Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:14, творческая работа
Альберт Швейцер — эльзасский теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952), гуманист.
Он обосновал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Является одним из тех немногих, кто на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни, организовав больницу в Экваториальной Африке и проработав там много лет.
Гуманистическая концепция А. Швейцера
Альберт Швейцер — эльзасский теолог, философ, музыкант и врач, лауреат Нобелевской премии мира (1952), гуманист.
Он обосновал универсальный гуманистический принцип благоговения перед жизнью, сострадания и сочувствия, милосердия и любви. Является одним из тех немногих, кто на практике воплотил свое философское учение о милосердии и ценности жизни, организовав больницу в Экваториальной Африке и проработав там много лет.
Альберт Швейцер
Главной темой, волновавшей
Швейцера, стал надлом европейской
культуры. Современная культура находится
в глубоком кризисе, что проявляется
в господстве материального над
духовным, общества над индивидом. Нет
необходимой связи между “
Надлом европейской культуры
Утратив связь с этическими идеалами, культура лишилась своего предназначения — способствовать духовному и нравственному возвышению человека и человечества. Утрачивается и содержательность досуга — она заменяется либо абсолютной праздностью и сопутствующими ей извращениями в поведении человека, либо желанием забыться, развлечься. Театр уступает место кабаре, серьезная литература — развлекательной.
Выход из духовного кризиса
Возрождение культуры может произойти только благодаря «культуротворческому» мировоззрению, основанному на благоговении перед жизнью. Под мировоззрением Швейцер понимал совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человека и человечества в нем.
Требования, которым должно отвечать данное мировоззрение:
1) Оно должно быть мыслящим.
2) Оптимизм.
3) Этическое обоснование мировоззрения.
4) Действенность мировоззрения.
Принцип благоговения перед жизнью не отбрасывает конфликты, но каждый вынужден решать сам, в какой степени он должен подчиниться необходимости или же содействовать сохранению жизни.
Но особенно высокую ответственность за ценность жизни должен проявлять человек по отношению к другим людям и к самому себе. Здесь нет готовых рецептов, каждый должен решать сам, чем он может пожертвовать от собственной жизни, от своей собственности, своих прав, счастья, времени, покоя и что должен оставить себе. В этом проявляется свободное решение индивида.
Выход из духовного кризиса может быть найден в осознании всеми людьми пагубности безнравственного состояния.
Наше отношение к миру определяется самой главной и всеобщей Ценностью, признаваемой всеми людьми: благоговением и почитанием жизни. В этой истине заключен принцип нравственного сознания, и поведения человека.
В наши дни принцип благоговения перед жизнью стал символом экологического движения, охраны природы от разрушения, утверждения ценности жизни.
Главная идея всей гуманистической концепции культуры состоит в утверждении жизни как высшей ценности
Идеалы, образующие культуру
Лишаясь идеалов
духовности, он превращается в человека-вещь.
Людям недостает духовности, которая
придает им жизненные силы для
взаимного понимания и доверия.
Однако это возможно при соблюдении
принципа благоговения перед жизнью
как главного условия гуманности.
В этом и заключается идеал
человечества. Гуманность побуждает
прислушиваться к голосу не только
разума, но и сердца. Доброта должна
стать действенной силой