Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:44, лекция
Совокупность ролей, к-рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивид. активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода Ф.к. весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархич. структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих Ф.к. более высокого уровня.
Функции культуры
Совокупность ролей,
к-рые выполняет культура по отношению
к сообществу людей, порождающих и использующих
(практикующих) ее в своих интересах; совокупность
селектированных истор. опытом наиболее
приемлемых по своей социальной значимости
и последствиям способов (технологий)
осуществления коллективной жизнедеятельности
людей. При этом все Ф.к. социальны, т.е.
обеспечивают именно коллективный характер
жизнедеятельности людей, а также определяют
или корректируют почти все формы индивид.
активности человека в силу его связанности
с социальным окружением. Число такого
рода Ф.к. весьма велико, и они могут быть
выстроены в иерархич. структуру от наиболее
общих до сравнительно частных, обеспечивающих
Ф.к. более высокого уровня.
Наиболее общей
и универсальной Ф.к. следует признать
обеспечение социальной интеграции
людей: формирование оснований их устойчивого
коллективного существования и
деятельности по совместному удовлетворению
интересов и потребностей, стимулирование
повышения уровня их групповой консолидированности
и эффективности взаимодействия, накопление
социального опыта по гарантированному
социальному воспроизводству их коллективов
как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню
рассматриваемой иерархии можно
отнести Ф.к., обеспечивающие осн. формы
интегрированного существования сооб-в
людей, такие как организация людей в их
совместной жизнедеятельности посредством
их структурной дифференциации на разл.
рода относительно самодостаточные группы:
социально-территориальные соседские
общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные
(производств., военные, учебные и прочие
коллективы, специальности, профессии,
проф. констелляции, классы), социально-бытовые
(семьи, кланы, социальные страты, сословия),
коммуникативные (по диалектам, языкам,
языковым семьям), религиозно-конфессиональные
(религ. общины, секты, деноминации, конфессии)
и т.п.; регуляция процессов взаимодействия
между людьми посредством истор. селекции,
нормирования и стандартизации наиболее
удачных элементов социального опыта
в этой области и реализации их в работе
регулятивных механизмов конвенционального
(ценностные ориентации,мораль, нравственность,
обычаи, этикет и пр.) или институционального
(право, политика, идеология, церемониал
и т.п.) свойства; консолидация и самоидентификация
людей в коллективе посредством выработки
общих целей и идеалов их совместного
существования, групповых интересов и
потребностей, чувства солидарности личности
с коллективом и защищенности им, удовлетворенности
действующими нормами и правилами совместного
общежития и взаимодействия, формирования
системы образов групповой идентичности
(этнич., социальных, конфессиональных,
гос. и иных маркеров) и оснований личной
самоидентификации человека в коллективе
и самоотождествления с ним, заинтересованности
членов коллектива в его социальном воспроизводстве
как процессе, отвечающем их индивид. и
групповым интересам.
Третий уровень
— Ф.к., обеспечивающие осн. средства
совместной жизнедеятельности людей.
К ним можно отнести: культуру демогр.
и социального воспроизводства членов
сооб-ва, функционирующую посредством
выработки норм сексуальных отношений,
брачно-семейных и родств. обязательств,
норм соседского общежития, стандартов
физич. развития индивида и охраны его
репродуктивных возможностей, а также
системы форм и средств целенаправленной
межпоколенной трансляции социального
опыта (воспитание, просвещение, образование,
традиции, обряды и ритуалы и пр.), выработки
норм и стандартов социализации и инкультурации
личности, ее социальной и культурной
адекватности об-ву проживания, стимулирования
ее заинтересованности в приемлемых для
об-ва формах социальной самореализации,
в т.ч. в творч. и инновативной деятельности,
в превращении индивида из "продукта
и потребителя" культуры в ее "производителя";
культуру адаптации сооб-ва к природным
и историч. условиям его обитания, реализуемую
посредством накопления опыта и воплощения
его в нормах, правилах и формах непосредств.
жизнеобеспечения (прежде всего в обеспечении
продовольствием, теплом, жильем, в методах
и традициях охраны здоровья и межличностной
взаимопомощи людей), обеспечении коллективной
безопасности сообщества (оборона) и индивид.
безопасности членов сооб-ва, их имущества
и легитимных прав интересов (правоохранит.
система); культуру развития искусственной
материально-пространств. среды обитания
сооб-ва и обеспечения его членов социальными
благами, выраженную в формировании принципов,
норм, правил и стандартов построения
территориальной инфраструктуры зоны
проживания (населенных пунктов и их внутр.
структуры, транспортных коммуникаций,
размещения наиболее важных производств
и иных функциональных зон и пр.), развития
системы энергообеспечения и производства
средств производства (инструментария),
обеспечения производства и распределения
товаров потребления и услуг и т.п.; культуру
собственности, власти и социальной престижности,
связанную с развитием приемлемых для
сообщ-ва технологий и форм властно-собственнических
претензий и отношений, способах обретения
богатства, формированием иерархии социальных
статусов, порядка статусного роста и
его символич. маркировки (титулатура,
регалии, престижные образцы одежды, украшений,
обстановки быта, стилистики поведения,
этикета и пр.); культуру социального патронажа,
проявляющуюся в традициях оказания материальной
и иной поддержки людям, оказавшимся в
ситуации неконкурентоспособности (по
возрасту, увечью, врожденным физич. недостаткам,
пострадавшим от войны или стихийного
бедствия и т.п.), благотворительности,
милосердия, помощи терпящим бедствие,
идеологии гуманизма и абсолютизации
ценности человеч. жизни, мифологии социальной
справедливости, "уравниловки", патронажа
коллектива над личностью и т.п.; культуру
познания и мировоззрения, накопления
и кумуляции социально значимых знаний,
представлений и опыта: рациональных (наука
и обыденные рац. наблюдения), иррациональных
(религия, мистика, эзотерика, суеверия),
логико-метафизич. (философия, здравый
смысл, народная мудрость), образных (искусство,
метафоричность мышления и суждений, игровые
формы поведения и пр.); культуру коммуницирования
и обмена информацией и социальным опытом
между людьми, реализуемую в виде процессов:
символизации объектов и явлений (формирование
обозначающих понятий, слов, знаков, символов
и пр.), сложение языков обмена информацией
("естеств." устных и письм. вербальных,
невербальных языков жестов и телесной
пластики, символич. и церемониальных
действий, искусств. специализир. языков
служебных и технич. символов — математич.,
естественнонауч., компьютерных, топографич.,
чертежных, нотных и пр., разнообразных
систем указат. знаков, звуковых сигналов,
знаков различия, функциональной атрибутики,
языков цифрового, графич. и звукового
кодирования объектов и продуктов и т.п.),
сложение систем фиксации информации
(в графич., звуковой, видовой и иной техн.
форме), ее тиражирования и трансляции
(синхронной и диахронной, непосредств.
и дистантной, механич. и электронными
средствами и т.п.), а также институтов,
занимающихся накоплением, сохранением
и обеспечением доступа к социально значимой
информации (архивы, библиотеки, музеи,
хранилища, информ. банки данных, картотеки
и пр.); культуру физич. и психич. реабилитации
и релаксации человека, включающую принятые
в сооб-ве нормы и формы охраны здоровья
и личной гигиены, традиции кулинарии,
социальные нормы отдыха (системы выходных,
отпусков, освобождения от активной деятельности
по возрасту и состоянию здоровья), традиции
физич. культуры и спорта, оздоровит. и
культурно-просветит. туризма и иных форм
активного отдыха, традиции общенац. и
народных праздников, карнавалов, массовых
гуляний, разнообр. формы развлекат., игрового
и интеллект. досуга, систему институтов
организованного досуга и т.п. Следует
подчеркнуть, что во всех рассматриваемых
случаях Ф.к. речь идет не о практич. технологиях
по достижению утилитарного результата
(созданию продукта потребления), а о социальных
нормах, регулирующих допустимость и предпочтительность
тех или иных способов осуществления этой
деятельности.
Четвертый и последующие
уровни Ф.к. связаны уже с дифференциацией
культуры на специализир. функциональные
сегменты ("экон. культура", "военная
культура", культура торговли", "религ.
куьтура", "пед. культура" и т.п.)
и системы критериев качества осуществления
тех или иных социальных функций ("культура
труда и потребления", "культура быта",
"культура языка", "культура научного
мышления", "культура худож. творчества"
и пр.). В обоих случаях здесь имеется в
виду прежде всего уровень соответствия
применяемых технологий (а отсюда и качеств.
параметры результатов) в той или иной
сфере жизнедеятельности общепринятым
технол. нормам в соответствующей сфере,
к-рые сложились в процессе истор. селекции
такого рода технологий по признакам их
приемлемости и допустимости с т. зр. социальной
цены и долговременных социальных последствий
(критерий утилитарной эффективности
в данном случае менее значим) и закрепились
в ценностных комплексах специфич. свойства,
называемых обычно "проф. культурой"
и "культурой образа жизни".
Т.о., во всем многообразии
Ф.к. можно выделить такие "профильные"
направления, как социально-интегративное,
организационно-регулятивно-
Лит.: Токарев С.А. Разграничительные и объдинительные функции культуры. М., 1973; Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л., 1989; Морфология культуры. Структура и динамика. М., 1994; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Культурологические опыты. М., 1996; Александрова Е.Я., Быховская И.М. Апология культурологии // Обществ. науки и современность,