Характеристика состояния развития экономики Республики Беларусь на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 19:45, реферат

Описание работы

Беларусь считается одним из самых экономически развитых государств СНГ (бывшего СССР). Доля промышленности в белорусской экономике составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности.

Содержание

Введение
1. Экономика Беларуси: анализ, состояние и перспективы
2. Финансовая политика как составная часть экономической политики государства
3. Развитие современной экономики Беларуси
4. Пути совершенствования экономической и финансовой политики Республики Беларусь
5.Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.
6. Заключение

7. Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по ОИБГ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним  из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать  использование выгодного географического  положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного сервиса. Одним из новейших направлений развития туризма может стать сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Начиная с 2002 года, в республике реализуются мероприятия по расширению сети платных автостоянок и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Для того чтобы  увеличить поступления в бюджет, местным органам власти предоставлено  право по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих коэффициентов  к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы.

Для улучшения  структуры государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти к оказанию адресной социальной поддержки по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые структуры и финансирование органов государственной власти и управления. Для того чтобы узаконить целевой характер бюджетного дефицита и контролировать эффективность использования ресурсов, привлекаемых для его покрытия, предлагается составлять бюджет на многовариантной основе. Это предполагает наличие текущего бюджета,

                                                                                                                                 17

который составляется по принципу баланса, т. е. с нулевым  сальдо, и бюджета развития, в котором отражаются расходы сверх предполагаемых доходов и возможно отрицательное сальдо.

Финансовому оздоровлению будет способствовать признание  свободы предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний  бизнес может привести к значительному увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной жизни республики. Кроме того, малое предпринимательство создает новые рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы. Финансовая политика проводится в рамках общей экономической политики. Сегодня денежно-кредитная сфера РБ  (в виде двухуровневой банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода к монетарному регулированию. С одной стороны, он стремится ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной перестройки. Таким образом, для предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а зарабатывание денег. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результат такой политики – поддержание рентабельного уровня хозяйствования большинства промышленных предприятий и минимизация размеров официальной безработицы. Такая политика ведет к росту иждивенческих настроений и снижению экономической заинтересованности предприятий. Такие противоречия приводят к несбалансированности экономики.

Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние на денежную сферу республики. Чтобы гибко реагировать на изменения  денежной массы, в республике надо развивать  рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.

                                                                                                                                 18

На такой  основе станет возможным привлечение  свободных денежных средств населения  и частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия  для деловой активности населения и хозяйствующих субъектов. Это позволит улучшить инвестиционный климат. Одним из инструментов привлечения средств частного сектора могут стать муниципальные займы. Основная проблема привлечения инвестиций частных лиц состоит в том, что ожидания частных инвесторов часто носят спекулятивный характер, а экономике необходимы долгосрочные инвестиции в реальный сектор экономики, доходность по которым очень низкая. На сегодняшний день успешно проходит реализация проектов жилищных займов, по которым облигации становятся средством совпадения финансовых возможностей частного инвестора с его же потребительским интересом.

Дополнительные  финансовые ресурсы необходимы для  регулирования дефицита государственного бюджета и погашения государственного долга. Для решения проблемы дефицита целесообразно отказаться от практики первоочередного планирования расходов. Кроме того, решающая часть расходов должна носить производственный характер.

5.Программа  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Основные направления  Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы будут  способствовать формированию новой  экономической политики страны. Об этом заявил заместитель министра экономики  Дмитрий Голухов на собрании участников IV Всебелорусского народного собрания от Витебской области. 
Программа является сложным стратегическим документом. Она соответствует тому уровню развития, на котором на данном этапе находится страна. В посткризисных экономических условиях ужесточаются правила игры. "Для того, чтобы Беларусь не только осталась на прежних позициях, но и нарастила их, страна должна активно двигаться вперед и ставить перед собой амбициозные задачи. Возможности легких экономических решений исчерпаны", - убежден Дмитрий Голухов.  
Государство за прошедшие годы многого достигло, что отмечают и внешние эксперты. Однако для сохранения этих показателей и для того, чтобы превзойти их, необходимо формировать новую экономическую политику.

                                                                                                                                 19

Традиционная  экономическая политика с ее торговыми  войнами, накачкой внутреннего спроса уже исчерпала себя, сказал замминистра. Именно поэтому предлагаемая программа социально-экономического развития ориентирует Беларусь на более широкое использование внутренних ресурсов и человеческого потенциала. По мнению Дмитрия Голухова, нынешняя экономика недостаточно инновационная, не в полной мере используются высокий человеческий потенциал и возможность привлечения иностранных инвестиций, как инструмента и источника инновационной экономики, требуется сокращение внешнеторгового сальдо. За счет мер, которые прописаны в программе, изменится структура экономики, она станет более конкурентоспособной, считает замминистра.  
Главным ресурсом государства остается человек. Он будет центром внимания и центром приложения усилий. "Государство предоставит ему право на самореализацию, в первую очередь в экономической инициативе и самостоятельности. Мы говорим о создании национального собственника и сильного среднего класса, которые обеспечат сильную экономику. Государство будет задавать направление развития, но сам человек в результате предоставленных возможностей обеспечит, в конечном счете, свое благосостояние и государства", - сказал Дмитрий Голухов. 
Там заложены качественно новые показатели: отход от директивного управления, концентрация на качественных показателях. Рост экономики должен быть устойчивым, перспективным. "В Беларуси созданы условия, и страна готова к качественному экономическому скачку, который обеспечит достижение социальных целей, позволит удержать и усилить позиции страны", - считает Дмитрий Голухов.  
Замминистра еще раз напомнил, что проект программы открыто, обсуждается, и Минэкономики заинтересовано в конструктивных предложениях

 

Заключение:

Реализации  направлений программы на пятилетку  будет способствовать выполнение важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси на 2011 год. Задачи, поставленные проектом программы, обеспечат устойчивое и равномерное развитие всех отраслей, концентрацию на точках роста. Будут созданы равные и прозрачные условия для белорусского и зарубежного бизнеса.

 

 

 

                                                                                                                                 20

Список используемой литературы:

Национальная экономика  Беларуси под редакцией В.Н. Шинова

Ковалёв А.В. макроэкономика: курс лекции.

Брю С.Л. экономикс: принципы, проблемы, политика.

Лемишевский И.М. макроэкономика: социально-экономический аспект.

http://bel.vokrugsveta.by/ru/about_belarus/today/economy/

 

 


Информация о работе Характеристика состояния развития экономики Республики Беларусь на современном этапе