Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 17:50, доклад
Одной из главных задач обучения в начальной школе является формирование у детей умения читать. И хотя усилий в этом направлении прилагается немало, результаты нельзя назвать удовлетворительными, так как педагогическая практика показывает, что у детей в начальных классах навык чтения формируется недостаточно полноценно. Это приводит к тому, что школьники испытывают существенные затруднения при работе с вербальной информацией, требующей большого напряжения их интеллектуальных сил, и у них постепенно пропадает интерес к самому процессу чтения.
1.А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
2.Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников
3.Совершенствование навыков чтения
4.Вывод
5.Список использованной литературы
Министерство Образования и
Луганск , Национальный университет
имени Тараса Шевченко
Тема :»Формирование у школьников интереса к
чтению»
1.А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
2.Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников
3.Совершенствование навыков чтения
4.Вывод
5.Список использованной
литературы
А.П.Нечаев о проблеме : школьник – интерес к чтению
Одной
из главных задач обучения в начальной
школе является формирование у детей
умения читать. И хотя усилий в этом
направлении прилагается
Кроме
того, формирование интереса к чтению
у учащихся следует рассматривать
не как отдельную, самостоятельную
решаемую психолога - педагогическую задачу.
Интерес к чтению — это оборотная,
познавательно-эмоциональная
Недостатки
процесса чтения могут быть обусловлены
дефектностью формирования любого уровня
обеспечивающих его психологических
когнитивных структур, однако в педагогической
практике при объяснении причин низкого
качества чтения до сих пор не просто
недооценивают вклад
В связи с этим даются рекомендации, являющиеся на деле малоэффективными: если ученик медленно читает и нечетко произносит звуки, советуют читать больше, добиваясь нужной скорости и качества прочтения; если плохо понимает прочитанное содержание, то рекомендуют ученику делать соответствующие умственные усилия. Однако еще в начале прошлого века отечественный психолог А. П. Нечаев ясно и определенно указывал, что способность к осмысленному чтению с необходимостью предполагает наличие определенного уровня душевного развития ребенка: процессов восприятия, речи, мышления, воображения, понимания, догадливости. Более того, он высказал важную мысль, что преждевременное обучение чтению неподготовленного к этому ребенку может оказаться для него даже вредным, вызвав не только отвращение к чтению и самому процессу обучения, но и подорвав веру ребенка в собственные силы. Поэтому А. П. Нечаев считал необходимым, прежде чем обучать детей чтению, выяснить, достаточно ли развиты у них вовлекаемые в процессе чтения психические процессы. Для детей необходимо предварительно, до обучения их чтению, выполнять с ними на занятиях по разным предметам систему упражнений, стимулирующую их психологическое развитие. Какие же упражнения, и на каких уроках следует, по мнению А. П. Нечаева, выполнять с детьми для обеспечения необходимого и достаточного уровня их общего развития и каким образом эти упражнения подготавливают детей к успешному овладению чтением? Наиболее важными для этой цели А. П. Нечаев считал занятия природоведением, в ходе которых дети учатся воспринимать окружающее, знакомятся с его свойствами, пытаются судить о них, строить разнообразные предположения. Одновременно с этим у детей развивается речь, так как им приходится связывать с воспринимаемыми явлениями их названия, выражать словами возникающие у них при наблюдении мысли. Для подготовки к чтению необходимо развитие речи детей, воображения, суждений и восприятия, чему способствует показывание разных предметов и картин, рассказывание детям сказок, беседы о событиях действительной жизни, о пережитых ими явлениях, предложение изложить и оценить это. В плане подготовки к овладению не только письмом, но и чтением большое значение имеют занятия рисованием.
Срисовывание с натуры или воспроизведение каких-либо предметов по памяти позволяет углубить восприятие, суждения, соображение, что и составляет основу процесса чтения. Наконец, для успешного овладения грамотой, в том числе и чтением, важная роль, по мысли А. П. Нечаева, принадлежит подвижным играм и другим физическим упражнениям, заставляющим детей преодолевать инертность своего внимания, менять его направление в зависимости от изменяющихся обстоятельств, но в согласии с принятыми на себя игровыми функциями. Рассматривая рекомендации А. П. Нечаева о содержании подготовки детей к чтению с точки зрения наших представлений о психологических причинах разного рода трудностей, возникающих у детей при овладении чтением мы находим, что они не только согласуются друг с другом, но и могут рассматриваться в контексте психопрофилактики возможных в будущем трудностей при овладении чтением, поскольку именно эти рекомендуемые
Нечаевым упражнения и позволяют заложить психологическую основу сложнейшего умения — умения читать: в самом деле, наблюдения за природной этой наиболее доступной для понимания ребенком шести-семи лет сферой окружающей действительности, создают благоприятные условия для развития восприятия.
Приемы и методы формирования интереса к чтению у школьников
Чтобы школьник научился бегло читать
и при этом вникать в суть прочитанного
материала, анализировать текст да еще
эффективно его усваивать, необходимо
сначала выработать у него стойкий интерес
к чтению и потребность в нем, а затем умение
понимать смысл текстовой информации,
распознавать ее.
Действенный прием,
способствующий выработке интереса к
чтению у младшего школьника, – прервать
рассказ или чтение на самом интересном
для ребенка моменте под каким-либо предлогом
и предложить тому дочитать самостоятельно.
Практика показывает, что прием работает
безукоризненно. Мы специально
придумываем истории с захватывающими
ситуациями. Родители, учителя, психологи,
воспитатели распечатывают их и по изложенному
выше принципу работают с ними. Посмотрите
вот эти истории: Новогодний
детектив, Новогодняя история, Ожидание
сна, Мечта и реальность.
Кто кого? Настоящий защитник, Подснежники
к 8 Марта, Первоапрельская шутка, Гвоздики
к Дню Победы, Простые слова, Прерванный
рассказ, Необычный сюрприз, Путешествие
во времени.
Еще один прием, который вырабатывает
к тому же и потребность в чтении – сочинять
и публиковать собственные истории под
своим именем, даже участвовать в конкурсе.
Большинство детей вовлекаются в подобную
работу и самостоятельно читают многие
истории. Задача взрослого – помочь найти
ребенку соответствующие его возрасту
рассказы.
Огромную роль в воспитании
культуры чтения школьника играют родители
и педагоги. Если человек, пользующийся
у ребенка авторитетом (а таковым у младших
школьников является и родитель, и учитель)
постоянно демонстрирует бережное, трепетное
отношение к книгам, к чтению, искренне
и эмоционально выражает восхищение, делится
впечатлением и призывает к обсуждению
прочитанного, – редкий ребенок не заразится
чтением.
Самый беспроигрышный прием формирования
интереса к чтению у школьника любого
возраста – выявить его наклонности и
ненавязчиво предлагать ему сначала небольшие
истории или статьи на интересующую его
тему, а затем текст большего объема и
не сильно привязанный к любимой теме.
Для формирования
потребности в чтении необходимо перед
школьником ставить такие задачи и моделировать
такие проблемные ситуации, решение которых
он находил бы на страницах сначала предложенных
взрослыми книг и даже, возможно, при участии
наставников, а затем совершенно самостоятельно.
Бывают случаи, когда
сам процесс чтения вызывает у школьника
раздражение, а иногда и отвращение (такое
у психически здоровых детей происходит,
в основном, в связи с серьезной педагогической
запущенностью). Как помочь таким детям?
Школьников любого возраста заинтересует
игра, описанная в статьях Играю читая и Читаю
играя. Для
начала нужно обязательно подобрать очень
простой текст на интересующую ребенка
тему и поступить так, как показано в статьях.
Этот прием позволяет сформировать не
только интерес к чтению, но и умение понимать
смысл прочитанного, анализировать информацию
и эффективно ее усваивать.
Подобным образом гораздо легче усваивать
и учебный материал гуманитарного и естественно-научного
цикла. Именно в младшем школьном возрасте
семимильными шагами идет накопление
чувств и переживаний. Поэтому младшие
школьники ищут в чтении занимательности,
сильных эмоциональных переживаний. Их
воображение захватывают остросюжетные
произведения, героические подвиги кажутся
нормой жизни, а любимые герои - это, прежде
всего, герои действия.
Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.
Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста, можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.
Совершенствование навыка чтения.
Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Задача учителя — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием. Как это можно сделать?
Методике известны многие приёмы отработки техники чтения, т. е. правильного способа чтения, правильности, темпа и отчасти выразительности.
Главный из них - это многочтение, такой приём, при котором ученик, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ищет подкрепление своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь. Это многократное обращение к тексту каждый раз будет открывать ученику в уже знакомом тексте нечто новое, неожиданное, удивляющее его и вместе с тем интересное. При этом глубина погружения в художественный текст увеличивается, возрастает интерес к чтению.
Формирование
у младших школьников познавательного
интереса к чтению является главной
задачей учителя. Если книги, предлагаемые
учителем для совместного освоения
в классе или самостоятельной
работы дома, способны привлечь ребят,
разбудить в них желание
Моральный долг учителя – не только учить детей и пробуждать в них ценимые обществом нравственные качества, но и ограждать малышей по возможности от тех переживаний и трудностей, которые детям в силу объективных причин вынести крайне сложно, и которые отрицательно влияют на формирование их личности, ломают, ожесточают их души, убивают веру в силу доброго поступка, слова, в высшую справедливость.
И нет более
точного способа определить характер
внутреннего состояния ребенка,
чем регулярное, пристальное наблюдение
учителя за воспитанниками в процессе
их работы над литературными
Список использованной
Информация о работе Формирование у школьников интереса к чтению