Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:09, контрольная работа
Аналитическая схема исследования конфликтов. Методы диагностики конфликтов. Методологические принципы конфликтологии. Виды конфликтов.
Глава 2. Движущие силы и мотивация конфликта
2.1 Аналитическая схема исследования конфликтов
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
Чисто рационалистические подходы к объяснению конфликтов вряд ли могут служить надежным инструментом их анализа, но и исключение рациональности, способности к познанию и осмыслению собственных интересов со стороны действующих сил также не может привести к успеху на этом поприще.
Конфликт - есть одновременное развертывание действия и контрдействия.
Это реализация намерений и вместе
с тем преодоление
Любое социальное напряжение может
превратиться в социальный конфликт
при соответствующих условиях. Однако
ход этого превращения, способ осмысления
этого процесса, характер его представления
в сознании действующего субъекта будет
вместе с тем развиваться по определенным
правилам. При этом будет сохраняться
определенная последовательность в
аргументации, в выдвижении притязаний
и в обосновании своих
В действиях противостоящих сторон всегда будет иметь место апелляция к тому, что жизненно необходимо для соответствующего субъекта, к тому, что представляют собой вариации средств удовлетворения соответствующих жизненных потребностей и к тому, что для него существенно и важно с точки зрения сохранения собственной идентичности. Эти три линии аргументации, выдвигаемые обеими сторонами конфликта, могут быть обозначены как апелляции к потребностям, интересам и ценностям.
Мы не будем здесь рассматривать
вопрос о том, в какой мере конкретное
содержание притязаний в ходе развертывания
конфликта соответствует «
Вторая линия аналитического расчленения конфликтов связана с тем, в какой из сфер жизнедеятельности общества развертывается данный конфликт. Речь идет о трех сферах: экономической, политической и культурной. В первой из них конфликт, как правило, развертывается по поводу ресурсов социального действия или, более широко, по поводу средств жизнедеятельности субъекта. Во второй - политической сфере - главным предметом конфликта будет являться власть. В третьей - интерпретация культурных норм и целевых установок общества как некоего социального целого.
Сопоставляя между собой обозначенные
выше линии аналитического расчленения
конфликтов, мы получаем искомую схему,
которая будет выглядеть
Схема 1. Перекрестный анализ движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности
Сферы жизнедеятельности |
||||
Движущие силы |
Экономика |
Политика |
Духовная жизнь |
|
Потребности |
Варианты использования ресурсов |
Варианты самоорганизации |
Человек: рациональный, эмоциональный |
|
Интересы |
Институты распределения |
Интеграция - раскол |
Тип культуры |
|
Ценности |
Ориентация на рынок - государство |
Власть как средство или самоцель |
Интерпретация ценностей высших |
|
Предложенная схема позволяет
выявить наиболее существенные причины
глубинных конфликтов между субъектами
разного уровня. В сфере экономики
это будут конфликты, сопряженные
с вариантами распределения ресурсов,
конфликты, связанные с функционированием
институтов распределения, и конфликты,
раскрывающие противоположность
Что касается движущих сил или глубинных причин конфликтов, то они также обладают значительной вариабельностью. Если речь идет о потребностях, то необходимо учитывать не только проблему воспроизводимости ресурсов и характера их использования, но и фундаментальные проблемы, касающиеся способов самоорганизации общества, равно как и преимущественную ориентацию субъекта действия либо на рациональные, либо на эмотивные характеристики и побуждения деятельности. Интересы в свою очередь представляют собой не просто некоторые стремления к благам, удовлетворяющим жизненные нужды и потребности. Они определяют отношение к сложившимся в обществе институтам распределения, которые в свою очередь определяют допустимые для данного общества пределы и социально устоявшиеся формы неравенства. Во взаимодействии с духовными сферами жизнедеятельности людей интересы определяют типы культуры: ее ориентацию преимущественно на познание, на труд, на досуг, на индивидуальные достижения или на сильно развитые формы группового контроля над поведением индивида. Ценности проявляются, как видно из предложенной схемы, не только в области чисто духовных отношений. Они в значительной мере определяют базовые ориентации общества, в том числе и его выбор между типами экономического развития и экономической организации общества. Характер ценностных ориентаций в обществе во многом определяет и отношение к власти. Крайние варианты этого отношения сопряжены с прагматическим отношением к ней или с восприятием ее как самодовлеющего начала, выполняющего роль терминальной ценности в отношениях между членами сообщества.
Предложенная схема может
Важно обратить внимание и на структуру каждой из клеточек мотивационного ядра конфликта. Каждая из них содержит определенные варианты устремлений. В силу этого каждая из них может быть источником напряжения, раскола, возникновения новых конфликтных ситуаций и усугубления стародавних конфликтов.
Предложенная схема не исчерпывает собой всех возможных вариантов классификации конфликта. В нее не включена характеристика самого субъекта действия или конфликтующей стороны. Используя схематику, предложенную Н. Смелсером, можно выстроить следующий ряд уровней конфликтующих сторон, поднимаясь от простых к все более сложным субъектам действия:
1. Межиндивидуальные конфликты.
2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно выделить:
а) группы интересов,
б) группы этно-национального характера,
в) группы, объединенные общностью положения.
3. Конфликты между ассоциациями (партиями).
4. Внутри и межинституциональные конфликты.
5. Конфликты между секторами
общественного разделения
6. Конфликты между
7. Конфликт между культурами или типами культур.
Важно обратить внимание на то, что каждый из субъектов действия может выступать стороной конфликта, при этом применительно к данному субъекту конфликт может развертываться во всех сферах его жизнедеятельности и со всей полнотой мотивации или с включением всей совокупности его движущих сил.
Рассмотрим более подробно наиболее
существенные проблемы детерминации конфликта
через выстроенную систему
Методологические принципы конфликтологии.
Максимально широкое использование достижений всех отраслей конфликтологии. Конфликт сам по себе – явление междисциплинарное, опираясь на знания только одной науки – психологи, социологии – его невозможно ни понять, ни урегулировать.
Максимально полное знание конфликтологом всего основного, что сделано по проблеме конфликта в той науке, которую он представляет.
Западные теории конфликтов представляют для нас ценность. Однако не стоит рассчитывать на решение проблемных конфликтов в Росси на основе западных подходов. Наши конфликты другие, для их объяснения нужны другие, отечественные, а не западные теории.
Необходимо выявлять и изучать основные закономерности эволюции конкретных конфликтов при их исследовании.
Необходимость выявления и учета конкретных личностных особенностей конкретных людей, выступающих центральным звеном конфликтов всех без исключения уровней.
Нельзя ограничиваться изучением только доступной, лежащей на поверхности информации. Конфликт представляет собой айсберг, у которого доступная наблюдению часть составляет 10%, а остальные 90% скрыты водой. Этот принцип предостерегает конфликтолога от поспешных выводов и рекомендаций. Суть конфликта обычно не лежит на поверхности.
Методы диагностики конфликтов
наблюдение (достоинство - непосредственность восприятия конфликта, недостаток – взаимное влияние наблюдателя и конфликта);
Конфликты в духовной сфере общества (духовные конфликты)
Конфликты в духовной сфере общества возникают на основе противоречий, складывающихся в процессе производства, распределения и потребления духовных ценностей. Такие конфликты охватывают сферу общественного сознания, науку, религию, литературу, искусство, а также те социальные институты, которые управляют этими явлениями.
Конфликты духовной сферы — это противоборство субъектов социального взаимодействия на основе противоположных интересов и взглядов в процессе производства, распределения и потребления
духовных ценностей.
Субъектами конфликтов в духовной сфере могут быть как отдельные государства, международные сообщества, социальные группы, партии и т.д., так и отдельные личности. Одной из существенных осо- бенностей таких конфликтов является то, что они затрагивают культуру народов, их традиции и обычаи.