Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:31, реферат
Философский (категориальный) образ культуры. Натуралистическая и антинатуралистическая тенденция в философии культуры и культурологии. Теснейшие связи между культурологией и философией культуры.
Культурология
– становящаяся дисциплина, и потому
ее соотношение с другими
Философский
(категориальный) образ культуры отражает
ее как одну из универсальных характеристик,
как атрибут человеческого
Философия рассматривает сущность культуры, т. е. те ее принципиальные возможности, которые отличают ее от других сторон жизни человека и составляют внутреннее основание всех ее проявлений.
На протяжении всей истории философская мысль обсуждала проблему фундаментального различия между тем, что существует независимо от человека — миром, природой, натурой и тем, что создано человеком как во внешнем, так и в собственном, физическом и духовном, бытии.
Начиная с
античности, именно философия становится
для человека основной формой осознания
им своей культуры, что отличает
европейскую культуру от других культур,
где подобную функцию выполняют
мифология и религия. В этом смысле
философию культуры можно назвать
культурным самосознанием европейского
человека, его знанием о собственной
культуре. Само возникновение философии
культуры явилось следствием ее отделения
от религии (секуляризация) в новое
время. Именно европейская культура
в ее секуляризованном виде сделала
философию главным органом
Философия культуры, представляющая собой одну из важнейших сфер современной философской науки, сыграла исключительную роль в процессе возникновения и становления культурологии.
Натуралистическую
тенденцию в философии культуры
и культурологии можно
Антинатуралистическая
тенденция в исследованиях культуры предстает
как стремление провести четкие границы
между культурой и природой, показать
их принципиальные различия, а иногда
и противопоставить их. Здесь культура
рассматривается как самостоятельная,
автономная по отношению к природе сфера
бытия, пусть и имеющая с природой многообразные
связи, но живущая по своим законам.
Своеобразно
соединяя натуралистические и
Философией
культуры были поставлены вопросы об
отличии культуры (цивилизации) от докультурных
форм человеческой жизни (дикости, варварства),
об историческом развитии культуры, о
типологических различиях между культурами
разных времен и народов (древние и новые
культуры, культуры Запада и Востока).
Эти и многие другие проблемы философии
культуры вошли в сферу культурологической
проблематики.
Сохраняющиеся вплоть до наших дней теснейшие связи между культурологией и философией культуры нельзя объяснить лишь философскими «корнями» культурологии. При всей своей специализации, приближающей их к точным наукам, культурологические исследования вновь и вновь возвращаются к главному предмету философского познания - человеку. Гуманитарные науки, в том числе культурология, были и будут формами самопознания человека, а это приводит их к философии.
Необходимо добавить к сказанному, что содержание культуры крайне разнородно ,она ведь включает в свое поле и материальные, и духовные, и художественные разновидности человеческой деятельности; ее процессы, продукты, проявления в самом человеке, в его «сущностных силах», то станет понятным, почему в изучение культуры включены самые разные науки, а каждой из них свойственно своеобразное отношение к культуре. Так, этнограф и социолог, психолог и технолог, искусствовед и педагог смотрят на культуру разными глазами и видят в ней разное.
Охватывая
общим взглядом это многообразие
проявлений современного культурологического
знания и учитывая в полной мере
взаимодействие всех его основных форм
и их разнообразные скрещивания,
нельзя в то же время не видеть и
не оценивать должным образом
особенности философии
Какой бы объем
знаний о культуре ни добывался всей
совокупностью наук, изучающих ее
конкретные исторические, этнические,
социальные и профессиональные формы
(скажем, античную и средневековую,
полинезийскую и бушменскую, народную
и рыцарскую, научную и художественную),
вскрывающих те или иные механизмы
функционирования культуры (экономические
и технико-технологические, социологические
и социально-психологические, семиотические
и педагогические), он не содержит ответов
на серию существеннейших
Список литературы
Белый А. Пути культуры // Вопросы философии, 1990. № 11. С. 91.
Каган М.С. Философия культуры: становление и развитие.
Философская концепция культуры Г. Гегеля.
Зиммель Г. Философия культуры. – Избр. соч. в 2 т., т. 1. М., 1996;
Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;