Готический стиль в архитектуре Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 08:35, контрольная работа

Описание работы

Целью нашей работы является отображение развития готического стиля в Европе со времен его зарождения во Франции в середине XII века и до наших дней. Объектом нашего исследования является готический стиль в целом, а предметом – готический стиль в Европе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Готический стиль а архитектуре Европы……………………………………..5
2. Французская готика…………………………………………………………….8
3. Английская готика…………………………………………………………….11
4. Готическая архитектура в других странах ………………………………….14
5. Светские сооружения эпохи готики ………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………………19
Библиографический список.……………………………………………………20
Приложение

Работа содержит 1 файл

Контрольная МХК.doc

— 677.00 Кб (Скачать)

      Образцом  «зрелой готики» стал знаменитый французский собор в Реймсе – месте традиционной коронации королей Франции. Свидетельством силы и богатства города и его жителей стал собор в Амьене (1218-1268 гг.), длиной 145 м и высотой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Английская готика.

      Сформировавшись во Франции, готика пришла в другие страны.  Характерной особенностью английских готических соборов является наличие двух трансептов (поперечных нефов), один из которых короче другого.  Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но ив стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо-крестителем, сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым). Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, английские зодчие снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов.

      Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня.

     В Англии главный неф собора ýже, чем  во Франции, и длиннее; два трансепта, один посредине и другой ближе к восточной части церкви образуют в плане форму «архиепископского креста»; полукруглой апсиде с полукруговым обходом хора и радиально расходящимся от него венцом капелл англичане предпочли прямоугольное завершение восточного окончания храма. Если в Амьене своды достигают 42 м, а в Бове 48 м, то большинство английских сводов – не выше 24 м. Утолщенные стены, композиция с подчеркнутыми горизонтальными членениями сохранялись в Англии долгое время после их исчезновения во Франции.

     Многие  английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем  облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов.

     В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия XIII в. и самое начало XIV в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды; исключение составляет собор в Кентербери, где они шестичастные. Пучковые опоры повторяют французские образцы, чуть позднее на западе Англии появляются опоры сложной формы. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – самое высокое здание, построенное с применением системы контрфорсов. [7]

     В XIV в. зарождается так называемая украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Своды собора в Эксетере имеют дополнительные ребра, и кажется, будто над капителями вырастает огромный цветок. Столбы окружены пучком колоннок по всему периметру. Самая удивительная метаморфоза происходит с окнами, ширина которых увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент.

     В XV в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. В соборе Глостера ребра разбегаются от капителей, создавая подобие раскрытого веера, – такой свод и называют веерным. Перпендикулярная готика просуществовала до начала XVI в.

      Примером  английской готики может являться знаменитый собор в Солсбери, в южной Англии, который был построен в XII в. Собор стоит на фундаменте всего один метр, потому, что под ним лежит мощный природный фундамент – пласт кремниевого гравия. В 1225 г. были освящены первые три алтаря. На завершение основного здания ушло еще 33 года и полностью собор был завершен в 1258 г.

      Между 1285 и 1315 гг. к собору были прибавлены башня и шпиль. Для строительства было использовано 6500 т камня. От такой огромной нагрузки прогнулись четыре столба, поддерживающих башню и шпиль, и чтобы перераспределить вес, использовали контрфорсы и аркбутаны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Готическая архитектура в других странах

     В Германию готика тоже пришла из Франции. Некоторые соборы, например Кёльнский, очень напоминают французские. В  поздний период немецкие мастера  сооружали над соборами ажурные  каменные шпили. В Германии в эту эпоху строили церкви с зальным внутренним пространством, в которых боковые нефы равны по высоте главному. В Германии расцвет готики относится к середине XIII в. (западный хор собора в Наумбурге). Здесь рано появились зальные церкви (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235 – 1283 гг.); на юго-западе сложился тип 1-башенного собора (в Фрайбурге-ин-Брайсгау, Ульме); строились кирпичные церкви (монастырь в Корине, 1275 – 1334 гг.; Мариенкирхе в Любеке), в которых простота планов, объёмов и конструкций сочеталась с узорной кладкой, применением глазурованного и фигурного кирпича. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбурге) отличают конкретность и монументальность образов, мощная пластичная экспрессия. Поздняя немецкая готика (конец XIV – начало XVI вв.) дала блестящие образцы зальных церквей (Анненкирхе в Аннаберг-Буххольце, 1499 – 1525 гг.) и дворцовых залов (Альбрехтсбург в Майсене) со сложными узорами сводов. Достигли расцвета алтарная скульптура и живопись. Готика получила распространение также в Австрии (готическая часть собора св. Стефана в Вене) и Швейцарии (собор в Берне).

      Самый знаменитый готический собор Германии – Кельнский. Строительство собора началось в 1248 году и завершилось  в XIV в. Башни собора возведены в XIX веке. Здание высотой 46 м украшено множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми арками. Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменистой массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи так же имеют характерные изгибы в виде буквы S. Скульптура Кельнского собора оригинальна, неповторима, необычайно эмоциональна, драматична.

     В Испании городские соборы (Леон, 1205 – 1288 гг.; Севилья, 1402 – 1506 гг.) велики по размерам, имеют пышно украшенные фасады и небольшие окна; интерьер разделён надвое заалтарным образом (ретабло) со скульптурой и живописью. Влияние мавританского искусства сказалось особенно сильно в готике Каталонии и юга страны. В Каталонии позднеготические однонефные залы перекрывались сводами большого пролёта, опирающимися на укрепленные контрфорсами стены[7] (собор в Жероне, 1325 – 1607 гг., ширина нефа 24 м). Крупные сводчатые залы создавались и в светских зданиях (биржа в Пальме на Мальорке, 1426 – 1451 гг.). В Испании с ее ослепительным солнцем уменьшали поверхность, предназначавшуюся для остекления, и несколько увеличивали толщину стен, чтобы сделать внутреннее пространство прохладным и тенистым. В Испании в готическом стиле создавали также алтарные преграды, или «коро», отделявшие хор от основного пространства церкви.

     В Италии готики почти не было. Здесь  всегда царил дух классики, который  требовал уменьшить кривизну стрельчатых арок и разбить уходящие вверх, к сводам, опоры на части, соразмерные человеческой фигуре. Кафедральный собор в Сиене сохранил первый в Италии великолепный готический фасад; некоторые из церквей, основанных монахами цистерцианского ордена, в том числе в Сан Гальяно близ Сиены, явно следуют бургундскому варианту готического стиля. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции имеет роскошный главный фасад со стрельчатыми арками, «розой», готическими статуями, а также типичной для Тосканы полихромной мраморной инкрустацией. Миланский собор с лесом пинаклей, контрфорсов и аркбутанов и каменным кружевом окон является «наиболее готическим» из итальянских храмов.

     В восточных областях Европы готическим постройкам нередко присущи крепостные черты, лаконизм и даже суровость форм.

     В Венгрии готическая архитектура пришла в конце XIII – XV вв. были построены – церковь св. Михаила в Шопроне, замок в Вишеграде.

     Расцвет чешской готики приходится на XIV в., когда были начаты собор св. Вита и Староместская ратуша в Праге, зальный храм св. Барбары в Кутна-Горе (1388 – 1547 гг.), построены Карлов мост в Праге (1357 – 1378 гг.), королевский замок Карлштейн (1348 – 1357 гг.) и зальные церкви южной Чехии.

     Готика  распространилась в Словакии (собор  в Кошице, 1382 – 1499 гг.), Словении (церковь в Птуе, 1260 г.), Трансильвании (Чёрная церковь в Брашове, около 1385 – около 1476 гг.).

     В Польше развитие готики началось в XIII – XIV вв. Войны с Тевтонским орденом стимулировали развитие крепостной архитектуры, а подъём городов обусловил расцвет светского зодчества (ратуши в Гданьске, 1378 – 1492 гг., и Торуни XIII – XIV вв.). Церкви строились в основном из кирпича (костёл Девы Марии в Кракове, около 1360 – 1548 гг.; зальный костёл Девы Марии в Гданьске, 1343 – 1502 гг.) и украшались фресками.

     В Латвии готическая архитектура распространяется XIII – XIV вв. Построены – Домская церковь в Риге, 1211 – около 1300 гг.; замок в Цесисе, XIII – XVI вв.

     В южной Эстонии в XIV в. строились кирпичные готические церкви (церковь Яани в Тарту, до 1323 г.). Готический облик Таллина складывается в XIV – XV вв., когда были построены стены и многие башни, сложились укрепленный центр – Вышгород (Тоомпеа) и бюргерская часть города с ратушей (до 1341 – 1628 гг.) и церковью Олевисте (хор – около 1400 г.).

            К XIV – XV вв. относятся и ранние готические памятники Литвы (Тракайский замок на острове); в XV – XVI вв. богатый кирпичный декор получают церковь Онос в Вильнюсе (окончена в 1580 г.) и дом Перкуно в Каунасе. 
 

     5. Светские сооружения эпохи готики.

     Города, становившиеся все более богатыми и влиятельными, нуждались в оборонительных стенах. В Каркассоне стены с башнями, поставленными через одинаковые интервалы, следуют рельефу местности. Зубцы, венчающие стены, служили прикрытием для лучников и арбалетчиков. В такой системе укреплений особенности ландшафта были учтены при организации обороны, но никто не стремился придать стенам живописность. Там, где земля была ровной, как в замке Эг Морт в Провансе, план укреплений представляет собой квадрат, башни симметричны, и только главная цитадель, донжон, расположенная в углу, ничем не уравновешена в общей композиции. [4]

     В городах, под защитой мощных стен, сооружались здания ремесленных  корпораций – цехов. Грандиозность Палаты суконщиков в бельгийском Ипре свидетельствует о богатстве этого ремесленного цеха. Архитектурные элементы и формы постройки характерны для XIII в. Здание Палаты гильдии мясников в Гильдесгейме построено так, что каждый из его этажей немного выступает над предыдущим.

     В Венеции сформировался собственный  вариант готического стиля, нашедший выражение в архитектуре Дворца дожей. Стены верхних этажей, покрытые ромбовидным орнаментом из золотистого и розового кирпича, покоятся на двух рядах арок. [1]

     Вне городских стен строили замки  и поместья. Замок Бодием в Англии имеет тонкие стены и симметричные башни; для защиты от нападений он окружен рвом. Покои замка устроены вокруг внутреннего двора. На эту сторону выходят большие окна. За каждым из помещений были закреплены специальные функции. Большой зал, расположенный с противоположной стороны от главного входа, по-прежнему оставался центром дома, здесь обедали и принимали гостей, к залу примыкали кухня и кладовые, спальня хозяина замка и будуар его жены. Рядом с личными покоями была устроена часовня. Напротив, через двор размещались комнаты слуг, склады и конюшни, поскольку замок имел собственное хозяйство.

     Резиденции  знати постепенно утрачивали облик  замков. После утверждения на английском троне династии Тюдоров в 1485 г. на смену феодальной раздробленности пришло государственное единство. Комтон Уайнйетс, построенный ок. 1525 г., уже не нуждался в укреплениях, хотя был окружен рвом и стеной с зубцами, игравшими чисто декоративную роль. Здание полностью приспособлено к условиям мирной жизни: большие окна выходят не только во внутренний двор, но и прорезают внешние стены. Окна имеют остекление, так что внутри достаточно света. В каждом жилом помещении – камин. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Готический стиль в архитектуре Европы