Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 05:14, реферат
Массовая культура не могла бы выполнять эти функции и едва ли вообще могла бы существовать без технического прогресса. Именно развитие техники - от печатного станка до ультрасовременных средств связи и коммуникации; появление телевизоров, радиоприемников, магнитофонов, компьютеров делает возможным тиражирование культурных образцов и донесение их, практически, до каждого члена современного общества.
Функции и особенности массовой культуры
Массовая
культура не могла бы
Существенная черта массовой культуры
- ее промышленный и коммерческий характер.
Производство культурных образцов ставится
на поток. Снимается не один уникальный
сериал: существует налаженное производство
этого вида продукции. Выработалась определенная
технология процесса ее производства.
Создатели сериала - уже не "творцы"
в полном смысле этого слова. Они -"специалисты",
"профессионалы" своего дела. В прошлом
произведения искусства создавались как
уникальные, неповторимые. К образцам
массовой культуры эти термины неприменимы.
Произведения массовый культуры изначально
создаются как товар, предназначенный
для массового потребителя этого товара.
Один удачный образец вызывает массу подражаний.
Потребителями массовой культуры являются
в современном обществе фактически все
слои и группы.
Основная задача массовой культуры - развлекать
и отвлекать. Уровень экономического развития
современных обществ сделал возможным
высвобождение свободного времени, которое
необходимо чем-то занять, а также повысил
уровень жизни. Люди оказались способными
платить за то, чтобы их развлекали. С другой
стороны, современное общество - довольно
стрессогенная среда: быстрый темп социальных
изменений и их непредсказуемость, нестабильность
социального положения людей, непрочность
социальных связей, переизбыток противоречивой
информации - все это порождает потребность
время от времени "отключаться", "расслабляться".
И массовая культура позволяет удовлетворить
обе потребности: проведения досуга, развлечения
и расслабления.
Массовая культура постоянно подвергается
критике - и со стороны исследователей,
и со стороны наиболее требовательной
и восприимчивой общественности. Критика
вызвана низким качеством продукции "культурной
индустрии", зачастую играющей на самых
примитивных потребностях и инстинктах,
не стремящейся к духовному развитию потребителей.
Другое направление критики - коммерческий
характер массовой культуры, превращение
культуры в товар. Наиболее склонные к
философской рефлексии авторы видят в
массовой культуре своеобразный наркотик,
который отвлекает людей от реальных проблем
общества и формирует ложное, искаженное,
"лакированное" представление о действительности,
прививает людям потребительские идеалы.
Все эти негативные стороны массовой
культуры, действительно, имеют место.
И, тем не менее, массовую культуру не следует
рассматривать только лишь в негативном
ключе. Как показано выше, ее возникновение
было обусловлено важными структурными
изменениями в обществе и она выполняет
в этом обществе определенные функции.
Следует добавить также, что не все образцы
массовой культуры заведомо низкого качества.
Детективные романы Агаты Кристи и Жоржа
Сименона - несомненно, образцы массовой
культуры. Тем не менее, они признаны "классикой
жанра" и обладают несомненными художественными
достоинствами. Музыка "Битлз" - ярчайший
пример массового искусства. Тем не менее,
сегодня даже музыковеды признают эту
группу осно-воположницей нового музыкального
жанра. Кроме того, массовая культура не
уничтожает культуру высокую, хотя её
потребителей и ценителей значительно
меньше. Но разве все греки читали Платона
и Аристотеля? И весь ли русский народ
учил наизусть стихи А.С.Пушкина при жизни
поэта? Примеры можно умножать.
Э. Шилз отмечал культурную неоднородность
и культурное многообразие массового
общества, выделял различные "уровни"
культуры, существующие в нем:
Одним из проявлений "несогласия"
массового общества выступает разделение
его культуры по крайней мере на три уровня
качества... Это так называемые "высшая",
или "изысканная", "средняя"
или "посредственная", и "низшая"
или "вульгарная", культуры.
Отличительным признаком "высшей"
культуры служит серьезность избираемой
основной темы и затрагиваемых проблем,
глубокое проникновение в сущность явлений,
согласованность восприятий, утонченность
и богатство выраженных чувств..."Высшая"
культура никак не связана с социальным
статусом. А это значит, что степень совершенства
в ней определяется не общественным положением
создателей или потребителей объектов
культуры, а лишь правдивостью и красотой
самих этих объектов.
Категория "средней" культуры включает
в себя произведения, к которым, независимо
от усилий их создателей, неприменимы
критерии оценок произведений "высшей"
культуры. "Посредственная" культура
менее оригинальна, чем "высшая",
она в большей мере репродуктивна и, хотя
оперирует теми же жанрами, что и "высшая"
культура, проявляет себя также и в некоторых
новых жанрах, еще не проникших в сферу
"высшей" культуры...
На третьем уровне стоит "низшая"
культура, произведения которой элементарны.
Некоторые из них имеют жанровые формы
"средней" и даже "высшей" культуры
(изобразительное искусство, музыка, стихи,
романы, рассказы), но сюда входят также
игры и зрелища (бокс, скачки), обладающие
непосредственной выразительностью и
минимальным внутренним содержанием.
На этом уровне культуры глубина проникновения
почти всегда ничтожна, утонченность отсутствует,
а общая вульгарность ощущения и восприятия
- характерная ее особенность...
Массовое общество поглощает значительно
большее количество культуры, чем любая
другая эпоха... Наибольший размах приобрело
распространение "посредственной"
и "низшей" культур, а пропорциональный
запас "высшей" культуры резко сократился.
Самые очевидные из причин подобного явления
- большая доступность, уменьшение затрат
труда, увеличение времени досуга и материального
достатка большинства людей, распрстранение
грамотности, откровенный гедонизм. При
этом низшие и средние классы выиграли
больше, чем элита...
Потребление "высшей" культуры также
возросло, хотя и в меньшей степени.
Что касается упомянутой выше "лакировки"
действительности и формирования потребительских
идеалов, то в связи с этим можно отметить
некий парадокс. Массовая культура, в некотором
смысле, "всеядна", что обусловлено
ее коммерческим характером. Если в обществе
есть "спрос" на критику существующего
порядка, то тут же появятся произведения,
отвечающие этой потребности. На современном
массовом рынке интеллектуальной литературы
можно найти огромное количество книг
"критического" направления - как
научных и публицистических, так и художественных.
Массовая культура не воспитывает -она
предлагает разнообразный товар. Дело
потребителя выбрать: дамский роман, "1984"
Дж. Оруэлла или знаменитое критическое
исследование современного массового
общества философа и социолога Герберта
Маркузе "Одномерный человек". (Правда,
труд Г. Маркузе следует отнести всё же
к элитарной или "высшей" культуре,
поскольку его понимание требует определенной
подготовки).
Даже такая несомненная черта массовой
культуры, как коммерциализация, имеет
некоторые позитивные последствия. Безличные
коммерческие, рыночные отношения и изменившиеся
потребности людей, готовых платить за
удовлетворение желаний, предоставляют
творческому человеку много возможностей
для созидательной деятельности (другое
дело, как эти возможности используются).
В обществах прошлого творческой деятельности
как отдельной сферы социальной практики,
фактически, не существовало. В архаичных
обществах искусство было вплетено в повседневную
деятельность. В традиционных цивилизациях
древности и средневековья люди, занятые
творческой деятельностью, как правило,
представляли собой меньшинство и работали,
в основном, для удовлетворения художественных
потребностей аристократии , будучи полностью
зависимыми от неё в материальном отношении.
В лучшем случае, творческая деятельность
была одной из форм проведения досуга.
Но в данном случае художник должен был
иметь средства к существованию, позволявшие
ему свободно "творить". Многие из
тех, кого мы назвали бы сегодня художниками,
считались ремесленниками и особым почетом
не пользовались. Лишь с эпохи Возрождения
в европейской культуре начинается эмансипация
творческой деятельности. Такого количества
людей "творческих профессий", как
в современных обществах, не было никогда
и нигде, поскольку общество не испытывало
в них потребности.
Итак, массовая культура - это феномен
современности, порожденный определенными
социальными и культурными сдвигами и
выполняющий ряд достаточно важных функций.
Массовая культура имеет как негативные,
так и позитивные аспекты. Не слишком высокий
уровень ее продукции и коммерческий,
главным образом, критерий оценки качества
произведений, не отменяет того очевидного
факта, что массовая культура предоставляет
человеку невиданное ранее изобилие символических
форм, образов и информации, делает восприятие
мира многообразным, оставляя за потребителем
право выбора "потребляемого продукта".
К сожалению, потребитель не всегда выбирает
лучшее.
Сравнительная характеристика традиционной и современной культуры
Подводя итоги вышесказанному, кратко сформулируем различия между культурой традиционного и современного обществ.
Традиционная культура |
Современная культура |
Более или менее выраженное согласование культуры и социальной структуры |
Наметившаяся тенденция к рассогласованию культуры и социальной структуры |
Безраздельное господство религии в духовной сфере. |
Рационалистическое, секулярное мировоззрение преобладает. |
Ценности и нормы религиозные; "сословные". |
Ценности преимущественно светские, четкая связь между ценностными ориентациями индивида и его социальной принадлежностью может и не прослеживаться. |
Религиозная легитимация социального порядка |
Отсутствие прочной |
Преобладание |
Преобладание и постоянный рост практического, научного знания, "знания ради господства" (Шелер). |
Гомогенность культуры, базирующаяся на господствующем религиозном |
Дифференцированность культуры, сосуществование противоречивых цен- |
мировоззрении. |
ностей, норм, представлений о мире. |
Ориентация на прошлое, традиционализм. |
Ориентация на будущее, прошлое не является источником образцов для подражания. |
Ярко выраженные культурные различия между социальными слоями |
Тенденция к сглаживанию культурных различий между слоями и классами и повышение значимости культурных различий, возникших на других основаниях. Феномен "массовой культуры". |
Технологии ручного труда, крайне медленное их совершенствование. |
Сложные машинные технологии, постоянный технологический прогресс как один из важных факторов социальных и культурных изменений; "технологизация" среды обитания и образа жизни. |
Нетерпимость к "иному", низкий уровень толерантности, базирующиеся на культурной гомогенности. |
Толерантность, признание права на "инаковость" и "свободомыслие", обусловленные дифференцированностью культуры. |
Типологические особенности
современной культуры приводят
к важнейшим антропологическим
последствиям, коренным образом
меняют способ существования
индивида в культуре. Традиционная
культура - это, во многом, культура
отсутствия выбора. Доминирующее
мировоззрение и устойчивая
Современная культура, в силу своей глубокой
дифференцированности и внутренней противоречивости,
погружает человека в ситуацию постоянной
неопределенности и ставит его перед необходимостью
выбора: мировоззрения и поведенческих
стратегий. Отсутствие общепринятого
мировоззрения делает окружающий мир
проблематичным, лишает его устойчивости
и очевидности. (Такая ситуация, собственно,
и привела к появлению наук о культуре,
к осознанию самого факта существования
феномена "культуры").
Следует также отметить огромную информационную
насыщенность современной культуры по
сравнению с традиционной. Современная
культура содержит такое обилие информации,
что ни один человек не в состоянии освоить
ее полностью. К тому же объем информации
постоянно возрастает и обновляется. В
традиционном обществе индивид, принадлежащий
к интеллектуальной элите, в принципе,
способен овладеть всем значимым культурным
багажом, которым общество располагает.
В эпоху современности на это не способен
никто. Разрыв между "объективной"
и "субъективной" культурой приобретает
в современном обществе угрожающий характер.
Возникает тип современного "дикаря"
- индивида, живущего в информационно насыщенной
среде, потенциально обладающего возможностью
приобщения к невиданным культурным богатствам,
но вполне довольного минимумом культурных
содержаний, которые он получает из популярных
телепередач и непосредственного, неизбежно
ограниченного, жизненного опыта. Перечисленные
выше тенденции еще более усиливаются
при переходе обществ к состоянию постсовременности.