Гипотеза происхождения человека Ч.Дарвин. Трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 09:56, доклад

Описание работы

В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.
Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф.Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 1873-1876 гг. и впервые опубликованной в 1896 г. Уже после смерти Энгельса.

Работа содержит 1 файл

ГИПОТЕЗА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Ч.doc

— 53.00 Кб (Скачать)
  1. ГИПОТЕЗА  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Ч.ДАРВИНА

     В 1859 г. в Лондоне вышла книга английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч.Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.

     Книга сразу стала объектом всеобщего внимания. Её злобно бранили, предавали анафеме с церковных кафедр, ехидно и едко высмеивали в светских салонах и бульварной прессе, а сам Дарвин на несколько лет стал излюбленной мишенью юмористов и карикатуристов. И ею же восхищались передовые умы того времени. Редко сугубо специальные исследования вызывали столь мощный и длительный общественный резонанс.

     Чем же нарушили покой верующего обывателя, священнослужителей и учёных-эволюционистов опубликованные Ч.Дарвином труды?

     Прежде  всего тем, что в них впервые было строго научно доказано естественное природное (а не божественное) происхождение человека, а также выявлена и аргументирована закономерная генетическая связь его как биологического вида с высшими млекопитающими.

     Открытие  Ч. Дарвином животного происхождения человека произвело настоящий переворот в мировоззрениях, научных, житейских представлениях современников. Как никогда остро, встал вопрос о рубеже животного и социального миров, характере их связи и мысленной реконструкции переходных форм.

     Однако  господство теолого-идеалистических и метафизических взглядов на сущность жизни лишало науку того времени надёжной методологической основы, необходимой для объективного анализа столь сложных и во многом неожиданных проблем. Даже передовые учёные, стремившиеся к познанию закономерностей природы, не избежали принципиальных ошибок.

     Одни  из них абсолютизировали прямое воздействие  внешней среды на организм, рассматривая развитие животного мира как жёстко детерменированное изменением окружающих условий. Другие, наоборот, неправомерно увеличивали роль инстинктивно-рефлекторных «поведенческих программ» высших животных и их автономность по отношению к среде обитания.

     Но, так или иначе, обе крайности  сходились поскольку допускали  существование некоей нематериальной, внеприродной силы – источника «высшей целесообразности».

     Правда, идея природного происхождения человека в известном смысле носилась в  воздухе. Создатель первого учения об эволюции органического мира, французский  естествоиспытатель Жан Батист Ламарк, в полемики с которым родился, можно сказать, дарвинизм, за полвека до появления дарвиновского «Происхождения видов» в книги «Философия зоологии», высказал мысль о том,

     что человек мог произойти от наиболее совершенной из обезьян, вроде шимпанзе, в процессе её приспособления к изменениям окружающей среды.

     Однако, исходя из опровергнутой впоследствии генетикой концепции, согласно которой  наследственность целиком определяется взаимодействием организма со средой, ибо упражняемые органы усиливаются и развиваются, а неупражняемые ослабевают и атрофируются, он не смог пойти дальше констатации того, что между обезьяной и человеком образовалось «как бы незаполненное место».

     Пути  преодоления интуитивно нащупанной им «эволюционной пропасти» между  высшими человокоподобными приматами и людьми Ламарк не увидел и не мог увидеть; сколько бы не упражняли свои органы шимпанзе в течение миллионов лет, дорога «в люди» для них заведомо закрыта. Никакое наследование благоприобретённых (т. е. сближивающих с человеком) биологических признаков не могло и никогда не сможет вывести их за пределы животного мира, а заглянуть в эволюционное «позавчера» – в сторону общего ископаемого предка шимпанзе и человека – с целью выявления движущих сил развития органического мира в факторах, лимитирующих и «направляющих» наследственные изменения в определённое русло, автор ламаркизма в силу метафизической ограниченности своего учения не смог. Поэтому загадка происхождения человека из недр органического мира оказалась для него неразрешимой, а высказанная на этот счёт догадка ничем в е го многолетних научных исследованиях подкреплена не была и сам Ламарк от неё отошёл.

     Дарвин, преодолев однолинейный детерминизм Ламарка, блестяще разрешил биологический аспект этой проблемы.

     Он  доказал, что в качестве движущей силы прогрессивной эволюции животного мира выступают изменчивость, наследственность и естественный отбор.

     Естественный  отбор играет роль своеобразного  фильтра случайностей органического  развития, влияющих на отклонение в  эволюции живых существ, благодаря чему преимущественно выживают и оставляют потомство не только самые сильные, наиболее приспособленные к тем или иным природным условиям, но и самые пластичные в эволюционном смысле виды, популяции, особи.

     Естественный  отбор в дарвинистской концепции по сути дела оказывался активным посредником, как бы связующим звеном между организмом и средой, морфологией и функционированием, изменением среды и адаптации по отношению к ней.

     Дарвин  благодаря стихийно-диалектической методологии, использованной им при разработке триады «изменчивость > наследственность > естественный отбор», сумел во многом преодолеть ограниченность представлений своего времени и аргументировано доказать, что нет ничего сверхъестественного, никакой богом заданной целесообразности в развитии животного мира.

     Поскольку ещё не были открыты гены, Дарвиновское понятие «неопределённая изменчивость» оставалось либо абстракно-теоретическим, либо узконаправленным, не «работавшим» на широком биологическом материале. В силу этого понимание изменчивости строилось на близком ламаркизму признании индивидуальных прижизненных признаков, варьировавших под влиянием непосредственных условий существования. С помощью механизма наследственности закреплялись происходящие в организме изменения, а в результате естественного отбора сохранялись наиболее перспективные звенья механизма биологического приспособления, которые воспроизводились путём селекции оказавшихся жизнеспособными особей за счёт оставления ими многочисленного потомства с новыми признаками.

     Однако, разработав теорию естественного происхождения  человека, он не включил в нее  влияние социального фактора  на его развитие. Кроме того, в  теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

     Роль  социальных факторов была раскрыта Ф.Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Внимание на это было обращено в трудовой теории антропогенеза, защитником которой был, в частности, Ф.Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но преобразовывает характер действия естественного отбора. Труд в процессе становления развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию. Сторонники данной теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

     Нет сомнения, что возникновение труда  и его развитие действительно  оказали огромное влияние на антропосоциогенез. Причем важным моментом является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляются социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления.

     Кроме того, орудия труда являются и основным способом передачи социального опыта, т.е. лежат в основе новой, социальной формы наследования, которую Дарвин не рассматривает

     Следовательно, становление человека и общества процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности.

     Необходимо  отметить, что антропогенез не следует представлять в виде линейного процесса.

     Основная  проблема в восстановлении эволюции человека состоит в том, что у  нас нет близких родственников  среди живущих ныне предков. Наши ближайшие, хотя и не очень близкие, в настоящее время живущие родственники шимпанзе и горилла были связаны с нами общим предком не менее 7 млн. лет назад. 

  1. ТРУДОВАЯ  ТЕОРИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА  Ф.ЭНГЕЛЬСА

     Гоминизация (от лат. «Homo» человек) – процесс очеловечивания обезьяны – от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Homo sapiens).Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга, адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты.

     Решающим  фактором гоминизации явилась трудовая деятельность.

     Трудовая  теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф.Энгельсом в его известной работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», написанной в 1873-1876 гг. и впервые опубликованной в 1896 г. Уже после смерти Энгельса. Основу концепции Ф.Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека». В этой работе устанавливается последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечивания обезьяны; дается определение руки как органа и продукта труда; рассматривается возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к середе, экологическое превосходство человека разумного над другими видами.

     Трудовая  теория антропогенеза успешно выдержала проверку временем, получив подтверждение всей совокупностью новых палеонтологических и археологических аргументов. Таковы бесспорные факты опережающих темпов развития прямохождения по сравнению с другими структурными комплексами гоминизации и доказанного появления первых орудий задолго до формирования современного человека и даже питекантропов.

     Но  формулировка «труд создал человека», передающая в урезанном виде мысль  Ф.Энгельса и ставшая непременным  элементом «научного ширпотреба»  в быту и, отчасти, в популярной литературе, требует многих существенных оговорок.

     Труд  – «первое и основное условие  всей человеческой жизни, и притом в  такой степени, что мы в известном  смысле должны сказать: труд создал самого человека». Вот эта-то оговорка «в известном  смысле» имеет огромное значение, раскрываемое всем содержанием цитируемой работы, в которой выделяется целый ряд факторов антропогенеза помимо труда (значение которого подчеркивается бесспорно справедливо). Так, например, освоение прямохождения описывается как решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку, в качестве предка человека фигурирует необычайно высокоразвитая порода человекообразных обезьян, как важные компоненты системы факторов эволюции выделяются «взаимная поддержка и совместная деятельность», «членораздельная речь», пища – «химическое условие для превращения этих обезьян в людей». Таким образом, в работе, принадлежащей перу самого автора трудовой теории антропогенеза, рассматривается не один, а много важнейших и разнородных факторов, участвовавших в процессе становления человека.

     Эти факторы можно объединить в две  большие группы: экологическую и  биологическую (сумма биологических  предпосылок). Энгельс ставит трудовой фактор на первое место, устанавливая таким образом определенную иерархию по степени значимости. Этот вопрос требует особого внимания.

     Во  времена Ф. Энгельса еще не была разработана  систематика гоминид и, соответственно, не сложились еще четкие представления  об этапах эволюции человека. В настоящее  время, говоря о факторах антропогенеза, прежде всего, необходимо уточнить, о каком человеке идет речь – о первом человеческом существе, начавшем делать каменные орудия, либо об «анатомически современном» человеке. И здесь необходимо установить момент, когда труд «включился» в процесс эволюции человека как один из важных ее стимулов. Если подразумевать под «первым человеком» существо, приступившее к изготовлению орудий, то в силу простой логики его становление никак не могло быть детерминировано трудовым фактором в том смысле, в котором труд обычно принимался отечественными авторами. Иначе неизбежно возникает парадокс «курицы и яйца», напрашивается вывод о «трудящейся обезьяне» (к примеру, австралопитеке), которую, согласно основной идее, следовало бы, в то же время назвать человеком. Ведь по Ф.Энгельсу главное отличие человеческого общества от стада обезьян – труд, а труд начинается с изготовления орудий.

Информация о работе Гипотеза происхождения человека Ч.Дарвин. Трудовая теория антропогенеза Ф.Энгельса