Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:16, реферат
Формационный и цивилизационный подходы к изучению истории часто противопос-тавляют друг другу. В действительности, акцентируя различные составляющие историческо-го процесса, они соотносятся не как взаимоотрицающие, а как взаимодополняющие. Так, рассмотренные нами периодизации истории на основе формационного и стадиально-цивилизационного подходов не противоречат друг другу, что хорошо иллюстрирует таблица.
Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная периодизация позволяет лучше понять внутреннюю историческую динамику, происходящую в рамках первобытнообщинной формации и выражающуюся переходом от «дикости» к «варварству». И наоборот, формаци-онная периодизация предлагает более детальный анализ исторических изменений, происхо-дящих в рамках аграрной цивилизации и связанных с переходом общества от системы рабо-владения к феодализму. Следует отметить, что совмещение на схеме «коммунисти
Формационный и
цивилизационный подходы к изучению истории
часто противопос-тавляют друг другу.
В действительности, акцентируя различные
составляющие историческо-го процесса,
они соотносятся не как взаимоотрицающие,
а как взаимодополняющие. Так, рассмотренные
нами периодизации истории на основе формационного
и стадиально-цивилизационного подходов
не противоречат друг другу, что хорошо
иллюстрирует таблица.
Как видно из таблицы, стадиально-цивилизационная
периодизация позволяет лучше понять
внутреннюю историческую динамику, происходящую
в рамках первобытнообщинной формации
и выражающуюся переходом от «дикости»
к «варварству». И наоборот, формаци-онная
периодизация предлагает более детальный
анализ исторических изменений, происхо-дящих
в рамках аграрной цивилизации и связанных
с переходом общества от системы рабо-владения
к феодализму. Следует отметить, что совмещение
на схеме «коммунистической формации»
и «постиндустриальной цивилизации» весьма
условно, поскольку эти понятия носят
большей частью прогностический характер
и имеют ввиду историческую перспективу
человечества, предпосылки перехода к
которой только лишь вызревают на современном
эта-пе.
В обществознании утвердилось мнение
о том, что формационная периодизация
имеет очень ограниченную сферу применения,
соответствует, в основном, лишь европейской
исто-рии и «не работает» за ее пределами,
в то время как стадиально-цивилизационная
периоди-зация является более универсальной
и применима по отношению к любому обществу.
Боль-шая универсальность цивилизационного
подхода, по мнению многих ученых, связана
с тем, что он более всесторонне рассматривает
развитие общества и тем самым позволяет
преодо-левать однобокость экономического
детерминизма, свойственного формационному
подходу.
Сопоставляя формационный и локально-цивилизационный
подходы к изучению исто-рии, необходимо,
прежде всего, уяснить, насколько по-разному
ими решаются ключевые во-просы методологического
характера. Так, различное решение получает
вопрос о соотноше-нии объективных и субъективных
факторов общественно-исторического развития.
Со-гласно формационному подходу, объективные
законы общественно-исторического развития,
хотя и прокладывают путь через сознательную
деятельность людей, носят всеобщий харак-тер,
непреложны и очищены от исторических
случайностей и фиксируют абстрактно-теоретическую
модель формации. Отражение реальности
происходит на уровне сущности, в обобщенной
теоретической форме, которая не учитывает
специфику истории того или иного народа.
В рамках же цивилизационного подхода
считается, что единственным субъектом
ис-тории является человек. Именно его
живое социально-историческое творчество
в виде мно-гообразных форм и продуктов
трудовой, социальной и политической деятельности
составля-ет содержание исторического
процесса.
По разному осмысливается и соотношение
роли материальных и духовных факто-ров
общественно-исторического развития Согласно
формационному подходу, решающую роль
в развитии общества играют материальные
(экономические) факторы, так как в соот-ветствии
с принципом экономического детерминизма
устанавливается причинная обуслов-ленность
всех явлений, в конечном счете, уровнем
развития производительных сил. Сторон-никами
же цивилизационного подхода все факторы
общественно-исторического развития признаются
равнозначными, но с приматом духовных
ценностей, которые, в ряде случаев, даже
определяют материальные условия жизни.
Принципиально различается понимание
направленности исторического развития.
В формационном подходе – это так называемое
линейное построение, в соответствии с
кото-рым движение истории происходит
поступательно от низшей формации к высшей.
В цивили-зационном подходе абсолютизация
линейности неприемлема, здесь история
развивается по линейно-концентрическим
циклам.
Формационный и цивилизационный подходы
несут в себе различные трактовки по-нятия
«прогресс». С формационной точки зрения,
прогресс определяется материальным производством,
в связи с чем главным критерием прогресса
считается степень развития про-изводительных
сил и экономического строя. При этом прогресс
абсолютизируется, так как его развитие
считается необратимым, а сфера его проявления
– неограниченной, включаю-щей в себя
не только экономику, но и науку, культуру,
личность. С цивилизационной точки зрения,
основой прогресса является развитие
духовной сферы, формирующих ее общечело-веческих
ценностей, критерием прогресса – степень
духовной свободы человека. Прогресс рассматривается
как относительное явление, периодически
сменяющееся регрессом.
Достоинства и недостатки формационного
и цивилизационного подходов к изучению
истории лучше всего выявляются в ходе
той взаимной критики, которая нередко
происходит между сторонниками этих подходов.
Так, по мнению сторонников формационного
подхода, его преимущества заключаются
в том, что он позволяет:
- увидеть то общее, что было в историческом
развитии различных народов;
- представить историю человеческого общества
как единый процесс;
- установить определённые закономерности
исторического развития общества;
- предложить определенную периодизацию
всемирной истории и истории отдельных
стран.
Напротив, цивилизационный подход, по
их мнению, имеет следующие недостатки:
- при своем последовательном применении
ведёт к тому, что становится невозможным
взгляд на всемирную историю как единый
процесс исторического развития человечества
в целом;
- создает возможность полного отрицания
единства человеческой истории, изоляции
целых народов и обществ;
- сводит к минимуму возможности исследования
закономерностей исторического развития
человеческого общества.
В свою очередь, сторонники цивилизационного
подхода видят его преимущества в том,
что он дает возможность решить следующие
проблемы:
- позволяет глубоко изучать историю конкретных
обществ и народов во всем их мно-гообразии
и специфике;
- ориентирует на изучение тех сторон общественной
жизни которые обычно выпада-ют из поля
зрения сторонников формационного подхода
(ценности, национальные особенно-сти,
духовная жизнь, психология и др.);
- ставит в центр исследования человеческую
деятельность и человека.
По мнению сторонников цивилизационного
подхода, недостатки формационного подхода
заключаются в следующем:
- многие народы не проходили в своем развитии
через все и даже через большинство формаций;
- большинство процессов политического,
духовного, идейного, культурного порядка
не могут быть без искажений и упрощений
объяснены с чисто экономических позиций;
- последовательное применение формационного
подхода неизбежно отодвигает на задний
план роль человеческого фактора, человеческого
фактора, человеческую деятель-ность;
- недостаточное внимание уделяется своеобразию,
уникальности, неповторимости отдельных
обществ и народов.
Таким образом, аргументы и контраргументы,
выдвигаемые в споре между сторонни-ками
формационного и цивилизационного подходов,
лишний раз доказывают то, что пре-имущества
того и другого подхода носят взаимодополняющий
характер, ибо именно их со-четание будет
способствовать более глубокому и всестороннему
пониманию истории.
Исторические личности:
Данилевский Николай Яковлевич (1822-1885
гг.) – российский публицист, социолог;
идеолог панславизма; его взглядам на
историю были сваойственны элементы расизма:
в предложенной им типологии цивилизаций
народы по природе своей не признаются
в равной мере способными к культурно-историческому
творчеству; главный труд – «Россия и
Европа. Взгляд на культурные и политические
отношения славянского мира к германскому».
Ибн-Хальдун Абу ар-Рахим Абу Зейд (1332-1406
гг.) – арабский историк и философ, государственный
и общественный деятель, игравший видную
роль в политической жизни мусульманских
государств Магриба; задолго до появления
в европейской науке цивилизаци-онного
подхода предвосхитил его основные концептуальные
идеи, его социальная филосо-фия явилась
первой попыткой создания самостоятельной
науки об обществе, которая послу-жила
бы методологической основой для исторической
науки и политической практики; глав-ный
труд – «Книга назидательных примеров
и сведений из истории арабов, персов,
берберов и других современных им могущественных
народов».
Маркс Карл Генрих (1818-1883 гг.) – немецкий
социолог, философ, экономист и обще-ственный
деятель; создатель концепции исторического
материализма и составляющего его сердцевину
учения об общественно-экономических
формациях (марксизма); работы, специ-ално
посвящённые формационному подходу к
изучению истории, отсутствуют; главные
ра-боты, в которых раскрываются основные
положения исторического материализма
– «Не-мецкая идеология» (совместно с
Ф. Энгельсом), «Нищета философии», «Манифест
коммуни-стической партии» (совместно
с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера
Луи Бонапарта», «Капитал».
Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975 гг.) – британский
историк, общественный дея-тель, профессор
Лондонского университета и Лондонской
школы экономических наук, экс-перт на
международных конференциях во время
первой и второй мировых войн; считается
основоположником цивилизационного подхода
к изучению истории; его взгляд на мировую
историю глубоко гуманистичен, ибо, констатируя
интеллктуальное неравенство людей («творческое
меньшинство» и «инертная масса»), он был
решительным противником расиз-ма с его
утверждением одних и неполноценности
других народов; главный труд – «Изучение
истории» (в 12 тт.).
Шпенглер Освальд (1880-1936 гг.) – немецкий
философ и историк; в 1920 гг. выступал как
публицист консервативно-
Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – немецкий
философ, социолог и общественный дея-тель;
соавтор (вместе с К. Марксом) концепции
исторического материализма и составляюще-го
его сердцевину учения об общественно-экономических
формациях (марксизма); главные работы,
в которых раскрываются основные положения
исторического материализма – «Не-мецкая
идеология» (совместно с К. Марксом), «Манифест
коммунистической партии» (со-вместно
с К. Марксом), «Происхождение семьи, частной
собственности и государства».
Ключевые даты:
IX-VI тыс. до н.э. – «неолитическая революция»
– произошедшие в районах Юго-Западной
Азии кардинальные изменения во взаимодействии
человека с природой: совершен-ствование
технологии изготовления каменных орудий
(шлифовка, сверление), изобретение колеса,
лодки, керамики, ткачества, индивидуальных
средств охоты (лука и стрелы), появле-ние
производящего хозяйства (земледелия,
скотоводства); эти изменения обеспечили
спе-циализацию ремесел и развитие торговли,
переход к оседлому образу жизни, увеличение
на-селения и рост его благосостояния,
что создало предпосылки для дальнейшего
прогресса.
VIII-сер. VII тыс. до н.э. – появление первых
известных науке городов Иерихон (Ближний
Восток) и Чатал-Хююк (Малая Азия), которые
являлись центрами торговли, ре-месла
(ткачества) и земледелия, имели развитые
фортификационные сооружения.
IX- XII вв. – расцвет мусульманской арабо-персидской
цивилизациии, ее лидирующее положение
в мире, связанное с распространением
ее культурных, экономических и техноло-гических
достижений.
XV-XVII вв. – переход роли мирового лидера
от мусульманской к европейской циви-лизации,
связанный с Великими географическими
открытиями европейцев и развитием в Ев-ропе
буржуазных отношений.
Середина XX в. – начало научно-технической
революции – качественного преобразо-вания
современных производительныъх сил под
влиянием крупнейших научных открытий,
взаимодействия науки и техники, превращения
науки в непосредственную производитель-ную
силу, в результате чего изменился характер
труда и возникла необходимость в соответ-ствующем
изменении форм организации общества,
включая его политические структуры.
Основные понятия:
Базис и надстройка – категории исторического
материализма, характеризующие структуру
общественно-экономической формации.
Базис – совокупность исторически опре-деленных
производственных отношений между людьми,
т.е. отношений, возникающих в процессе
производства, распределения, обмена и
потребления материальных благ. Над-стройка
– совокупность политических, правовых,
идеологических и др. отношений, которые
включают в себя государство, политические
партии, общественные организации, а также
идеологию и психологию различных социальных
групп или общества в целом,связанные
с ними взгляды, теории, представления,
иллюзии.
Класс общественный – категория исторического
материализма; означает большую группу
людей, различающуюся по месту в определенной
системе производства, по их отно-шению
(большей частью закрепленному и оформленному
в законах) к средствам производ-ства,
по их роли в общественной организации
труда, а следовательно, по способам получе-ния
и размерам той доли общественного богатства,
которой они располагают.
Ментальность – используемое в теориях
локальных цивилизаций понятие, означаю-щее
общие для людей того или иного общества
тип мировоззрения, способ мышления и
пси-хологический склад, которые предопределяют
присущие только им особенности восприятия
и осознания внешнего мира и самих себя.
Модернизация – процесс исторического
перехода общества от аграрной к индустри-альной
стадии цивилизации, включающий в себя
взаимообусловленные институциональные
политические, экономические и социокультурные
изменения: утверждение системы парла-ментской
демократии, рыночной экономики и самостоятельной
автономной личности.
Революция социальная – категория исторического
материализма, используемая для обозначения
способа перехода от исторически изжившей
себя общественно-экономической формации
к более прогрессивной, коренной качественный
переворот во всей социально-экономической
структуре общества; экономическая основа
революции – углу***ющийся конфликт между
ростом производительных сил общества
и устаревшей, консервативной системой
производственных отношений, который
проявляется в обострении социальных
ан-тогонизмов, в усилении борьбфы между
господствующим классом, заинтересованным
в со-хранении существующего строя, и угнетенными
классами.
Формация общественно-экономическая –
центральная категория в историческом
ма-териализме; означает: во-первых, исторически
определенный тип общества, который пред-ставляет
собой особую ступень в его развитии и
характеризуется определенным способом
производства и обусловленными им производственными,
социальными и политическими от-ношениями,
юридическими нормами и учреждениями,
идеологией; во-вторых, определен-ную структуру
общества, позволяющую видеть все его
отмеченные выше элементы и отно-шения
в системе.
Цивилизация – центральная категория
в цивилизационных концепциях истории;
раз-личают два значения этого понятия:
1) социальная организация общественной
жизни, сло-жившаяся в отдельном регионе
планеты, охватывающая длительный период
исторического существования и основанная
на единой ментальности и культуре; 2) уровень,
ступень обще-ственного развития материальной
и духовной культуры, следующая за варварством
(в трех-звенной периодизации мировой
истории).