Художественная культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:07, реферат

Описание работы

Древневосточные цивилизации оставили не только ценные научные знания, но и уникальную художественную культуру: памятники архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Особое место в этом ряду, несомненно, занимают египетские пирамиды. Как гласит восточная пословица, «все на свете боится времени, только время боится пирамид».
Древние пирамиды воплощали собой идею вечности и божественной гармонии Вселенной. Вот уже сорок пять веков стоят грандиозные сооружения, однако время не в силах нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих «домов вечности».

Работа содержит 1 файл

Худ. культура Древнего Египта.docx

— 26.69 Кб (Скачать)

 

Художественная  культура Древнего Египта
 
 
 
 
Новиков Вячеслав 10А
20.10.2011
 

 

 

 

Древневосточные цивилизации  оставили не только ценные научные  знания, но и уникальную художественную культуру: памятники архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Особое место в этом ряду, несомненно, занимают египетские пирамиды. Как гласит восточная  пословица, «все на свете боится времени, только время боится пирамид». 

Древние пирамиды воплощали  собой идею вечности и божественной гармонии Вселенной. Вот уже сорок  пять веков стоят грандиозные  сооружения, однако время не в силах  нарушить идеально устойчивую монолитную форму этих «домов вечности».  

Отдельные каменные блоки массой около 2,5 тонн каждый настолько  плотно пригнаны друг к другу, что  и сегодня нельзя между ними просунуть  даже лезвие ножа. Всего в Египте сохранилось около 80 пирамид. В пригороде  Каира Гизе находятся три крупнейшие пирамиды (фараонов Хеопса, Хафры и  Менкаура), отнесенные греками к  семи чудесам света. 

Искусство Древнего Египта было прочно связано с культом  и выражало основные идеи религии: беспредельное  могущество богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и  дальнейшее загробное существование. 

Скульпторы воплощали  свои идеи в канонических формах. Их статуи всегда строго пропорциональны, фронтальны и статичны. Среди древнеегипетских скульптур особенно известен большой  сфинкс – существо с телом льва и головой человека, имеющего портретное сходство с фараоном Хафрой. Сфинкс высотой 20 м и длиной 57 м, высеченный из целой скалы, охранял покой  мира мертвых. 

Археологические раскопки свидетельствуют о том, что в  Древнем Египте высокого уровня развития достигла архитектура, ярко проявлявшаяся  в монументальных храмовых постройках. Наиболее известными памятниками архитектуры  этого периода являются величественные храмы Амона-Ра в Карнаке и  Луксоре. От Луксора к Карнаку  вела знаменитая аллея сфинксов длиной почти 2 км. 

Изобразительное искусство  достигло высокого развития наряду с  архитектурой. В XV в. до н.э. в период правления фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхнатона) появляются изящные рельефы, изображения бытовых сцен, скульптурные портреты, поражающие своей психологической  достоверностью. Таковы портреты фараона  Эхнатона и его супруги Нефертити  в высоком головном уборе. Они  отличаются от традиционного египетского  канона, так как пронизаны светскими  мотивами и жизнелюбием. 

В отличие от египетской, скульптура древних государств Двуречья менее известна. В основном сохранились небольшие статуэтки, выполненные из различных пород камня. Скульптурные изображения не имеют портретного сходства с оригиналом: для шумерской скульптуры характерны преувеличенно укороченные, а для аккадской – вытянутые пропорции фигур.  

У шумерских статуэток  подчеркнуто большие уши, которые  считались вместилищем мудрости. Часто встречаются статуэтки  с подчеркнуто женскими, а также  материнскими формами, воплощающие  понятие земного плодородия. 

В шумерском искусстве  ведущее место занимала расписная  керамика с геометрическим рисунком и глиптика. Глиптика – это пластическое искусство создания печатей-амулетов, выполненных в виде выпуклого  или глубокого рельефа, предназначенного для отпечатывания на глине. 

Особого расцвета пластическое искусство достигает в новоассирийскую  эпоху (VIII-VII вв. до н.э.). В этот период появляются знаменитые ассирийские  рельефы, которыми отделаны царские  покои. Рельефы запечатлели с  большой тонкостью и детальной  отделкой сюжеты военных походов, захват городов, сцены охоты. 

К наивысшим достижениям  культуры Древней Месопотамии этого  периода следует отнести успехи в сооружении дворцовых и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип  храмового зодчества, связанный  с применением искусственных  платформ, на которых устанавливался центральный храм. Такие храмовые башни – зиккураты были в каждом шумерском городе. Шумерские зиккураты  состояли из трех ступеней-платформ в  соответствии с триадой божеств (Ану– Энке–Энлиль) и строились  из сырцового кирпича.  

Этот архитектурный  прием у шумеров переняли аккадцы  и вавилоняне. Знаменитая вавилонская  башня – это семиступенчатый  зиккурат, на вершине которого располагалось  святилище верховного бога Мардука.  

А знаменитые висячие  сады, еще в древности названные  чудом света, представляли собой  искусственные террасы, сложенные  из сырцового кирпича разного  размера и опиравшиеся на каменные уступы. На них помещалась земля  с разными экзотическими деревьями. Висячие сады были достопримечательностью дворца вавилонского царя Навуходоносора II (605–562 до н.э.). Жаль, что они не сохранились  до наших дней. 

Одним из самых крупных  достижений вавилонской и ассирийской  культуры было создание библиотек и  архивов. Еще в древнейших городах  Шумера – Уре и Ниппуре в  течение многих веков писцы (первые образованные люди и первые чиновники) собирали литературные, религиозные, научные тексты и создавали хранилища, частные библиотеки. 

Одна из самых  больших библиотек того периода  – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669–ок. 633 до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записью  важнейших исторических событий, законов, литературных и научных текстов. Это была действительно библиотека: книги размещались в определенном порядке, страницы были пронумерованы. Существовали даже своеобразные каталожные карточки, где излагалось содержание книги с указанием серии и  количества табличек в каждой серии  текстов. 

Итак, культурное наследие древних цивилизаций Востока  чрезвычайно многообразно и обширно. Мы рассмотрели только небольшую  его часть. Но даже такое краткое  и фрагментарное знакомство с  культурой Древнего Египта и Месопотамии  поражает уникальностью, художественным совершенством, глубиной содержания. Здесь, на Востоке, были накоплены важнейшие  практические знания в области математики, астрономии, медицины, строительной техники, архитектуры, искусства задолго  до того, как они стали известны европейцам. 

Достижения древних  египтян, ассирийцев, вавилонян были восприняты, переработаны и усвоены  другими народами, в том числе  греками и римлянами, создавшими античную цивилизацию. Чтобы приобщиться  к знаниям, накопленным на Востоке, и сделать их достоянием своей  культуры, в Египте побывали древнегреческие  философы, государственные деятели, ученые – Фалес, Пифагор, Солон и  др. 

Таким образом, трансформируясь  и переплавляясь, наследие древних  «доосевых цивилизаций» Востока  смогло сохраниться до наших дней, являясь неотъемлемой частью мировой  культуры.

Информация о работе Художественная культура Древнего Египта