Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 18:09, реферат
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский стиль.
1. Художественная культура средневековой Европы
1.1. Архитектура
1.2. Скульптура
1.3. Живопись
1.4. Декоративное искусство
1.5. Обработка металлов
2. ГОТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
3. Средневековая музыка и театр
3.1. Музыка
3.2. Театр
3.2.1 Религиозная драма или чудесные пьесы
3.2.3. Средневековая светская драма
3.2.4. Пьесы - моралите
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Появление
натурализма. Начиная примерно с 1210
года на Коронационном портале собора
Парижской богоматери и после 1225 года
на западном портале Амьенского собора,
производящие впечатление ряби, классические
черты оформления поверхностей начинают
уступать место более строгим объемам.
У статуй Реймсского собора и в интерьере
собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки,
подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные
пучками на маленьких головках локоны
и манерные позы производят парадоксальное
впечатление синтеза натуралистических
форм, деликатной аффектации и тонкой
одухотворенности.
3.
Средневековая музыка
и театр
3.1. Средневековая музыка
Средневековая музыка носит по преимуществу духовный характер и является необходимым составным элементом католической мессы. Вместе с тем, уже в раннем Средневековье начинает оформляться светская музыка.
Первой важной формой светской музыки были песни трубадуров на провансальском языке. Начиная с XI века песни трубадуров более 200 лет сохраняют влияние во многих других странах, особенно на севере Франции. Вершина искусства трубадуров была достигнута около 1200 г. Бернардом де Вентадорном, Жиро де Борнелем Фольке де Марселем. Бернард знаменит своими тремя текстами о неразделенной любви. Некоторые из стихотворных форм предвосхищают балладу XIV века с ее тремя стансами из 7 или 8 строк. Другие рассказывают о крестоносцах или обсуждают какие-либо любовные пустяки. Пасторали в многочисленных строфах передают банальные истории о рыцарях и пастушках.
Танцевальные
песни, такие, как рондо и вирелай,
тоже находятся в их репертуаре.
Вся эта монофоническая музыка могла
иногда иметь аккомпанемент на струнном
или духовом инструменте. Так было
до XIV века, пока светская музыка не стала
полифонической.
3.2. Средневековый театр
По иронии истории, театр в форме ли-тургической драмы был возрожден в Европе Римской католической церковью. Когда церковь искала пути расширения своего влияния, она часто приспосабливала языческие и народные праздники, мно-гие из которых содержали театрализованные элементы. В Х веке многие церковные праздники обеспечивали возможность драмати-зации: вообще говоря, и сама месса является не более чем драмой.
Определенные праздники
были знамениты своей театральностью,
как, например, шествие к церкви в вербное
воскресенье. Антифонные или вопросно-ответные,
песнопения, мессы и канонические хоралы
представляют собой диалоги. В IX веке антифонные
пере-звоны, известные как тропы, были
включены в комплекс музыкальных элементов
мессы. Трехголосные тропы (диалог между
тремя Мариями и ангелами у могилы Христа)
неизвестного автора примерно с 925 г. считаются
источником литургической драмы. В 970 году
появилась запись инструкции или руководства
к этой небольшой драме, включающая элементы
костюма и жестов.
3.2.1. Религиозная драма или чудесные пьесы.
В течение последующих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вбирая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся священниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церковные облачения и существующие архитектурные детали церквей, однако вскоре были изобретены более церемонные детали оформления. По мере развития литургической драмы, в ней последовательно представлялись многие библейские темы, как правило, изображавшие сцены от сотворения мира до распятия Христа. Эти пьесы назывались различно -- пассионы (Страсти), миракли (Чудеса), святые пьесы. Соответствующие декорации поднимались вокруг церковного нефа, обычно с небесами в алтаре и с Адской пастью -- искусно сделанной головой монстра с разинутой пастью, олицетворявшей вход в ад -- на противоположном конце нефа. Поэтому все сцены пьесы могли быть представлены одновременно, причем участники действа передвигались по церкви с одного места на другое в зависимости от сцен.
Пьесы, очевидно, состояли из эпизодов, охватывали буквально тысячелетние периоды, переносили действие в самые различные места и представляли обстановку и дух различных времен, а также аллегории. В отличие от греческой античной трагедии, которая четко фокусировалась на создании предпосылок и условий для катарсиса, средневековая драма далеко не всегда показывала конфликты и напряжение. Ее целью была драматизация спасения рода человеческого.
Хотя церковь
поддерживала раннюю литургическую
драму в ее дидактическом качестве,
развлекательность и зрелищность усиливались
и начинали преобладать, и церковь начала
выражать в адрес драмы подозрительность.
Не желая терять полезных для себя эффектов
театра, церковь пошла на компромисс, вынеся
драматические представления из стен
самих церковных храмов. То же самое вещественное
оформление стало воссоздаваться на рыночных
площадях городов. Сохраняя свое религиозное
содержание и направленность, драма стала
гораздо более светской по своему постановочному
характеру.
3.2.3 Средневековая светская драма
В XIV веке театральные постановки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литургической драмой. Они представлялись для общины в течение целого четырех-пятилетнего периода. Каждая постановка могла длиться один или два дня и ставилась один раз в месяц. Постановка каждой пьесы финансировалась каким-либо цехом или торговой гильдией, причем обычно старались как то связать специализацию цеха с предметом пьесы -- например, цех кораблестроителей мог ставить пьесу о Ное. Поскольку исполнителями были часто неграмотные любители, анонимные авторы пьес стремились писать легко поминающимися примитивными стихами. В соответствии со средневековым мировоззрением, историческая точность зачастую игнорировалась, и далеко не всегда соблюдалась логика причинно-следственных связей.
Реализм использовался в постановках избирательно. Пьесы Полны анахронизмов, ссылок на чисто местные и известные лишь современникам обстоятельства; реалиям времени и места уделялось лишь минимальное внимание. Костюмы, обстановка и утварь были сплошь современными (средневековыми европейскими). Что-то могло изображаться сверхточно -- сохранились сообщения о том, как актеры едва не умирали вследствие слишком реалистического исполнения распятия или повешения, и об актерах, которые, играя дьявола, буквально сгорали. С другой стороны, эпизод с отступлением вод Красного моря мог обозначаться простым набрасыванием красной ткани на египтян-преследователей в знак того, что море поглотило их.
Свободная смесь реального и символического не препятствовала средневековому восприятию. Зрелища и народные пьесы ставились повсюду, где только возможно, и адская пасть обычно была излюбленным объектом приложения сил для мастеров механических чудес и пиротехников. Несмотря на религиозное содержание циклов, они все более и более становились развлечениями. Использовались три основных формы постановок. В Англии самыми обычными были карнавальные повозки. Прежние церковные декорации сменились тщательно разработанными передвижными сценами, такими, например, как маленькие современные суда, которые перемещались в городе с места на место. Зрители собирались в каждом таком месте: исполнители работали на площадках повозок, или на подмостках, построенных на улицах. В Испании делали также. Во Франции применялись синхронные постановки - различные декорации поднимались одна за другой по сторонам длинного, приподнятого помоста перед собравшимися зрителями.
Наконец, опять-таки
в Англии, пьесы иногда ставились «вкруговую»
-- на круглой площадке, с декорациями,
размещавшимися по окружности арены и
зрителями, сидящими или стоящими между
декорацией.
3.2.3. Пьесы-моралите
В тот же самый период появились народные пьесы, светские фарсы и пасторали большей частью анонимных авторов, которые упорно сохраняли характер мирских развлечений. Все это влияло на эволюцию пьес-моралите в XV веке. Хотя и написанные на темы христианского богословия с соответствующими персонажами, моралите не были похожи на циклы, поскольку не представляли эпизоды из Библии. Они были аллегорическими, самодостаточными драмами и исполняли их профессионалы, такие, как менестрели или жонглеры. Пьесы, такие, как «Человек» («Everyman»), обычно трактовали жизненный путь индивида. В числе аллегорических персонажей были такие фигуры, как Смерть, Обжорство, Добрые Дела и другие пороки и добродетели.
Эти пьесы местами трудны и скучны для современного восприятия: рифмы стихов повторяются, носят характер импровизации, пьесы в два-три раза длиннее драм Шекспира, а мораль объявляется прямолинейно и назидательно. Однако исполнители, вставляя в представления музыку и действие и используя комические возможности многочисленных персонажей пороков и демонов, создали форму народной драмы.
Заключение
Средние века - время
напряженной духовной жизни, сложных
и трудных поисков
В эту эпоху
люди смогли выйти на новую
дорогу культурного развития, иную,
чем знали прежние времена.
Пытаясь примерить веру и