Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:26, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является – исследование формирования рыцарства в Западной Европе, а также соприкосновение с рыцарской культурой, как с неотъемлемой частью всей средневековой культуры. Соответственно, для достижения этой цели, мною были поставлены следующие задачи:
Дать общую характеристику средневековой эпохе.
Ознакомиться с историей возникновение рыцарства.
Изучить ритуалы и символику рыцарей.
Рассмотреть Крестовые походы.
Исследовать рыцарскую литературу.
Описать упадок рыцарства.
Введение.
1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Возникновение рыцарства.
3. Ритуалы и символика рыцарей.
3. 1 Посвящение в рыцари.
3. 2 Лишение рыцарского достоинства.
3. 3 Рыцарские турниры.
3. 4 Одеяние.
3. 5 Гербы.
3. 6 Кодекс чести.
4. Рыцарская литература.
5. Упадок рыцарства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Как уже говорилось ранее, в рыцарское звание возводились только дворяне; но были и такого рода случаи, что в это звание возводились и простолюдины; обыкновенно это делалось или ввиду каких-либо особенных заслуг простолюдина, или при каких-либо чрезвычайных обстоятельствах. Но в данном случае один только государь имел право возводить простолюдина в звание рыцаря, а пожалованный со дня посвящения делался уже дворянином и пользовался всеми правами рыцарского звания. Посвящаемые в рыцари из простых воинов и крестьян назывались “рыцарями из милости” (“les chevaliers de grace”). Большое число рыцарей-трубадуров вышло из простолюдинов, и только благодаря своим славным подвигам эти люди достигли такой чести.
Так, в преданиях о короле Артуре есть эпизод, когда Артур посвящает в рыцари сына скотопаса. Правда, далее оказывается, что посвященный – незаконный сын одного короля, но, посвящая его в рыцари, Артур не знал об этом.
Но было еще и такое звание, которого могло домогаться только высшее дворянство, а именно звание знаменного рыцаря (les chevalier banneret). На поле сражений перед знаменными рыцарями несли квадратное знамя с изображением их герба и девиза; такое знамя несколько напоминало церковную хоругвь.
В то время были еще знаменные оруженосцы (les ecuyers bannerets). Под их начальством служили рыцари и даже знаменные рыцари; это делалось по приказанию короля; но знаменные оруженосцы никогда не имели ни одной из привилегий рыцарства.
3. 2 Лишение рыцарского достоинства.
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача. Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства). После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. Бывшего рыцаря под по улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства). После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами фр. vilain/англ. villain), лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца».
Особенно
страшным подобное наказание было для
германских министреалисов, так как они даже будучи
рыцарями (с приставкой фон) формально
считались «крепостными», и лишение рыцарского
достоинства превращало их потомков в
настоящих крепостных.
3. 3 Рыцарские турниры.
Рыцарский турнир — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция.
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.
Условия
(правила) были различными. В XIII веке
рыцарь не имел права участвовать в турнире,
если не мог доказать, что четыре поколения
его предков были свободными людьми. Со
временем на турнире стали проверять гербы,
ввели специальные турнирные книги и турнирные
списки. Обычно турнир начинался с поединка
рыцарей, только что посвященных в рыцарское
звание, так называемое «жюте». Такой
поединок назывался жюст (от англ.
"joust") — поединок на копьях(конно-копейная сшибка).
Рыцари старались выбить противника из
седла, не упавши самому, либо преломить
свое копье о щит противника. Затем устраивалось
главное состязание — имитация сражения
двух отрядов, формировавшихся по «нациям»
или областям. Победители брали противников
в плен, отнимали оружие и коней, заставляли
побежденных платить выкуп.
3. 4 Одеяние.
Каждый рыцарь владел
Копья
делались из прямого легкого дерева
- сосны, липы, вяза, осины и др.; лучшие
были ясеневые. В верхний конец
копья плотно вставлялось стальное
острие. Рыцарское знамя или флюгер с длинным
развевающимся концом прикреплялось к
верхушке копья. Оруженосец не имел копья,
он мог сражаться только со щитом и мечом.
Но если он носил звание poursuivant d'armes, то
мог быть в полном рыцарском вооружении,
за исключением только особенных отличий,-
золоченных шпоры и проч.
Меч - был широк, короток, крепок, заострен
только с одной стороны и высокого закала,
чтобы не ломаться о латы и шлемы. С течением
времени наружный вид мечей изменялся:
их стали делать очень длинными, широкими
и заостренными. Эфес всегда представлял
собой крест.
Кинжалы носили у пояса. Название la
misericorde было дано кинжалу потому, что в
бою грудь с грудью, когда и копье и меч
по своей длине становились бесполезны,
рыцарь прибегал к этому оружию, чтобы
заставить лежачего врага просить пощады.
Бердыш или алебарда - маленькая рукоятка;
двойное лезвие: одно как у обыкновенного
топора, а другое - длинное заостренное,
иногда с двумя расходящимися концами.
Палица или булава - оружие употреблялось
также довольно часто, оно состояло из
толстой, в объем руки взрослого человека,
дубины, длиной в 2,5 фута, с кольцом на одном
конце; к нему крепили цепь или крепкую
веревку, чтобы палица не вырвалась из
рук; на другом конце к трем цепям был прикреплен
шар; палица была вся из железа. Мушкель
и военный молот различались только тем,
что оба конца мушкеля были только немного
закруглены, а у военного молота - один
конец закруглен, а другой заострен.
Кривой
нож - оружие, редко употреблявшееся
в деле; оно было с длинной рукояткой и
заострено с обеих сторон на подобие обоюдоострого
серпа.
3. 5 Гербы.
Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, но их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги.
Информация о работе Формирование рыцарской культуры в Западной Европе