Готика как стиль мышления в искусстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 07:59, реферат

Описание работы

Готический стиль, художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 15-16 вв.). Термин "готика" введён в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

Работа содержит 1 файл

Готическа как стиль мышления в искусстве.docx

— 1.24 Мб (Скачать)

       Монументальная  живопись готики в основном представлена витражом. Значительное увеличение оконных  проемов повысило роль витражей в  ущерб росписям. По сравнению с  романскими, в готических витражах отмечается более глубокий и конденсированный цвет. Расширяется цветовая палитра, исчезают орнаментальные элементы, их сменяют человеческие фигуры, вначале статичные, стоящие, а потом и в самых различных позах. В XI в. целью витража было освещение, в XIII в. его функция меняется: он призван, украшая, поучать.

       Витражи обычно приносились в дар храму  монархами, знатными феодалами, духовными  лицами высокого сана или же ремесленными корпорациями. Нередко мастера изображают самих себя за работой (Шартрский собор).

       В XIV в. свинцовые переплеты становятся тоньше и изящней, рисунок напоминает книжную миниатюру. В XV в. изобретена техника дублирования стекол, что давало тончайшую нюансировку цвета, в витраже явственно ощущается нарастание реалистических элементов, он уже соперничает с книжной миниатюрой, но при этом теряет монументальность. Особенно громкую славу снискали французские витражи Шартра, Руана и Сент-Шапель в Париже, а также немецкие витражи соборов в Страсбурге и Штутгарте.

       Наряду  с искусством витража готика оставила нам великолепные образцы книжной  миниатюры. Витраж и миниатюра, сосуществуя, неизбежно подвергались взаимовлиянию. Сфера применения книжной миниатюры  в готическом искусстве значительно  расширилась. Кроме Библии, Евангелия  и Псалтири нужно было иллюстрировать часословы (выдержки из религиозных  книг с календарями праздников), учебники, энциклопедии, светскую литературу.

       Существовала  узкая специализация мастеров по двум направлениям: миниатюристы, оформлявшие  заказы феодальной аристократии, двора, и художники демократического народного  направления.

       Искусство книжной миниатюры составляло одно из крупнейших достижений готики; в  этом виде живописи прослеживается эволюция от «классического» стиля к реализму. Среди наиболее выдающихся достижений книжной миниатюры, собственно готического  стиля, можно назвать псалтирь королевы Ингеборг (Шантильи, Музеи, 1200) и псалтирь Людовика Святого (Париж, Национальная библиотека, 1256)

псалтирь  королевы Ингеборг псалтирь Людовика Святого
 

       Замечательным памятником немецкой школы начала XIV в. является «Рукопись Манессе» (Гейдельберг, Университетская библиотека). Это сборник самых известных песен немецких миннезингеров. Рукопись украшена портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.

       Самым прославленным миниатюристом поздней  готики был Жан Фуке. К этому времени (XV в.) миниатюра становится все более реалистической, превращаясь из иллюстраций текстов в самостоятельные крошечные картины.

       Наши  современники называют Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Но они не возникли сами по себе, из ничего. Средневековье сформировало особый тип личности. Крестьянин, бюргер, ремесленник, свято веря в загробную жизнь и прилежно трудясь, были мужественными людьми, не боялись смерти, стоически терпели превратности судьбы. Но, вместе с тем, им не были чужды земные, человеческие радости, они умели ценить и творить красоту. Об этом говорят дошедшие до нас памятники средневековой культуры.

Информация о работе Готика как стиль мышления в искусстве