Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа
Человек живет в мире вещей, но и в мире понятий. Одни из них отражают наш повседневный быт и доступны для каждого, другие — лишь узкому кругу посвященных. Но есть и такие понятия, которые за своей кажущейся простотой скрывают вселенную человеческих страстей и интеллектуального сверхнапряжения в поисках ответа на вопрос: что такое человек и в чем смысл его бытия? Одно из таких понятий — культура.
I. Понятие “культура”.
II. Функции культуры:
1. Познавательная (гносеологическая) функция
2. Человекотворческая функция
3. Деятельностная функция
4. Информационная функция
5. Коммуникативная функция
6. Регулятивная (нормативная) функция
7. Ценностная (аксиологическая) функция
8. Эстетическая функция
9. Гедонистическая функция
10. Гуманистическая функция
III. Заключение.
Принимая от своего наставника то “вечное” содержание его личности, которое когда-то было положено в основу традиции ее родоначальником, учитель “растворяет” это содержание в своей личности и передает ученику уже не совсем то, что воспринял. Ясно, что за многие сотни лет может накопиться такая масса этих “небольших изменений”, что от первоначального содержания традиции почти ничего не остается.
Любая великая духовная традиция — это искусно построенная машина для борьбы со временем, но, несмотря ни на какие ухищрения, время в конце концов все-таки ломает ее. Подобного рода тревожные соображения, видимо, не раз приходили в голову учителям традиционных культур, и они пытались найти выход из тупика. Одно из возможных решений, которое подсказывает здравый смысл, состоит в том, чтобы всеми мерами усилить надежность трансляции культуры— тщательно оградить ее от всех мыслимых искажений, перетолкований и особенно нововведений. К сожалению одних и к счастью других, на деле оказывается, что 'применение такого рода средств, какими бы локальными успехами оно ни сопровождалось, не в силах спасти культуру от внутреннего омертвления.
Вся восточная культура
стремилась к воспроизведению во
времени колоссального
Как антипод «пименовскому»
можно рассмотреть так
Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Данная установка не является такой уж безобидной, как может показаться на первый взгляд. Именно она становится определяющей в эпоху кризиса (политического, идеологического, духовного).
Кроме того, данный подход радикальным образом порывает с традициями, тем самым разрывая единство культурного процесса. История культуры предстает как цепь сплошных катастроф. Каждому новому поколению в соответствии с таким видением культурного процесса приходилось бы создавать те же самые структуры на голом месте, а проще говоря, заново изобретать велосипед прошлое, вряд ли можно рассчитывать на память потомков
Информационная функция.
Это передача социального опыта. В обществе нет другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и между странами и народами.
Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложной знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, своеобразных языках искусства, в продуктах человеческого труда - орудиях производства, предметах потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. Однако необходимо подчеркнуть, что культура не просто "кладовая" накопленного человечеством социального опыта, а средство его активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима обществу, которая представляет национальную и общечеловеческую ценность.
Информативную функцию культуры оценивают очень высоко представители семиотического подхода к культуре. В этой функции культура связывает поколения, обогащая каждое последующее опытом предшествующих. Но это не значит, что достаточно жить в сегодняшнем мире и читать современные книги, чтобы приобщиться к опыту мировой культуры. Необходимо различать понятия «культурность» и «современность». Чтобы стать культурным, человеку необходимо пройти, как говорил И.В. Гете, «через все эпохи мировой культуры».
Примечательно и то, что культура представляется не как линейный процесс, складывающийся из необратимой временной последовательности прошлого, настоящего и будущего, а как система, в которой сосуществуют прошлое, настоящее и будущее и между которыми возможен диалог. И этот межкультурный диалог реализуется в человеке.
Культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается напором новых поколений, вступающих в социум в несколько изменившихся исторических условиях. Эта особенность социально-исторического процесса заставляет представителей нового поколения заниматься творческой переработкой культурных достижений прошлого. Преемственность и новаторство пронизывают культурную жизнь общества.
Проиллюстрирую данную
мысль следующим житейским
а) примитивизация отношений между людьми;
б) развлекательность, забавность, сентиментальность;
в) натуралистическое смакование насилия и секса;
г) культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами;
д) культ посредственности, условность примитивной символики.
Массовая культура
— это тоже культура, точнее —
часть ее. И достоинство ее произведений
состоит не в том, что они демократичны,
всем понятны, а в том, что они
базируются на архетипах . К таким
архетипам относится
Коммуникативная функция.
Эта функция неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники.
Средством общения
людей выступает, прежде всего, словесный
язык. Слово сопровождает все процессы
культурной деятельности людей. Язык,
в первую очередь литературный, является
"ключом" к овладению той или
иной национальной культурой. В процессе
общения люди используют и специфические
языки искусства (музыки, театра, кино
и т.д.), а также языки науки (математические,
физические, химические и другие символы
и формулы). Благодаря культуре и, прежде
всего, искусству, человек может переноситься
в другие эпохи и страны, общаться с другими
поколениями, людьми, в чьих образах художник
.отразил не только свои собственные представления,
но и современные ему чувства, настроения,
взгля Культуры разных народов, как и люди
— представители различных культур, взаимно
обогащаются благодаря информативной
функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов
обмена идеями с обменом яблоками. Когда
обмениваются яблоками, у каждой из сторон
остается лишь по яблоку, когда же обмениваются
идеями, то у каждой из сторон оказывается
по две идеи. Обмен идеями в отличие от
обмена предметами взращивает в человеке
его личностную культуру. Дело ведь не
только в получении знаний, но и в том отклике,
в том ответном идейном или эмоциональном
движении, которое они рождают в человеке.
Если такого движения нет, то нет и культурного
роста. Человек растет к человечеству,
а не к числу прожитых лет. Культура —
это культ роста, как иногда говорят. А
рост происходит оттого, что человек приобщается,
не теряя себя, к мудрости человеческого
рода.
Заключение
Вопрос о высоком культурном измерении человека в преддверии XXI в. встает с особой настойчивостью. Если в средневековье мыслители, размышляя о судьбе человека и его назначении, уклонялись к мысли, что конец света неизбежен, то сейчас, живя в разрываемом и " кровоточащем мире, мы воочию убеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет ' жить в третьем тысячелетии.
Две мировые войны, кровавые революции и контрреволюции, борьба за передел мира, колониальные и межнациональные войны, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря показали, что не только индивид — хрупкое биологическое существо. Практика массового уничтожения людей без суда и следствия доказала, что и миллионы граждан могут быть «внезапно смертны».
XX. век обнаружил также, что человек может быть и духовно смертным. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья — потреблением, высших идеалов — практицизмом, духовности — сухим рационализмом — вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскуднение, неуважение к себе и неуважение к другим. Как писал Мальро, мы имеем дел с «первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц» . Ему вторит Х.Ортега-и-Гассет: горька «наша-растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные идеологи, где посредственные силы могут сегодня все уничтожить, но не смогут больше победить, где разум опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением».
Эти размышления могут навести на мысль о том, что не все явления социальной жизни можно отнести к культуре. Такие социальные феномены, как каннибализм, войны, концентрационные лагеря являются теми «озоновыми дырами» на теле культуры, которые приводят к разрыву этого тела и, следовательно, к деформации духовного мира человека.
Есть законы человеческого рода, в пределах которых индивид и может существовать как человек. Человек, «вольноотпущенник природы», может не считаться с ее законами, но расплата в этом случае неминуема, неотвратима. Точно так же человек обязан считаться и с законами экономики, политики, логики и красоты.
В этом смысле можно говорить о том, что существует возмездие за зло. Зло наказуемо потому, что, совершая злые поступки, человек поднимает руку на себя, истончая и губя в себе человеческое, лишая себя возможности подлинной жизни.
Нравственность и, соответственно, духовность, призваны выполнить в наше непростое время своеобразную роль запретов — табу на все поползновения против идеи самоценности человеческой жизни.
Этот запрет может
быть сформулирован в форме
Список используемой
литературы
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры, М., 1993 год
Сорокин П.А. Человек. Цивизация. Общество., М., 1992 год
Швейцер А. Культура и этика, М., 1973 год
Переломов Л.С. Проблемы философии культуры, М., 1984 год
Ольденбург С.Ф. О России и русской философской культуре, М., 1990 год
Лоеский Н.О. История русской философии, М., 1991 год
Розанов В.В. Религия. Философия. Культура., М., 1992 год
Философский энциклопедический словарь, М., 1983 год
Хайдеггер М. Время и бытие, М., 1993 год
Зезина М.Р. История русской культуры, М., 1990 год
.Зеньковский В.В.
История русской философии,
Зеньковский В.В. История
культуры России, М., 1993 год