Греческая скульптура эпохи Эллинизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Целью моей работы является изучение скульптуры Древней Греции эпохи эллинизма,
выявляя главные черты и особенности произведений скульптуры, а также показывая роль данных творений в развитии культуры всего мира.
Поэтому, я поставила перед собой следующие задачи:
Выделить особенности греческой скульптуры эпохи эллинизма.
Отдельно рассмотреть пластическую и декоративную скульптуру, а также памятники скульптуры эпохи эллинизма Древней Греции.
Показать те нововведения, которые греческая скульптура данной эпохи привнесла во всемирную культуру.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..............3
Особенности скульптуры эпохи эллинизма…………………………………………….....6
Пластические произведения……………………………………………………………......9
Декоративная скульптура……………………………………………………………...…..12
Памятники скульптуры……………………………………………………………...…….15
Другие жанры эпохи эллинизма………………………………………..........................…17
«Новое» в скульптуре эпохи эллинизма……………………………………...…………..18
Заключение........................................................................................................................................21
Список использованных источников..............................................................................................23

Работа содержит 1 файл

Реферат Культурология.doc

— 119.00 Кб (Скачать)
 

ФГОБУ ВПО «Тверской государственный технический университет»

      Факультет управления и социальных  коммуникаций

        Кафедра социологии и социальных  технологий 
 
 
 
 
 
 
 

   РЕФЕРАТ

 

                                                КУЛЬТУРОЛОГИЯ

                        ГРЕЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА 
 
 
 
 
 
 

                    Выполнил:

                    Раевская  К.С., 

                    студент 1 курса 

                    группы  Управления

                    персоналом 11.06 

                                                                                                              Проверил:

                    Плетнёва  Е.О.,

                    старший преподаватель

                    кафедры ССТ 
                     
                     
                     
                     
                     

Тверь — 2011 

  Содержание 

Введение……………………………………………………………………………………..............3

  1. Особенности скульптуры эпохи эллинизма…………………………………………….....6
  2. Пластические произведения……………………………………………………………......9
  3. Декоративная скульптура……………………………………………………………...…..12
  4. Памятники скульптуры……………………………………………………………...…….15
  5. Другие жанры эпохи эллинизма………………………………………..........................…17
  6. «Новое» в скульптуре эпохи эллинизма……………………………………...…………..18

Заключение........................................................................................................................................21

Список  использованных источников..............................................................................................23

Приложение.......................................................................................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 
 
 

    Эллинизм, этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334—323 до н.э.) до завоевания этих стран Римом, завершившегося в 30 г. до н.э. подчинением Египта. Термин эллинизм введён в историографию в 30-х гг. 19 в. немецким историком И.Г.Дройзеном. Историки разных направлений трактуют его по-разному. Одни выдвигают на первый план взаимовлияние греческой и местных, преимущественно восточных, культур, расширяя иногда хронологические рамки этапа эллинизма до начала средневековья. Другие акцентируют внимание на взаимодействии социально-политических структур, подчёркивают ведущую роль греко-македонян, модернизируют экономические отношения.

    Целью моей работы является изучение скульптуры Древней Греции эпохи эллинизма,

выявляя главные черты и особенности произведений скульптуры, а также показывая роль данных творений в развитии культуры всего мира.

    Поэтому, я поставила перед собой следующие  задачи:

  1. Выделить особенности греческой скульптуры эпохи эллинизма.
  2. Отдельно рассмотреть пластическую и декоративную скульптуру, а также памятники скульптуры эпохи эллинизма Древней Греции.
  3. Показать те нововведения, которые греческая скульптура данной эпохи привнесла во всемирную культуру.

      На мой взгляд, эта тема является  одной из важнейших в изучении древнегреческой цивилизации, поскольку скульптура, как и всё изобразительное искусство вообще, отражает всю жизнь и всю историю нации. Кроме того, изучение скульптуры Древней Греции позволяет как нельзя лучше понять мировоззрение греков, их философию, эстетические идеалы и стремления. В скульптуре как нигде больше проявляется отношение к человеку, который в Древней Греции был мерой всех вещей. Именно скульптура дает нам возможность судить о религиозных, философских, эстетических представлениях древних греков. Все это вместе позволяет лучше понять жизнь и историю Древней Греции в эпоху эллинизма. 

    В период раннего эллинизма большую  роль играли задававшие тон и управлявшие  монархиями греки, оттеснявшие на второй план стремившуюся к власти местную  знать. Это нашло отражение в характере многих памятников раннего эллинизма, еще сохранявших традиции классического искусства, эллинистическое искусство исполнено контрастов — гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального. Мир стал сложнее, многообразнее эстетические запросы. Главная тенденция — отход от обобщенного человеческого типа к пониманию человека как существа конкретного, индивидуального, а отсюда и возрастающее внимание к его психологии, интерес к событийности, и новая зоркость к национальным, возрастным, социальным и прочим приметам личности. Но так как все это выражалось на языке, унаследованном от классики, не ставившей перед собой подобных задач, то в новаторских произведениях эллинистической эпохи чувствуется некая неорганичность, они не достигают целостности и гармонии своих великих предтеч. Портретная голова героизированной статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повторяющим тип классического атлета. Драматизму многофигурной скульптурной группы «Фарнезский бык» противоречит «классическая» репрезентативность фигур, их позы и движения слишком красивы и плавны, чтобы можно было поверить в истинность их переживаний. В многочисленных парковых и камерных скульптурах традиции Праксителя мельчают: Эрот, «великий и властный бог», превращается в шаловливого, игривого Купидона; Аполлон — в кокетливо-изнеженного Аполлино; усиление жанровости не идет им на пользу. А известным эллинистическим статуям старух, несущих провизию, пьяной старухи, старого рыбака с дряблым телом недостает силы образного обобщения; искусство осваивает эти новые для него типы внешне, не проникая в глубину,— ведь классическое наследие не давало к ним ключа.

    Все сказанное никак не означает, что  эпоха эллинизма не оставила великих  памятников искусства. Более того, она создала произведения, которые, в нашем представлении, синтезируют высшие достижения античной пластики, являются ее недосягаемыми образцами — Афродита Милосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Эти прославленные скульптуры были созданы в эллинистическую эпоху. Их авторы, о которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески. 

    В эпоху эллинизма для скульпторов  не существовало жестких эстетических норм, они стремились передать чисто человеческие чувства в лице и фигуре. Мастера обратили свой интерес к личности, её эмоциям, что и определило главные черты искусства скульптуры того времени- её динамичность, выразительность. Скульпторы могли волновать зрителей своими произведениями и находили для этого соответствующие художественные формы.

    В скульптуре эллинистической эпохи  можно видеть не только продолжение, но и дальнейшее развитие тех тенденций, какие проявились в работах великих  мастеров IV века до н.э.

      Крупнейшим центром эллинистического искусства был Пергам, а также остров Родос — единственное государство, сохранившее республиканский строй. В Родосе была воздвигнута грандиозная статуя Гелиоса (Колосс Родосский) высотой 30 метров, потом разрушенная землетрясением; ее изваял Харес, ученик Лисиппа. Впоследствии Плиний, описывая эту статую, добавлял: «В том же самом городе находится сто других колоссов меньше этого, но каждый из них прославил бы всякое место, где бы он ни стоял». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Особенности скульптуры эпохи эллинизма. 
 

    В годы эллинизма сформировались различные  скульптурные школы, каждая из которых  характеризовалась неповторимыми  чертами. Александрийские, родосские, аттические, пергамские ваятели создавали  особенные локальные варианты пластического искусства. Развитие получила в то время декоративная скульптура, украшавшая огромные сады и парки, возникшие вокруг многочисленных дворцов эллинистических правителей. Здесь часто ставились статуи Афродиты, изображавшие обнаженную богиню кокетливо-жеманной или стыдливой. В эпоху эллинизма былое величие классического божества утрачивалось, и изваянный часто рядом Амур на дельфине был знаком того, что показана богиня, а не просто хорошо сложенная гречанка. Праксителю не нужно было прибегать к подобного рода атрибутам. Пластические формы убеждали в том, что представлено божество. В густой зелени эллинистических садов и парков можно было встретить беломраморные статуи нежно обнявшихся Амуров и Психей, старого и молодого кентавров, оседланных шаловливыми божками любви. У журчащих струй фонтанов помещались изваяние могучего старца, который должен был изображать реку Нил, статуя дряхлого рыбака с удочкой, поглощенного своим занятием , или старой торговки, спешившей на рынок с ягненком под мышкой. Чувство наслаждения от созерцания Афродиты сменялось порой горьким сознанием могущества времени, превращающего некогда прекрасного и сильного человека в слабого, некрасивого. Мастера эллинистической эпохи, не ограничивая себя какими-либо эстетическими соображениями, показывали впалую грудь и согнутые в коленях подагрические ноги старого рыбака, беззубый рот старухи. В других статуях они, напротив, подчеркивали младенческий возраст, изображая большеголовых пухленьких детей, играющих друг с другом, борющихся с гусем, забавляющихся с птичкой.

    Скульпторов, впервые показавших человека то младенцем, то дряхлым стариком, влекла и другая задача: воплотить в пластике форм черты характера, передать чувства, проступившие на лице. Эта проблема начинала занимать мастеров уже в  конце IV века, но особенное развитие греческий скульптурный портрет получил в эпоху эллинизма. О существовании портретов, точно воспроизводивших черты человеческого лица, свидетельствуют не только оригиналы, сохранившиеся римские копии и рельефы на монетах и медалях, но и стихотворные эпиграммы:

    "Рук  мастерских это труд. Смотри, Прометей  несравненный: 
Видно, в искусстве тебе равные есть меж людьми. 
Если бы тот, кем так живо написана девушка, голос 
Дал ей, была бы как есть Агафаркида сама".

    Еще в конце IV века скульптор Лисистрат в образе кулачного бойца подчеркнул не столько индивидуальность облика, сколько характерную внешность профессионала с грубыми чертами лица, несущими следы увечий, которые были не редкостью во время боев.

    В эпоху эллинизма возникали статуи правителей-диадохов, в которых находили выражение подчеркнутая сила и колоссальное внутреннее напряжение. В других портретах-бюстах - слепого Гомера или Эзопа - олицетворялись противоположные чувства. В статуе ваятеля Полиевкта знаменитый оратор Демосфен показан окончившим речь и сознающим, что все его попытки призвать афинян к сопротивлению македонцам тщетны. Скульптор воплотил печаль и горькое чувство упрека на лице оратора с силой, не известной классическим мастерам. Не физическая мощь, а мудрость - основная тема этого произведения. Эллинистическая же специфика портрета в том, что скульптор представил здесь не торжество мудрости, а горечь ее поражения и показал глубоко подавленного человека. Настроения, воплощенные в изваянии Полиевкта, звучат в одном из древних стихотворений, посвященных волновавшей эллинов теме:

    "Если  бы мощь, Демосфен, ты имел такую,  как разум, 
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей".

    Бронзовые и мраморные эллинистические  портреты, чеканные портретные рельефы  на монетах и медалях убеждают в пристальном внимании скульпторов не только к физиономическим особенностям, но прежде всего к миру человеческих переживаний.

    Часто людей изображали обнажёнными, чтобы  показать красоту гармонически развитого  тела. В 5 веке до н.э. великие скульпторы Мирон, Фидий и Поликлет, каждый по - своему, обновили искусство скульптуры и приблизили его к реальности. Молодые обнажённые атлеты Поликлета, например его "Дорифор", опираются только на одну ногу, другая свободно оставлена. Таким образом, можно было развернуть фигуру и создать ощущение движения. Но стоящим мраморным фигурам нельзя было придать более выразительные жесты или сложные позы: статуя могла потерять равновесие, а хрупкий мрамор - сломаться. Этих опасностей можно было избежать, если отливать фигуры из бронзы. Первым мастером сложных бронзовых отливок был Мирон - создатель знаменитого "Дискобола".  
Множество художественных достижений связано со славным именем Фидия: он руководил работами по украшению Парфенона фризами и фронтонными группами. Великолепны его бронзовая статуя Афины на Акрополе и 12 метровой высоты покрытая золотом и слоновой костью статуя Афины в Парфеноне, позднее бесследно исчезнувшая. Подобная судьба постигла сделанную из тех же материалов огромную статую Зевса, восседающего на троне, для храма в Олимпии - ещё одно из семи чудес древнего мира. 
Как бы ни восхищали нас скульптуры, созданные греками в эпоху расцвета, в наши дни они могут показаться немного холодными. Правда, отсутствует оживлявшая их в своё время раскраска; но ещё более для нас чужды их равнодушные и похожие друг на друга лица. Действительно, греческие скульпторы той поры не пытались выразить на лицах статуй какие -либо чувства или переживания. Их целью было показать совершенную телесную красоту. Поэтому мы любуемся даже теми изваяниями - и их немало, - которые в течение веков были сильно повреждены: некоторые даже утратили голову. 
Если в 5 веке до н.э. были созданы возвышенные и серьёзные образы, то в 4 веке до н.э. художники склонялись к выражению нежности и мягкости. Тепло и трепет жизни придал гладкой мраморной поверхности Пракситель в своих изваяниях обнажённых богов и богинь. Он также нашёл возможность разнообразить позы статуй, создавая равновесие с помощью соответствующих опор. Его Гермес, молодой посланец богов, опирается на ствол дерева. До сего времени скульптуры были рассчитаны на рассматривание спереди. Лисипп сделал свои статуи так, чтобы их можно было разглядывать со всех сторон - это было ещё одно новшество.
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Греческая скульптура эпохи Эллинизма