Европейская культура эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:52, курсовая работа

Описание работы

Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских стран, который пришелся в основном на XIV — XVI столетия, а в Италии начался еще в XIII в., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Первоначально новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы, искусства, возвращение к классической «золотой латыни».

Содержание

Введение………………………………………………………………….3стр

1 Итальянское Возрождение…………………………………………….6стр

2 Северное Возрождение………………………………………………...12стр

Заключение……………………………………………………………….18стр

Список литературы……………………………………………………….19стр

Работа содержит 1 файл

культорология.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

      В условиях революционных десятилетий  в Нидерландах гуманистическая  литература по вполне понятным причинам приобрела более радикальный  характер, о чем свидетельствует  к примеру, произведение Филиппа Альдехонде (1539—1598) «Улей святой римской церкви»..

      Однако  в большей степени традиции итальянского Возрождения получили развитие в  художественном творчестве Нидерландов. Эта небольшая страна подарила мировой  культуре живописцев Яна Ван Эйка (ок. 1390—1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса (ок.1460— 1516); Литера Брейгеля (1525—1569), Франса Халса (между 1581 и 1585—1666).

      Нидерланды  стали родиной двух самостоятельных  жанров живописи — натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать новые направления.

      Наиболее  замечательными художниками Европы XVII в. были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577—1640) и Харменс ван Рейн Рембрандт (1606—1669).

      В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и др.), а также полные жизни и обаяния портреты {«Камеристка» и др.)

      Творчество  Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около 60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Писал портреты на религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты, а также групповые («Ночной дозор»).

      В последний период жизни, когда судьба отвернулась от него, творчество художника  приобретает мрачные тона, в портретах появляются меланхолия и уныние («Ян Сикс»).

      Весьма  любопытной формой распространения  образования, популяризации передовых  идей, возникшей в Нидерландах, были риторические общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности. Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма эффективной их деятельность.

     Идеи  гуманизма в Германии и Швейцарии. Идеи гуманизма проникают в Германию в середине XV в. Особенности же собственно гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть малочисленной в то время интеллигенции.

Огромным  авторитетом и влиянием в среде  гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. Его сатирам подражали немецкие гуманисты. Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ Иоганн Рейхлин (1455—1522), но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.

      Успех Реформации в Германии способствовал  быстрому росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество, которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства, и культуры в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.

      Его современниками были крупный мастер реалистического портрета Ганс Гольбейн Младший (1497 или 1498—1543), художники-гуманисты Грюневальд (род. между 1470 и 1475—1528) и Лукас Кранах Старший (1472—1553).

      Немецкая  литература получила дальнейшее развитие в творчестве поэта, мейстерзингера Ганса Сакса (1494—1576), автора большого количества (4275) басен, песен, шванков, драматических произведений, и сатирика Иоганна Фишарта (1546—1590).

      В весьма схожих обстоятельствах реформационного движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии.

      Победа  в 40-е годы Реформации в Швейцарии  также облегчила развитие гуманистической  культуры в стране, оказала огромное влияние на реформационный процесс  далеко за пределами швейцарских кантонов.

     Французский Ренессанс. Гуманистическое движение захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру. Не менее важной чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный национальный характер.

      Наиболее  выдающимся представителем французского гуманизма был автор сатирического  романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле (1494— 1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела литературная группа из семи поэтов — «Плеяды». Ее основатели — поэты Пьер де Ронсар (1524—1585) и Жоаке Дю Белле (1522— 1566), вдохновленные классическими моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали развитию общенационального современного языка.

      Значительных высот достигают общественная мысль, философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции Мишель де Монтень (1533—1592), родоначальник литературной формы — эссе. Крупное произведение Монтеня — эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало воздействие на развитие западноевропейской мысли. Приведем один из афоризмов Монтеня: 

Если потребуется  объяснить, за что же все-таки я любил  его, смогу только повторить. «Потому  что он таков, потому что я таков». 

     Ренессанс в Англии Развитие Ренессанса в Англии носило длительный характер. При этом весьма отчетливо видно первоначальное влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим представителем Возрождения считается Томас Мор (1478—1535), автор социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет (1503—1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней (1554—1586) и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок. 1552—1599), которого называли «поэт поэтов».

      Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI — начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди которых не сходящие и поныне со сцен многих театров в мире «Гамлет», «Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», a также многочисленные стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с вкраплениями прозы: 

О, как  прекрасно

Быть  словно лев, могучим,

но деспотично.

распоряжаться этим, словно ты гигант. 

     Гуманистическая культура Испании. В отличие от Англии, где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках господства католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального характера. И тем не менее XVI — первая половина XVII вв. отмечены взлетом испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты (отвоевание коренным населением Пиренейского полуострова в VIII--XV вв территорий, захваченных арабами) и объединения Кастилии и Арагона.

      В области литературного творчества получают широкое распространение  рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547—1616), автор романа «Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и оказавшего большое влияние на мировую культуру.

      Основоположником  испанской национальной драмы был  Лоне де Вега (1562—1635), автор огромного количества литературных произведений (свыше 2000; известны 500), среди которых не потерявшие своего значения и сегодня «Собака на сене», «.Учитель танцев» и др.

      Живопись Испании эпохи Возрождения достигла значительных успехов в творчестве Эль Греко (1541—1614) и Диего Веласкеса (1599—1660).

      Творения  Эль Греко отличаются повышенной одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом («Апостолы Петр и Павел», «Погребение графа Органа» и др.)

      Живопись  Веласкеса отличается смелостью  романтических наблюдений, умением  проникнуть в характер персонажа, обостренным  чувством гармонии («Вакх», «Завтрак», «Менины», «Пряхи» и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

    Феномен культурного развития, названный Ренессансом, зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее время взлета творческих, духовных сил общества. Истоки, предпосылки этого качественного скачка во всех сферах духовной жизни Европы в сравнении со Средневековьем следует искать именно в предшествующем периоде. Несмотря на то, что каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, все-таки можно говорить об объединяющих общих чертах культуры Возрождения для всех стран. Это прежде всего философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи, переоценка значения индивидуума в биосоциокультурном процессе. Основой же для распространения гуманистической доктрины Возрождения в Европе явились процессы становления рыночного хозяйства, субъекты которого остро нуждались в новом мировоззрении. Это мировоззрение рождалось в упорной борьбе с застывшей традиционной церковной схоластикой. Реформационное движение как неотъемлемая часть социокультурного процесса Возрождения также охватило большинство западноевропейских стран, подчас принимая крайние формы кровопролитных войн за новую церковь. Иными словами, феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в явно тесных для него рамках развития отдельных отраслей духовной культуры. Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы восточной цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 
 

1. А.Н.Маркова «Культурология. История мировой культуры», учебник для ВУЗов, 2-е изд., Москва ЮНИТИ, 2000. 

2. Г.В.Драч «Культурология», учебное пособие, Ростов-на-Дону, Феникс, 2006. 

3. Н.Г.Багдасарян «Культурология». учебник для студентов технических ВУЗов, Москва, ВШ, 2001 г. 
 

Информация о работе Европейская культура эпохи Возрождения