Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:25, реферат
Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма - течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах.
Возникший в XVI в. термин "возрождение" означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру.
Введение……………………………………………………………..…….. 3
Общая характеристика эпохи ……………………………………..…….4
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения………………………. ...7
Заключение………………………………………………………………14
Список использованной литературы…………………………………..18
Понятие творчески богатой, или "ренессансной", личности стало впоследствии нарицательным.
В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Но, безусловно, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения, неотделимое от всего хода исторического развития. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь, прежде всего на античное наследие.
Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессанской культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросам социальной этики, в решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям гуманистов ярко выраженный характер.
Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.
Итак, Возрождение, или Ренессанс -
эпоха в жизни человечества, отмеченная
колоссальным взлетом искусства и науки.
Искусство Возрождения, возникшее на основе
гуманизма - течения общественной мысли,
провозгласившего человека высшей ценностью
жизни. В архитектуре утвердились творчески
переработанные принципы античной ордерной
системы, сложились новые типы общественных
зданий. Живопись обогатилась линейной
и воздушной перспективой, знанием анатомии
и пропорций человеческого тела. В традиционную
религиозную тематику произведений искусства
проникало земное содержание. Усилился
интерес к античной мифологии, истории,
бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду
с монументальными настенными росписями,
украшающими архитектурные сооружения,
появилась картина, возникла живопись
масляными красками. На первое место в
искусстве выступила творческая индивидуальность
художника, как правило, универсально
одаренной личности.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Безусловно, эпоха Возрождения – одна из прекраснейших эпох в истории человечества.
Самое важное открытие Ренессанса - открытие человека. В античности чувство рода не благоприятствовало развитию индивидуальности. Стоицизм, выдвигая идею личности и ответственности, и христианство, настаивая на реальном существовании души, лежащей вне сферы и юрисдикции мирской власти, создали новую концепцию личности. Но социальная система средневековья, построенная на статусе и обычае, обескураживала личность, упирая на значение класса и группы.
Ренессанс пошел дальше моральных установок стоицизма и духовной уникальности христианства и увидел человека воплоти - человека в его отношениях к себе, к обществу, к миру. Человек стал вместо Бога центром Вселенной. Многие страны участвовали в Ренессансе, но с начала и до конца доля Италии была наибольшей. Италия никогда не порывала с античностью, мертвая тяжесть единообразия не давила ее так, как в других странах. Здесь кипела общественная жизнь, невзирая на войны и вторжения, и города-государства Италии были островками республиканизма среди моря европейских монархий. Первенство в международной торговле и финансах сделало итальянские города богатыми и создало условия для расцвета наук и искусств.
Деятели
Возрождения сформулировали новые взгляды
на общественную жизнь. Библейские рассказы
о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев
в Земле Обетованной, учение Августина
(Аврелия) о церкви как царстве божьем
на земле уже никого не устраивали. Деятели
Возрождения попытались изобразить нужное
человеку общество без всяких упоминаний
Библии или учения святых отцов. Для них,
деятелей Возрождения, общество - это необходимая
среда жизни человека. Оно не на небе, не
дар божий, а на земле и результат человеческих
усилий. По их мнению, общество, во-первых,
должно строиться с учетом природы человека;
во-вторых - для всех людей; в-третьих -
это общество далекого будущего. Наибольшее
влияние на историю философской мысли
и на исторические судьбы европейских
народов оказало учение деятелей Возрождения
на государственное устройство. Это их
учение о монархии и о коммунистическом
строе. Первое из них было идейной основой
утвердившегося позже Абсолютизму, а второе
- способствовало созданию различного
рода коммунистических теорий, в том числе
и марксистского коммунизма.
Список использованной литературы
Информация о работе Гуманизм как основа культуры эпохи Возрождения