Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 19:01, контрольная работа
Ды́мковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Этот промысел существует на вятской земле более 400 лет.
Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Факторы и условия способствующие этому промыслу
Периодизация – кто основатель
Яркие периоды
Мастера
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра социально-культурной деятельности
На тему:
Дымковская игрушка
Содержание:
Ды́мковская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Этот промысел существует на вятской земле более 400 лет.
Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Дымковская игрушка ведёт свою историю с XV века, когда Иван III, стремясь подчинить Москве непокорных жителей Великого Устюга, переселил их в глухие края. Среди переселенцев, обосновавшихся за рекой.
Дымковская игрушка, близкая по форме изделиям других промыслов, имеет характерные отличия в росписи. Вылепленная из красной глины, она после обжига окрашивается разведенным на молоке мелом, сейчас заменой служат водно-эмульсионные белила. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Звонкие тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью (раньше использовали даже сусальное золото), создают яркую, жизнерадостную гамму росписи.
Наряду с архаическими,
сказочными образами оленей, двуглавых
коней, птиц в ассортименте игрушек
появились изображения
Например, медведь-музыкант, играющий на балалайке, козел, одетый в смешные штанишки, все это усиливает ощущение праздничности, вызывает улыбку при общении с подобной игрушкой.
Интерес к бытовому жанру, передаваемому весьма своеобразно, проявился в расширении тематики дымковских игрушек. Из городского быта прошлого столетия в игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Весьма упрощенные позы, движения персонажей, соответствующая одежда сохраняют условность, идущую от старой игрушки, но очень точно передают типаж.
Стремление к убедительности характеристик, расширение круга тем все более ведут современных мастериц дымковской игрушки к переводу их работ в декоративную скульптуру. Это отражается на увеличении размера скульптурных изображений, на некоторой повествовательности, входящей в трактовку темы. Так, фигура индюка - весьма декоративной по своему оперению птицы - становится откровенно декоративной скульптурой, которая совершенно неудобна для игры и потому должна занимать конкретное место в убранстве интерьера.
Жанровые сцены, представляющие многофигурные композиции, изображают сегодняшний быт города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление и прогулку компании в лодке. Все это близко традиционным мотивам, что придает игрушкам убедительность и показывает своеобразную связь истоков дымковского промысла с современными поисками.
В давние-давние времена мастера Дымковской слободы под Вяткой лепили из глины игрушки: барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы. Игрушки эти очень простые.
В фигурке барыни выделяется
голова в кокошнике да юбка-колокол
с передником. Наездник может быть
не только на коне, но и на козле, свинье или петухе.
Корова, баран, козёл очень похожи между
собой, а отличаются друг от друга только
формой рогов. Роспись дымковской игрушки
нарядна и декоративна. На белом фоне очень
ярко сверкают малиновый, синий, зелёный,
жёлто-оранжевый цвета.
Синяя волнистая полоса - это вода, перекрещенные
полоски - сруб колодца, круг со звездчатой
серединкой - солнце и небесные светила.
Геометрический орнамент состоит из точек,
прямых перекрещивающихся линий, зигзагов,
кругов, звёзд. Орнамент может быть одноцветным
и много цветным, выполнен рифлёно или
выпукло. Каждая эпоха, каждая нация имела
свой орнамент. По нему можно определить
время, когда была создана та вещь.
2) Периодизация
Ещё в каменном веке земледельцы, жившие на Украине, делали глиняные фигурки и украшали их орнаментом, облепляли зёрнами пшеницы и бросали в огонь. Магический обряд должен был приносить плодородие нивам. Затем фигурки отдавали детям. На Руси с достопамятных времён развивается народный промысел по созданию дымковской игрушке.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Дымковская игрушка (вятская, кировская игрушки), русский народный художественный промысел издавна существует в слободе.
Самое раннее описание дымковских
игрушек относится к 1811 году. Автор
его - Николай Захарович Хитрово.
В описании рассказывается о народном
вятском празднике-«
Существует старинная
легенда, повествующая о том,
как однажды враги окружили
город. Горожане не знали, как
В наши дни мастера продолжают делать свистульки в виде забавных зверюшек. Не забыт и старинный праздник.
Удалой город Хлынов располагался на востоке от Москвы. В 16 веке население Хлынова стало пополняться выходцами из Северной Двины и Великого Устюга. Пришельцы основали на низком правом берегу вятки своё селение, Дымковскую слободу. После половодья здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла. Так родилась Дымковская игрушка – уникальное явление в народном творчестве. Развитие игрушечного промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древним обычаем.
Возрождение промысла
Позднее расширился круг тем
за счет внесения в игрушку
новых бытовых сюжетов,
Дымковская скульптура давно стала народной скульптурой. Отличие этого промысла от других народных промыслов России состоит в том, что каждая игрушка – это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, которая существует в единственном экземпляре.
3) Яркие периоды.
Сведения о дымковских глиняных расписных игрушках сейчас мы находим только в описаниях свистуньи. А она продолжала поражать современников, и ее описания появлялись в печати одно за другим, последнее по времени уже в 1940 году.
Не будь свистуньи, мы знали бы о дымковских глиняных расписных куда как меньше, да и судьба их, возможно, могла бы сложиться по-иному.
Но что же
такое свистунья?
Обратимся к "Вятским запискам"
Всеволода Лебедева, очень талантливого,
безвременно умершего
Сам по происхождению вятчанин, Лебедев не обошел вниманием и старой свистуньи. Правда, это была уже не такая свистунья, какую видел в 1811 году генерал-майор Хитрово, а такая, какою ее сделала дымковская глиняная игрушка, временами подчинявшая себе этот праздник. Уже давно не было на ней религиозных церемоний - поминок. Ветхая часовенка развалилась.
А было вот что: "Вятский праздник свистунья на большой площади. Когда к ней идешь, кажется, что медленно взбираешься на какую-то большую гору, вышина которой оглушает твою кровь и сознание.
Потом у базара
понимаешь, что это свист.
Идущие люди бережно держат перед лицами глиняную небольшую игрушку, ценой в три или пять копеек, изображающую двухголового зверя или барана с золотыми пятнами на боках.
В хвост этому
барану и свистят. Люди, идущие
приложив к лицам этих
Этот блеск и свист сначала
озадачивают, а потом
Вот идет Ашихмин Ванька, пиджак новый надет для праздника, а во рту бараний хвост - глиняного барана: и глиняный баран поет так тонко.
А старухи на скамейке сидят да говорят: - В прежние времена свистели еще здоровее. В прежние времена свистели и старики - к седой бороде приставит тоже барана, ходит и свистит" (Всеволод Лебедев. Вятские записки.)
Тут надо добавить,
что не только острым свистом
заполнялся этот
Спрос на свистульки возрастал, особенно весной и производство на них оказывалось выгодным. Гончары работали всю зиму, готовясь к весне.
Конкурс свистунов проводился ежегодно, свистульки изготавливали в виде коней, всадников, коров, птиц.
А совершенно недавно, в марте 2011 года в Кирове открылся для посещений музей посвященный одному из самых известных глиняных промыслов России – Дымковской игрушке. Одна из главных особенностей Кировской области, Дымковская игрушка существует в регионе уже около четырех столетий, а теперь Музей дымковской игрушки предлагает посетителям полюбоваться на эти очаровательные и яркие произведения народных мастеров, как современные, так и прошлых веков, начиная с простых свистулек и заканчивая сложнейшими композициями.
Музей дымковской игрушки в Кирове пока что расположен на четвертом этаже в местном Доме художественного творчества, но даже такое высокое местоположение отнюдь не стало помехой к активному посещению экскурсантами. На данный момент в фондах музея насчитывается более семи сотен экспонатов, но по понятным причинам в экспозиции одновременно представлены около трети из них. Зато Музей дымковской игрушки имеет ряд неоспоримых преимуществ перед областным краеведческим музеем и областным художественным музеем. Во-первых, в том же здании, что и музей, располагается мастерская, в которой изготавливают дымковскую игрушку. Поэтому экскурсанты музея стараются заглянуть и туда, чтобы воочию понаблюдать за процессом изготовления. Некоторым, например, Д.А. Медведеву удалось даже поучаствовать в нем.
Историки полагают, что возник этот древний промысел на Вятской земле в тесной связи с весенним праздником Свистунья или Свистопляска, посвященным весеннему солнцу. Женщины из заречной слободы Дымково, неподалеку от Вятки, традиционно изготавливали к этому празднику глиняные свистульки-фигурки, изображающие птиц или домашних животных. Позже праздник постепенно утратил свое предназначение, а вот промысел, наоборот, прижился и получил широкое распространение в регионе.