Духовные ценности сословий средневекового общества

Автор: Григорий Царапкин, 05 Декабря 2010 в 14:51, реферат

Описание работы

Средневековьем считается период от распада Римской империи (конец V века) до возникновения протестантизма (начало XVI века). За это время западная цивилизация менялась настолько сильно, что нужно выбрать какой-то период в качестве характерного. Для нас эту роль будет играть “высокое” средневековье (XI - XIII века).

Содержание

§1. Средневековье 3
§2. Низшие сословия 9
§2.1. Крестьяне 9
§2.2. Ремесленники 9
§2.3. Торговцы 10
§2.4. Строители 11
§3. Политические сословия Средневековья 12
§3.1. Вассалы и сюзерены 12
§3.2. Государство и удел 13
§3.3. Власть светская и власть духовная 14
§3.4. Город, замок и деревня 15
§3.5. Война и мир 16
Заключение 17
Список литературы 18

Работа содержит 1 файл

доклад 10.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

     Важным  стимулятором развития ремесла была церковь. От нее исходили заказы на наиболее сложные и совершенные  изделия. Они и оплачивались лучше  других. [3, с. 258]

§2.3. Торговцы

     Финансовый  капитал существовал с глубокой древности у ростовщиков и  менял. Церковь сурово критиковала  эти занятия, а иногда и конкурировала  с ними, предоставляя ссуды. Однако, несмотря на осуждение, услугами ростовщиков  пользовались почти все, включая  королей, которые брали займы  на свои походы, чтобы расплатиться из добычи. Настоящий финансовый капитал  долго не появлялся из-за ограниченности прибавочного продукта и дефицита звонкой  монеты. Первые банкирские дома появились  в XIII веке в Италии. Они сразу стали  мощным стимулятором экономического и  социального развития: все, куда вкладывался  капитал, - ремесло, торговля, земледелие получало как бы новый импульс. Но и религиозные нападки на банкиров усилились: они представляли собой  как бы воплощенный грех алчности.

     Финансовый  капитал был главным двигателем международной торговли и вообще международных связей: банкиры разных стран по простой записке передавали друг другу огромные деньги. Была создана  система кредита. На средства банкиров снаряжалась большая часть морских  экспедиций, включая и знаменитые экспедиции эпохи Великих географических открытий (конец XV - XVI век). Можно сказать, что финансовый капитал был главным тараном, взломавшим изнутри прочный панцирь Средневековья.

§2.4. Строители

     Строительство велось даже в самые нищие века. Но “бытовое строительство” вплоть до самого высокого

     Средневековья было исключительно деревянным. Даже замки иногда строились из дерева. Но мы будем говорить только о каменном зодчестве. Во все эпохи строили  каменные соборы, каменные монастыри, каменные замки. А с развитием  городов все вообще в них стало  каменным, так что город позднего Средневековья - это “каменные джунгли”.

     Строительство, а особенно архитектура всегда были элитной профессией. Знаменитые архитекторы  были почти аристократами. Строительные рабочие были “аристократами среди  народа” , по крайней мере по оплате. За счет этого строительство всегда выступало как двигатель прогресса. (рис. 1) Другая его важная роль - оно стимулировало накопление капитала.

     На  обновление деревянной церкви в камне  настоятель мог копить десятилетиями. На новый собор город или монастырь  мог копить веками. А пока деньги копились, они могли “работать”, стимулируя экономику.

     

 
§3. Политические сословия Средневековья

     В Средневековье на политическом и  социальном поле было столько “игроков”  т.е. действующих сил, как ни в  какую другую эпоху. Причем в целом  ни один из игроков не доминировал  над другими, так что средневековый  человек любого сословия жил в  сложном переплетении сил, исходящих  из разных полюсов, с которыми он был  обязан считаться. Мы рассмотрим основные противоборствующие пары этих полюсов.

§3.1. Вассалы и сюзерены

     Феодализм - это, по определению, общество сюзеренов, которые наделяют вассалов землей - феодом- на условиях службы, и вассалов, которые правят в своем феоде  от имени сюзерена. На этой лестнице сюзеренов и вассалов много ступеней, и сам король - вассал Бога. Но при  этом ни на одной ступени надел  не является собственностью: сюзерен всегда мог переместить вассала в другой надел или вообще лишить его феода.

     В такой идеальной форме эта  система почти никогда не работала (за исключением короткого периода  в X - XI веках) .

     Сначала - в Каролингскую эпоху и до нее - надел, как правило, получали непосредственно  от короля, так что на лестнице было всего две ступеньки. Раз полученный надел всеми правдами и неправдами старались унаследовать, но даже когда  это удавалось, владение было основано не на праве, а на традиции. В высоком  же Средневековье вассалы одержали решительную победу над сюзеренами: добились официального наследования феода  и юридического “оформления” прав собственника, а не только правителя  по отношению к нему. С объединением государства сюзерен остался  один - король, и его роль снова  возросла.

     Противостояние  вассал - сюзерен ощущалось в любой  точке феодальной аристократии. При  этом любой аристократ был одновременно и сюзереном, и вассалом, причем вассалом зачастую у нескольких сеньоров, так  что мог играть на противоречии их интересов. Таким образом, это не противостояние конкретных людей, а противостояние ролей. Но оба полюса были нужны друг другу. Без сюзерена у вассала не было юридической основы для власти в феоде, не было бы защиты от жадных соседей. Без вассалов откуда бы сюзерен брал налоги и войско? Да и прямое управление большими территориями было невозможно в эту эпоху слабых коммуникаций.

§3.2. Государство и удел

     Другая  линия противостояния, прошедшая  через все средние века, - между  общенациональным государством, которое  представлял, как правило, король и  княжеством, провинцией, территорией, которые представлял местный  сеньор. В те времена нации в  современном смысле этого слова  не существовало: провансальцы отнюдь не считали себя такими же французами, как парижане, а флорентийцы с  негодованием отвергли бы всякое сравнение  с миланцами. Чем же было понятие  “Франция” или “Италия” , и зачем  вообще оно нужно было людям, живущим  в замкнутом мирке, который сам  себя всем обеспечивал?

     Ответ достаточно неожиданный: почти во все  Средневековье государство - это  общность не социальная и экономическая, и даже не столько политическая, как культурно - историческая. В нем  жила память о Римской империи  как об идеальном общественном устройстве. Церковь также всемерно поддерживала понятие “христианского государства”: государи были для нее светским отображением божественной власти (хотя, конечно и менее совершенным, чем отображение церковное).

     Лояльность  к государству и лояльность к  местному сеньору могли буквально  тянуть человека в противоположные  стороны. Так было перед Столетней  войной на западе Франции, где люди были исторически и культурно  французами, но несли вассальные обязательства  по отношению к английскому королю. Это было одной из причин войны.

§3.3. Власть светская и  власть духовная

     В “темные века” светская власть церкви была суровой необходимостью. С укреплением феодальных сеньоров они стали оспаривать эту власть: сначала у местных епископов, а затем - короли у папы. На этой почве  произошли самые острые конфликты  Средних веков. Например, трехдневное  стояние германского императора Генриха на коленях перед папским  замком в Каноссе, и наоборот, семидесятилетнее “пленение пап” в Авиньоне под  властью французского короля. Стандартная  проблема выбора средневекового человека - кому подчиняться - в этих случаях  стояла особенно остро. Короли иногда просто убивали своих видных подданных, сделавших выбор в пользу Рима. Папы отвечали анафемой, что в те времена серьезно подрывало акции  отлученного (даже не столько в глазах собственных подданных, лишенных привычных  треб, сколько перед всегда готовыми к нападению соперниками).

     Претензии пап на первенство над государем  базировались на так называемом “даре  Константина” - документе, которым  этот знаменитый римский император  даровал церкви эту власть. Документ оказался поддельным, но в те времена  этого никто не знал.

     Несмотря  на постоянную борьбу, духовная и светская власть, как и все остальные  пары полюсов в Средневековье, были нужны друг другу. Германские императоры своими войсками некоторое время  поддерживали папский домен в  Италии.

     Светская  власть обеспечивала авторитет и  безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Со своей стороны церковь давала королям духовную санкцию “богопомазанности” , так необходимую им в борьбе со своими огучими вассалами. В целом, взаимодействие этих сил давало эффективную  систему управления - аналог современного разделения властей. Это поддерживало и политическую целостность Европы. [4, с. 138]

§3.4.  Город, замок и  деревня

     Город, замок и деревня - три полюса, к  которым тяготели три основных светских сословия Средневековья (светских, потому что церковь была на всех трех полюсах) . Замок - место обитания феодалов, деревни  вокруг него - место обитания крестьян (как свободных, так и крепостных - сервов) , город - гнездо нарождавшегося нового сословия купцов и ремесленников. Эти три полюса были в напряженных  отношениях между собой.

     Замок родился еще в темные века, как  средство держать под контролем  деревенскую округу. Для нее он - кровосос, постоянно требующий  барщинных работ и поставок продуктов (к концу средневековья все это было заменено деньгами). Но и защитник от постоянной угрозы разорения воинственными соседями, и судья в имущественных спорах, и единственный источник недостающих орудий производства. Для замка деревня - источник экономической, а значит и политической силы, но и смутная угроза бунтов, которые совершались с характерной для тех времен жестокостью. Впрочем, крестьяне покушались на “данный от Бога порядок” только в самых отчаянных случаях. Замок и деревня две половинки единой экономической системы, на которой стояло все средневековье.

     Для города на раннем этапе замок - нянька, хоть и суровая. Город мог возникнуть только там, где местный сеньор мог  обеспечить ему защиту. Конечно, за это приходилось платить, и немало. Но замок отвечал первыми заказами на предмет ремесла. Первые купеческие экспедиции с дарами местной земли  тоже загружались в замках.

     Со  временем город стал для замка  и соперником, и соблазном. Соперником потому что выманивал своей свободой крестьян и больше не возвращал их феодалам. Например, крепостной, проживший  в городе год и один день считался свободным. Кроме того, город быстро стал опасной военной силой. С  другой стороны, в городе сосредотачивались  для феодала все источники  предметов роскоши и средств  на ее приобретение, а со временем и  источники кредита на жизнь. Все  это привело к тому, что крупные феодалы стали переселяться в город и строить в нем дворцы - “городские замки”.

     Постепенно  города стали для деревенской  округи такими центрами, какими раньше были замки. Крестьяне стали везти  продукцию не в замок, а на рынок  в город. Противостояние центра с  периферией стало не социальным, а культурным: горожане черпали гордость в противопоставлении себя неотесанной деревенщине. [5, с. 45]

§3.5. Война и мир

     До  примерно XI века междоусобная война - естественный “обмен веществ” Средневековья, способ перераспределения материальных благ. Для варварских королей темных веков  постоянные военные походы - естественное дело еще с родоплеменных времен. Так же естественно сражаться  и для любого рыцаря в более  поздние времена: война - его профессия, источник если не средств, то социального  возвышения. Если никакой большой  сеньор в данный момент не воюет  с другим, устраиваются рыцарские  турниры, чтобы мечи не ржавели. Конечно, взаимные набеги вредили пашне, но пашни  было немного, да и вообще с этим, как и с другими экономическими факторами, не очень считались.

     Все это изменилось с развитием экономики. Рыцарская этика, где на первом месте  стояла рыцарская честь и военные  успехи, стала увядать. Аристократия стала, не стесняясь, гнаться за деньгами, тем более что изменения в  экономике привели к тому, что  крестьянской продукции стало не хватать на все. Мелкие рыцари стали  разоряться, даже продавать имения. Таким образом, повышение роли экономики  и торговли принесло мир (конечно  относительный) . Важность экономики  стала пониматься настолько хорошо, что еще в XI веке принимаются “мирные  постановления” , ограничивающие военные  действия феодалов и защищающие крестьян, купцов и даже рабочий скот.

 

Заключение

     Про Средневековье можно с большим  правом, чем Маркс про буржуазию, сказать, что оно породило своего могильщика - городскую культуру и  национальное государство. И то, и  другое выросло в недрах самого Средневековья  и взломало его изнутри. Понятно, кто выиграл: новые люди, больше не скованные сословными и духовными  рамками.

     Понятно, кто проиграл: столпы, на которых  держалось средневековое общество, первые два сословия - аристократия и клир. Но что удивительно - Возрождение  как освобождение было одновременно Возрождением как возвращением - к  всегда желанной античности.

 

Список литературы

Информация о работе Духовные ценности сословий средневекового общества