали "1848-1849," Т.Г.Шев-ченко среди товарищей "1856;" Т.Г. Шевченко рисует товарища "1855-1857). Творчество Шевченко лет ссылки убедительно доказывает, что, вопреки утверждению биографов поэта с буржуазно-националистического лагеря, он не потерял способностей художника, но и достиг как митейь еще высшего уровня во всех жанрах портретном, пейзажном и бытовом. В его произведениях этого времени в полную силу прозвучала социальная тема и оказалась интернационалистская позиция художника. Кроме того, произведения лет ссылки свидетельствуют о том, что Шевченко будучи оторванным от академии, не забывал о ней. Несомненный отголосок академической школы чувствуется в выполненных художником в это время композициях на исторические, мифологические и литературные темы. Пиетет Шевченко к Академии художеств утверждают написана в ссылке автобиографическая повесть "Художник" и записи в "Дневнике". Художественное наследие Шевченко последнего периода жизни количественно невелика. В это время он много работал над офортом и достиг в нем, по сравнению с офортом 1844, новых успехов. Среди пейзажей преобладают этюды и наброски, выполненные 1857 на пароходе, когда поэт ехал из Астрахани в Нижний Новгород, и пейзажи, созданные на Украина во время третьего путешествия 1859 (исключением разве что есть офорты "Вечер в Альбано близ Рима. Лес "- по произведению М. Лебедева и "Мангышлакский сад" - по собственному рисунку). Все эти пейзажи независимо от степени их завершенности, свидетельствуют о возросшем мастерстве Шевченко-пейзажиста в последний период жизни. Это проявляется в подчеркивании второго и третьего планов, в построении композиции на широком горизонте и в превосходстве воздушной перспективы над линейной, в глубокой лиричности и эмоциональности пейзажей. К жанровых композиций Шевченко обращался лишь вернувшись в Петербурга и его почти исключено в связи с работами в офорте ("Две девушки", "Святое семейство", "Притча о работниках на винограднике"). Все-1858 \ "Сама себе своем доме". "Приятели", "Старец на кладбище ", все-1859). Особый интерес представляют портреты работы Шевченко последнего периода его творчества. Их известно 41. Все это - Завершены произведения, кроме небольшого рисунка карандашом - портрета А. Герцена, спокойного в Нижнем Новгороде. Портреты выполнены итальянским карандашом и мелом на тонированной бумаге и в технике офорта. Для портретов карандашом характерны смелая, сочная линия и сочный штрих. Шевченко нарисовал их на пароходе при переезде по Волге, затем в Нижнем Новгороде, Москве, на Украина и в Петербурге. Они близки к портретам, выполненных в Новопетровском укреплении, но гораздо контрастнее и выразительные по внутренней характеристики портретируемых, хотя сам рисунок в них значительно лаконичнишии. Целая галерея офортных автопортретов (шесть) и портреты вице-Презедент петербургской академии художеств Ф. Толстого и профессоров академии Ф. Бруни и П. Клодта и академика И. Горностаева является выдающимся достижением не только в художественной наследии Шевченко, но и это в нынешнем тогдашнем офорте. Шевченко сделал большой вклад в развитие портрета, бытового жанра и пейзажа. Он выступал как один из первых в то время офористив Украине и России. Его реалистическая творчество полна большого социально-обличительного содержания и отмечается глубокой народностью, интернациональными мотивами и гуманизмом. Произведения Шевченко повлияли на все развитие украинского искусства, они служат животворным источником для многих поколений украинских художников. Художественное наследие Шевченко определяет его выдающееся место в истории не только украинского, но и мирового искусства.
Автопортреты Т.Г.
Шевченко - собственные изображение,
которые художник создавал протяжении
всей жизни. Самый ранний из известных
теперь автопортретов (Холст, масло, 43
* 45, в овале, ДМШ) выполнено в начале
1840 в Петербурге. Это одна из первых
попыток Шевченко рисовать масляными
красками. В произведении - романтически
возвышенный образ молодого поэта-
художника. В манере исполнения - в
легких лесировках, что кое сочетается
с корпусным наложением красок, в изящном
рисунке, в совершенном пластическом моделировании,
в колорите, построенном на сине-зеленых
тонах с вкраплениям красных, а главное
в романтическом окраске образа - явственно
ощущается влияние К. Брюллова. Произведение
не завершен. Автопортрет (бумага, тушь,
перо, 22,7 * 18,4, частное собрание, Москва),
нарисованы в Яготине 23 - 26.IX 1843 и подаренный
В. Репнина вместе с рукописью поэмы "Тризна",
изображает Шевченко за работой. Здесь
отчетливо передано внимательное восприятие
молодым художником окружающей жизни.
Портрет выполнен свободным, уверенным
штрихом, близким к манере рисования иглой
на меди. Автопортрет, выполненный в конце
августа 1845 (бумага, масло, 17 * 13,3, ДМШ) и
подарен Н. Тарановский, словно развивает
идею предыдущего. Он предельно прост,
ясен по форме. Шевченко на нем полон энергии,
внутренней силы, решительности. До 1845
принадлежит и автопортрет со свечой,
известный по офортом Шевченко 1860. В альбоме
1845 есть набросок этого произведения карандашом.
Из воспоминаний А. Козачковского известно,
что в 1845 Шевченко почти завершил работу
еще над одним автопортретом, в котором
представил образ "народного поэта,
метко схвачен в минуту его поэтического
вдохновения ". Этот произведение не
сохранилось. Несколько автопортретов
Шевченко создал во время пребывания на
ссылке. Первый автопортрет (бумага, масло,
12,7 * 9,9, ДМШ), нарушив царский запрет писать
и рисовать, он нарисовал между 23/06 и 11/12
1847 в Орской крепости, как только туда
пришел и 11/12 1847 направил А. Лизогубу. Это
портрет поэта в солдатской мундире и
фуражке-бескозырке. Тяжелые муки уже
наложили отпечаток на лицо Шевченко,
на котором поражают широко раскрытые,
полные скорби глаза. С портретов, выполненных
во время перебвання Шевченко в Аральской
экспедиции (1848-1849), до нас дошел лишь один
(бумага, сепия, 15,6 * 12,9, Луцк Львов. Музей
украинского искусства), который художник
вскоре подарил А. Венгжиновский в Оренбурге.
Шевченко изображает себя в наряде, который
носил в экспедиции, - обычном гражданском
платье и светлом фуражке с большим козырьком,
на лице - следы усталости от нелегких
странствий. К этому произведению близкие
три портрета (холст, масло, скомпонованных
в овале, выражающийся в книге А. Новицкого
"Тарас Шевченко как художник", Луцк
Львов - Москва, 1914, где теперь этот портрет
- неизвестно; холст, масло, 24,5 * 19,8, ДМШ;
холст, масло, 26,2 * 21,4, ДМШ), которые относительно
авторства нуждаются некоторого исследования:
до сих пор не установлено ли Шевченко
автопортреты, или копии или варианты,
выполненные другими художниками. Судьба
нарисованного во время Аральской экспедиции
автопортрета, переданного В. Репнина
14/11 1849, через три недели после возвращение
в Оренбург, неизвестно. Во времена пребывания
Шевченко в Оренбурге сохранились два
автопортреты. Один из них (бумага, сепия,
белила, 24,3 * 18,1, ДМШ) выполнено не позже
29/12 1849 и подаренного Ф. Лазаревскому. Шевченко
изобразил себя в гражданской одежде -
в светлой куртке, из-под которой видно
воротник белой рубашки. На лице чувствуется
душевный покой. В том, что поэт изобразил
себя так, вероятно, имело значение то,
что в это время он жил не в ужасных условиях
солдатской казармы, а на частной квартире,
среди друзей и мог рисовать. Психологической
характеристикой к этому произведению
близок автопортрет в солдатском мундире
с погонами (бумага, сепия, 16,2 * 13, ДМШ), что
его Шевченко 29/12 1849 направил А. Лизогубу.
Поэт тогда еще надеялся на облегчение
своей участи, ждал повышения в звании
до унтер-офицера и официального разрешения
рисовать. Но вскоре, после ареста за нарушение
царского запрета и почти полугодового
следствия, цого сослан в Новопетровское
укрепление. Здесь Шевченко создал новые
автопортреты - поразительной силы художественные
документы о семи лет нечеловеческих физических
и моральных мучений, но - вопреки всему
- и вдохновенной, подвижнической, героической
творческой работы. К этим годам принадлежит
ряд сюжетных, жанровых рисунков, в которые
художник ввел автопортреты. Во время
экспедиции к Каратау он сделал рисунок
"Шевченко среди товарищей", на котором
изобразил себя за рисованием вместе с
Б. Залесский и Л. Турно. Его изображение
близкое здесь до автопортрета, созданного
в июле-августа 1851 и подарен Б. Залесском.
В последние годы пребывания художника
в Новопетровском укреплении приходится
фотография "Шевченко рисует товарища",
где он изобразил себя за работой в кибитке,
что ее специально поставил для него в
саду возле укрепления Усков. На этих рисунках
воссоздан образ Шевченко, обстановку,
в которой он тогда находился, передано
его увлечение искусством. Важное место
в творчестве Шевченко этого времени занимают
жанровые рисунки "Шевченко и байгуш"
и "Шевченко и казахский мальчик, играющий
с кошкой ". К которым художник ввел
автопортреты. Чтобы подчеркнуть вероятность
изображенного и передать свое сочувствие
угнетенного тогда, обреченном на нищету
и голод, казахском народу. Автопортреты,
поданные силуэтом, есть на рисунках "Казарма"
и "Кара колодкой" (оба - 1856-1857рр. В
Новопетровском укреплении Шевченко нарисовал
также два автопортреты, один из которых
3 / 11854 передал с М. Семеновым в подарок
А. Бодянскому, а второй направил 22 / апрель
1857 Я. Кухаренко. Оба произведения не сохранились.
На первом на основании письмо О. Бодянского,
художник изобразил себя в гражданском
наряде. Второй - известный с фоторепродукции,
щозберегласся в архиве Елены Пчилки.
Его нарисовано сепией; как можно судить
по тому, что Шевченко здесь так же изобразил
себя в гражданской одежде, этот портрет
выполнен 1853-1854рр. Возвращаясь из ссылки,
в Нижнем Новгороде Шевченко нарисовал
еще два автопортрета. Первый (тон, бумага,
итальянский и белый карандаши, 31,4 * 24,6,
ДМШ), выполнен не позднее 28/11 1857, автор
подарил М. С. Щепкину. Второй (тон, бумага,
итальянский и белый карандаши, 25,5 * 21,2,
ДМШ), выполнен не позднее 4 / 1 1858, направил
тогда же П. А. Овсянниковым в дар М. Лазаревскому.
В обоих произведениях появляется образ
сильного духом человека, вышедшей несокрушимой
с тяжелейших испытаний. М. Лазаревский
из подаренного ему автопортрета заказал
25 фотокопий, чтобы распространять их
среди друзей и знакомых. Большинство
автопортретов, созданных в Петербурге
в последние годы жизнь, Шевченко выполнил
техникой офорта. Работая над ними, он
часто пользовался фотографиями. Первый
автопортрет - в темном костюме (бумага,
офорт, 16,1 * 12,3, созданный по фотографии
конца 50 - х лет) - выполнены не позднее
14 / 3 1860г. С этого произведения сохранились
также отпечатки третьего сословия (16,1
* 12,5), где фон покрыто тонким слоем акватинты.
Автопортрет проникнуто глубоким лиризмом.
Поражает выражение глаз, которого раньше
в автопортретах не было: у них и печаль,
и нежность, и теплое сочувствие. Это выражение
"ласковый, почти нежный ", который
заметил в глазах художника И. Тургенев.
Вскоре по фотографии, сделанной в конце
марта 1858, сделан второй автопортрет -
с бородой, в тулупе и шапке (бумага, офорт,
16,9 * 12,5), который можно датировать не позднее
4 / 4 1860. Тщательно проработав лицо и выделив
его легким штриховкой на фоне вокруг
головы, Шевченко свободно в начерковий
манере, начертил убранство и положенную
на колено руку, что придало образу своеобразного
артистизма. По рисункам, выполненным
1845,, который Шевченко отыскал, он в мае
1860 создал автопортрет со свечой (бумага,офорт,
акватинта, 16,4 * 13), в котором искусно передал
эффект освещение - борьбу света и тьмы,
в результате чего произведение приобрело
символическое звучание. В этом автопортрете
привлекает внимание разнообразие применяемых
технических приемов. Густым плетением
различной силы штрихов, подчеркнутых
и объединенных слоем акватинты, художник
показал, как мрак отступает перед победной
силой света. Лицо моделированные прозрачными
перекрестным штрихами, а наряда изображено
сеткой параллельных линий, имитирующих
манеру классической гравюры ризцемза
фотографией, которую сделал 1859 в Киеве
И. Гудовский, 1860 выполнен автопортрет
в светлом костюме (бумага, офорт, 16,5 * 12,5).
Здесь на лице Шевченко заметно следы
тяжелой недуга, который подтачивал и
без того надломлена ссылкой здоровья
поэта. В этом произведении отразился
также угнетенное состояние, в котором
Шевченко вернулся в Петербург после ареста
на Украину летом 1859. Если каждый из рассмотренных
офортных автопортретов определенную
грань образу Шевченко, передает тот или
иной душевное состояние, то последний
из этой группы автопортретов - в шапке
и тулупе, созданный не позднее 4 / 12 1860
за фотографией А. Деньера, сделанной 1859,
дает обобщенный образ портретируемого.
Произведение поражает глубиной и целостностью
характеристики. Недаром современники
поэта считали его удачным и наиболее
схожим из всех прижизненных изображений
Шевченко, и он получил широчайшую популярнисть.
Технически портрет исполнен безупречно.
Офортный штрих приобрел здесь исключительно
экспрессии. Штриховкой покрыто не только
фон вокруг головы, но и все изображение;
перекликаясь с энергичным штрихом, которым
передано смушковую шапку и воротник кожуха,
оно предоставляет портрету своеобразной
строгости. На портрете есть авторская
подпись и дата исполнения, а также монограмма
с окаймленных кругом букв, написанных
энергичным росчерком. Офортные автопортреты
Шевченко (эстампы разных сословий) хранятся
в нескольких музеях, большинство - в ДМШ.
В последние годы жизни Шевченко рисовал
и масляными красками. Из четырех тогдашних
полотен, дошедших до нас, три - автопортреты.
В них заметно влияние Рембрандта, творчеством
которого Шевченко увлекался молоды и
которую теперь, работая над офортами,
изучал особенно тщательно. Один из автопортретов
(1859) известный из копии, которую выполнил
К. Фловицький (44,4 * 35,5, ДМШ). Шевченко здесь
изображен с бородой. Эффект контрастного
бокового освещения, предоставляя произведению
большой эмоциональной принадлежности,
не отвлекает, однако, внимание от основного
- взгляда Шевченко. Кроме копии К. Флавицкого
существовала еще одна копия (где теперь
- неизвестно), которую выполнил художник
Жебровский. Второй автопортрет из этой
группы (Холст, масло, 59 * 48, в овале, Государственный
музей украинского искусства в Киеве),
выполнен не позже 1860, экспонировался
тому же году на выставке в петербургской
Академии художеств. Он значительно отличался
от других автопортретов художника трактовкой
образа: Шевченко нарисовал себя здесь
молодым парнем. Из-под высокой, сдвинуты
набекрень, смушковой шапки вибмваеться
волосы, под свиткой белая вышитая рубашка,
связана красной лентой. Произведение
близок к автопортретов Рембрандта не
только живописно колористическим решением
- характерным сочетанием золотисто-коричневых
тонов, выразительной светотенью, но и
"маскарадом", который много значит
в образном строе портрета. Контраст между
холостяцким нарядами и грустным взглядом
проникнутых слезой глаз физически надломленного,
преждевременно состарившегося Шевченко
составляет основной мотив произведения,
придает ему глубокого трагического звучания.
Последний автопортрет (холст, масло, 59
* 49, в овале, ДМШ), выполненный 1.02.1861, воспроизводит
образ безнадежного больного художника.
Густой мрак, из которого выступает освещенное
тем же контрастным боковым светом лицо
Шевченко усиливает трагизм произведения.
Автопортретной изображения есть в некоторых
пейзажах Шевченко с развитыми жанровыми
мотивами. Отдельное место среди автопортретов
Шевченко занимают автошаржи, что есть
в альбомах 1839-1843 и 1846-1850, на берегах некоторых
рукописей поэта и на копии рисунка "Дом
родителей Т. Г. Шевченко в селе Кирилловке
", которую исполнила Г. Псел. Эти автошаржи
свидетельствуют, что свойственное поэту
чувство юмора не покидало его и в самые
тяжелые годы жизни. Автопортреты Шевченко
- своеобразная автобиография, написанная
рукой великого художника-реалиста.
Ненайденные художественные произведения Т. Г. Шевченко - произведения художника, о которых есть только упоминания в его автобиографии, "Дневнике", переписке, повестях, архивных документах и записях его современников. Через тяжелые обстоятельства жизни Шевченко крайне неблагоприятно сложилась судьба его художественного наследия. К выкупу из крепостничества Шевченко не имел возможности ни собирать, ни хранить свои ранние произведения. Много рисунков, выполненных по окончании петербургской Академии художеств, которые были в И. Фундуклея и М. Сажина, затерялось после ареста поэта 1847. Отдельные рисунки, которые он тайком посылал из Новопетровского укрепление друзьям для продажи, попали в третьи руки, и они - Неизвестно. Не разысканы и рисунки разных лет, оставшихся после смерти поэта и были проданы с аукциона в мае 1861. В до октябрьский время произведения Шевченко коллекционировали отдельные лица. Систематически собирать и хранить художественное наследие Шевченко стало возможным лишь после победы Великой Октябрьской социалистической революции. В советское время обнаружены и изучены многие произведения художника, считавшиеся утраченными. Из скупых упоминаний в автобиографических стихотворениях и с мемуарных источников известно, что Шевченко увлеченно рисовал в детстве. Это были преимущественно узоры, ими он украшал переписок книжечки, и изображения солдат и лошадей, которыми украшал стены дома. Когда Шевченко служил казачком у П. Энгельгардта, он перерисовывал картины, украшавшие панские покои. Путешествуя с обозом Энгельгардта, копировал, вероятно, из гравюр и лубочных картинок изображения исторических лиц и фольклорных героев. За то, что казачок Шевченко 6.12.1829 перерисовывал лубочные картину "Казак Платов", его по приказу господина наказаны розгами. Ни одна из этих копий не сохранилась. Не сохранились и рисунки, которые Шевченко, работая в мастерской В. Ширяева в Петербурге, делал белыми ночами из скульптур в Летнем саду. Не дошли до нас и Первый Шевченко попытки в жанре акварельной портретной живописи, к которому он обратился за советом И. Сошенко. Это в частности портрет И. Нечипоренко, который позировал Шевченко, а также портреты, которые художник выполнил после вступления в петербургской Академии художеств: портрет невесты Демидова, портрет П. Мартоса, Соловей, С. Гулака-Артемовского, В. Апрелева и другие. Не разысканы и большинство рисунков и этюдов Шевченко, выполненных в учебных классах Общества поощрения художников и в Академии художеств в встречает с К. Брюлловым и во время учебы в нем. Не найдено и картину "Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке", которую Совет академии искусств 27.11.1840 отметила серебряной медалью 2-й степени, как первый Шевченкову попытку живописи олийниы красками, а также два других произведения тех лет: акварель "Группа спящих жебрачок", которую Шевченко экспонировал 1842 на выставке в Академии художеств, и Катрину "Панна Сотникивна ", нарисованная того же года по просьбе Г.Квитки - Основьяненко. Из произведений, которые Шевченко выполнил на Украину 1843 - 1847, НЕ найдены портреты А. Волховского, членов семьи А. Лук * Яновича, А. Шостки, А. Афанасьева-Чужбинского, три портрета членов семьи Катеринича, В. Забелы, сына К. Белозерского, Ю. Сребдольских, 8 шаржированных рисунков членов "общества мочемордия", 2 рисунка "Бал в Волховских", "Дом Хмельницкого в Суботове", "Дом А. А. Козачковского в Переяславе", рисунки, выполненные под раскопках могилы пятых возле Фастова и другие. Неизвестна и судьба многих произведений Шевченко периода ссылки. Среди них портреты Е. Нудатова, М. Обручевой Ф. Лазаревского, А. Фролова, Е. Косарева, Н. Бажанова, дочери Усковых Наташи, жанровые рисунки из жизни казахов: "Казахский бакса", "Ловкий продавец", "Молитва умерших", один из двух одноименных рисунков "Цыган", "Дочь хиосского гончара" и "Сцена в казарме"; карикатуры на министра просвещения С. Уварова и Раимским офицеров; ряд пейзажей, выполненных во время Аральской и Каратауской экспедиций, в Новопетровском укреплении и его окрестностях. До сих пор не разысканы и два рисунка сепией с изображением байгуш. Известно лишь, что Шевченко послал их Б. Залесском, один - В подарок, второй - для продажи. Из произведений, выполненных по дороге с ссылка - на пароходе "Князь Пожарский" и в Нижнем Новгороде, не найдено портретов В. Кишкина, А. Шауббе, И. Гассе, А. и М. Брылкиных, Г. Поповой, М. Дороховой, А. Пущиной, С. Варенцовой с сыном, М. Олейникова; рисунки с изображением архитектурных памятников Нижний Новгород. Из произведений последних лет жизни Шевченко не разысканы портретов Г. Суханова-Подколзина, дочери С. Гулака - Артемовского, Н. Карташевской, Айры Олдриджа, л, Жемчужникова и Л. Зотовой; рисунков "Пейзаж в Мошнах", "Дуб", копия с одноименного произведения А. Мещерского, выполнена как оригинал для офорта. Среди ненайденных произведений есть и автопортреты разных лет: автопортрет, что его Шевченко передал через М. Семенова 3.11.1854 по Новопетровское укрепление в подарок А. Бодянскому; автопортрет о ссылке, который в списке Г. Честаховского произведений Шевченко, остался после смерти поэта, значится как выполнен якобы в Оренбурге. Не разысканы и некоторых рабочих альбомов с рисунками; есть данные, дин из них был в Киеве польского археолого и библиолого К. Свидзинского. Некоторые Шевченко произведения дошли до нас лишь в гравюрах других мастеров: иллюстрации к произведению Н. Надеждина "Сила воли" и к книге М. Полевого "История Суворова ...", портреты для издания "Русские полководцы", рисунок "Залив у Новопетровского Укрепление ", из которого Б. Залесский выполнил офорт. Отдельные произведения Шевченко теперь известны только в фотографиях и репродукциях, помещения в разных изданиях. Ненайденные художественные произведения Шевченко свидетельствуют о том, что его художественное наследие был намного больше, чем раньше известно. И хотя по теми воспоминаниями, что есть в литературе о невидшукани и утраченные произведения, трудно говорить об их художественных качествах, но и сам перечень работ значительно дополняет представление о художественном наследстве Шевченко, о разнообразии его интересов и исключительную творческую активность.