Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:53, лекция
С 90-х гг. XX века культура становится важнейшим приоритетом развития городов. Осмысление новой роли культуры в современном экономическом и социальном развитии можно проследить из докладов ЮНЕСКО («Наше творческое разнообразие», 1996 г.), документов совета Европы («Стремление к целостности», 1997 г.), решений сессии Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО («Общая декларация ЮНЕСКО о культурном многообразии», Париж, 2 ноября 2001). В Европе принята Программа ЕС «Граждане для Европы», рассчитанная на 2007-2013 гг.
1) Актуальность исследования ГК.
2) Проблема города и ГК в зарубежной и отечественной научной гуманитаристике.
3) Основные проблемы изучения ГК. Город как социокультурный организм. Культуротворческая роль города.
Город неизбежно осуществляет определенную внутреннюю загрузку («перезагрузку») человека, включая механизмы культурной адаптации и социализации. Обеспечивая возможность полноценного духовного бытия, город формирует систему определенных культурных нужд и потребностей, устанавливает (перестраивает) систему социального взаимодействия, общения, ритм жизни (рабочего и свободного времени), формы культурной состязательности в плане творческого самоутверждения.
Город – главный культурообразующий фактор в истории человечества. Так, переход от крестьянской (земледельческой) основы неолита к городским культурам древних цивилизаций сопровождался существенным изменением способов человеческой жизнедеятельности и, в первую очередь, появлением городов и государств. Город неизменно нуждается в жизненном (культурном) разнообразии, постоянном ветвлении и совершенствовании видов деятельности и досуга, в непрерывно обновляемом и предельно уплотняемом информационном поле.
Культура в ее высоком, интеллектуально-духовном понимании – порождение именно города. Село, как территориальный локус традиционной культуры, было ориентировано на фольклор как устную, коллективную (анонимную) память людей. Село – естественная среда ремесла (в хорошем смысле этого слова), народного искусства, настоящего мастерства, художественно-прикладных промыслов, являющихся одной из форм этнокультурной идентичности. Сельская культура, основанная на прямых, одомашненных связях с Природой, живущая в едином с ней ритме, в значительной мере закрыта, устойчива и самодостаточна. Она замкнута на свое прошлое, обращена к истокам (бережное сохранение традиций). Город же лишен однозначной этнонациональной привязки и его связи с природной («окружающей»!) средой опосредованы, искусственны. ГК аккумулирует колоссальную духовную энергию через концентрацию многих творческих субъектов-профессионалов, формирует центры для их самопроявления, для диалогов и дискуссий (художественные академии, литературные журналы, творческие группы и проч.). «Открытие нового всегда происходит через разногласие», - по словам Лиотара.
Только город (особенно столичный), создает открытую, состязательную творческую площадку, где взаимодействуют самые разные индивидуальности (философы, люди искусства и науки). Именно в рамках ГК способны воплотиться самые взаимоисключающие идеи, концепции, проекты и реализоваться (или не реализоваться) творческий потенциал приезжающих в него талантливых людей. ГК – питательная (и драматическая) среда для вызревания гениев. Провинция, периферия рождает, городские (столичные) культурные центры формируют. «Испытание городом»? В ГК, чтобы состояться, нужно суметь «пересоздать себя», усмирить («отрезвить») свои прежние, провинциальные (местечковые) амбиции и успехи. Город предоставляет возможность трезвой, критической самооценки.
ГК порождает свой особый интеллектуально-духовный «гумус», элиту: городскую интеллигенцию - самую креативную, размышляющую, несговорчивую и неформатируемую социальную общность, роль и голос которой тем выше и значимей, чем авторитарнее и консервативнее политические режимы.
Именно город как особый территориально-социо-
Город формирует новую разветвленную
динамическую целостность (организм),
где взаимосвязаны и
Создавая особое духовное пространство, город изначально складывается как системный многополярный мир. Только в городской среде неизбежно оформляются полюса официальной (парадной, титульной, санкционированной властью) и неофициальной (альтернативной) культуры. Подобно органу, в ГК всегда играют разные культурные регистры человеческого бытия: сакральный (религиозный) и мирской (светский), высокий и низовой, элитарный («для посвященных») и массовый («для общего пользования»), «серьезный» и развлекательный и другие. При этом, на разных исторический этапах как правило актуализовались свои городские культурные регистры (например, церковно-религиозный – в период средневековья). Город создает свою особую - городскую народную культуру, представленную своеобразными музыкальными, танцевальным, речевыми и прочими формами.
В городе всегда представлена как высшая интеллектуальная среда (научная, художественная), так и социокультурная «изнанка общества», как сложный, в высшей степени креативный профессионализм так и последовательное дилетанство (беллетристика). При этом, каждый регистр ГК имеет и свою внутреннюю иерархию (свои высокие и низовые уровни, своего адресата). Город запрограммирован на постоянное появление все новых, адекватных своему времени и поколению, культурных форм (например, роль субкультур в современном городском пространстве).
Для средневекового города, с его феодально-сословным социальным порядком, было характерно сосуществование отдельных, замкнутых культурных миров, со своими традициями быта, досуга, потребляемого художественного продукта. Среди них: аристократический мир, клерикальный, купеческий, ремесленный, университетский и другие. Соединительной тканью долгое время выступала религиозная культура, хотя и она периодически получала в народной культуре свои низовые, карнавально-смеховые интерпретации. Город же Нового и Новейшего времени уже характеризует пестрая, дифференцированная социальная среда, отличающаяся разнообразием духовных запросов, интересов, предпочтений и вкусов. Впрочем, этот же город, по мере демократизации европейской жизни, вызывает к жизни массовую культуру (для среднего потребителя) и ее идеологического оппонента – элитарную.
С эпохи Нового времени город неизменно стимулирует популяризацию знаний в широких кругах городского населения.
Город, с его массовостью и анонимностью социальной жизни, выстраивает свою систему досуга и быта (вводя туда, например, свои символы респектабельности и благополучия – домашнее фортепианное музицирование), устанавливает свой, отличный от размеренности и природности сельского, ритм жизни, свои типические формы общения.
Город изначально предрасположен к ассимиляции разных культурных традиций, восприимчив к новому, перспективному. Город Нового и Новейшего Времени (в старой Европе и в Новом Свете) как «плавильный котел» культуры создает идеальную среду для взаимопроникновения самых разных этнонациональных культурных традиций и форм (художественные течения модерна и авангарда в искусстве рубежа 19-20 вв., эстрада, американский джаз и проч.).
Город – безусловное порождение цивилизации с ее парадигмами всеобщего порядка и регламентации, иерархичности и прагматизма, комфорта и стандарта. Приоритеты техноцентристсткого, рационального, организационного (в противовес естественному, мистическому, органичному, природному) в городской среде потребовали создание совершенно особого типа культуры, особого духовно-информационного поля. Именно городу особо свойственно линейное переживание времени, в отличие от села, с его циклическим (мифопоэтическим), по преимуществу, мировосприятием.
Город постепенно создает предельно искусственную, техногенную ойкумену («перевернутый мир»), со все более убыстряющимся, динамическим течением времени, вступающим в драматическое противоречие с природными временными ритмами («десинхроноз» как типичный диагноз современного горожанина), «активной ночной жизнью» (система развлекательных культурных учреждений).
Со временем именно город обострит проблему противоречия культуры и цивилизации. Именно дух города порождает в конечном счете из народа массу («ничто», по словам О.Шпенглера), из природы – «окружающую среду», из людей – «население», «электорат» и т.п.
Согласно О.Шпенглеру, культура – это стадия расцвета, органичной социальности и художественности, чувственности, близости к природе, тогда как цивилизация есть период упадка, омертвления жизни в кастовой регламентированности, деградации искусства, всеобщего формализма и рассудочности, массы вместо личности и прибежища этой массы – крупных городов.
Город не случайно стал главным
героем в художественной поэтике. За
исключением отдельных
Адище города окна разбили
На крохотные, сосущие светами адки.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.
А там, под вывеской, где сельди из Керчи –
Сбитый старикашка шарил очки
И заплакал, когда в вечереющем смерче
Трамвай с разбега взметнул зрачки.
В дырах небоскребов, где горела руда
И железо поездов громоздило лаз –
Крикнул аэроплан и упал туда,
Где у раненого солнца вытекал глаз.
И тогда уже – скомкав фонарей одеяла –
Ночь излюбилась, похабна и пьяна,
А за солнцами улиц где-то ковыляла
Никому не нужная, дряблая луна. («Адище города»)
Город культуроцентричен с его идеей нескончаемого усовершенствования, несамодостаточности. Село в большей мере приучает пассивно довольствоваться малым, необходимым, опираться на устоявшиеся традиции, апробированные временем и опытом прежних поколений. Город всегда живет проектами, идеями, инновациями. Он принципиально диалогичен, открыт миру.
Оформляющиеся в структуре человеческой
психики на заре человеческой культуры
архетипы коллективного
Именно в контексте города культура предстает перед человеком как сложный смысловой мир, служащий, как сферой индивидуальной самореализации, так и сплочения в сообщества (нации, религиозные группы, политические партии, творческие союзы). Уводя на периферию сознания мистицизм, городской мир открывает путь рационалистическому мышлению и мировоззренческому плюрализму. Город неизбежно порождает и противоречие между искомым освобождением и новым закрепощением, творческой свободой и конъюнктурой, профанацией.
Город становился драматическим испытанием для человека (особенно город-«личность»). Нередко представлялся началом новой жизни, возможностью (иллюзией) нового поворота судьбы. «Бегство в город» определялось желанием переломить прежнее существование, раствориться среди массы равнодушных, занятых, незнакомых людей. «Бегство из города» нередко диктовалось желанием освободиться от пресса «механического», рутинного городского существования, найдя покой вне города, в изначальном единстве с Природой.
Информация о работе Городская культура: специфика знания. Культуротворческая роль города