Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 14:10, реферат
Сначала надо определить , что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее : " Историческое произведение , вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков , состояли из погодных записей , либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах , библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот , но по существу это одна книга , которую писали сотни авторов , начав свой труд в 9 веке и окончив его спустя семь столетий.
Сначала надо определить , что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее : " Историческое произведение , вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков , состояли из погодных записей , либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды. " Летописи были общерусскими (" Повесть временных лет ") и местными (" Новгородские летописи "). Летописи сохранились главным образом в поздних списках.
Первым начал изучать летописи В.Н.Татищев. Задумав создать свою грандиозную " Историю Российскую " , он обратился ко всем известным в его время летописям , разыскал много новых памятников. После В.Н.Татищева изучением летописей , конкретно " Повесть временных лет " , занимался А.Шлецер. Если В.Н.Татищев работал вширь, соединяя дополнительные сведения многих списков в одном тексте и как бы идя по следам древнего летописца - сводчика , то Шлецер работал вглубь, выявляя в самом тексте массу описок , ошибок , неточностей. Оба исследователских подхода при всем своем внешнем различии имели сходство в одном : в науке закреплялась мысль о непервоначальном виде , в котором до нас дошла " Повесть временных лет ". Это и есть большая заслуга обоих замечательных историков. Следующий крупный шаг был сделан известным археографом П.М.Строевым. И В.Н.Татищев , и А.Шлепцер предсавляли себе " Повесть временных лет " , как создание одного летописца , в данном случае Нестора. П.М.Строев высказал совершенно новый взгляд на летопись , как на свод нескольких более ранних летописей и такими сводами стал считать все дошедшие до нас летописи. Тем самым он открыл путь не только к более правильному с методической точки зрения исследованию дошедших до нас летописей и сводов , которые не дошли до нас в своем первоначальном виде. Необычайно важным был следующий шаг , сделанный А.А.Шахматовым , который показал , что каждый из летописных сводов , начиная с 11 века и кончая 16 веком , не случайный конгломерат разнородных летописных источников , а историческое произведение со своей собственной политической позицией , продиктованной местом и временем создания. Так историю летописания он связал с историей страны. Возникла возможность взаимопроверки истории страны , историей источника. Данные источниковедения стали не самоцелью , а важнейшим подспорьем в воссоздании картины исторического развития всего народа. И теперь , приступая к изучению того или иного периода , прежде всего стремятся проанализировать вопрос о том , каким образом летопись и ее сведения связанны с реальной действительностью. Так же большой вклад в изучение истории русского летописания внесли такие замечательные ученые , как : В.М.Истрин , А.Н.Насонов , А.А.Лихачев , М.П.Погодин и многие другие.
Существует две основных гипотезы относительно " Повести временных лет ". Первой мы рассмотрим гипотезу А.А.Шахматова.
История
возникновения начальной
Интересные
уточнения гипотезы А.А.Шахматова
сделаны советским
. В созданный около 1073г. первый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских , их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В " Сказаниях о распространении христианства " Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли , начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Владимире Мономахе , игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция " Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи.
В обоих гипотезах есть много различий , но обе эти теории доказывают , что начало летописания на Руси является событием огромной важности.
Информация о работе Главный источник наших знаний о древней Руси