Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:37, реферат
Развитие современной цивилизации характеризуется глубинными изменениями во всех областях общественной жизни – в экономике, политике, праве, науке, культуре, образовании. Эволюция обществ, идущих в авангарде прогресса, создает условия для раскрепощения человека, в нем высвобождается энергия социального действия. В то же время, полезный социальный эффект подчас оказывается не столь высоким, как ожидалось, реформаторские начинания порой утрачивают динамизм и последовательность, приводят к противоречивым результатам.
Введение
1. Становление духовной жизни в России
2. Современный уровень развития духовной культуры РФ
3. Духовная безопасность России
Заключение
Библиографический список
В своем идейном развитии евразийство прошло несколько этапов. В начале двадцатых годов это было, по выражению С. Хоружего, не столько «единое учение, сколько набор мыслей, религиозных и историософских у Трубецкого, географических - у Савицкого». Однако затем, во второй половине двадцатых годов, евразийская идеология усложняется и вбирает в себя достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, ее важной составляющей и философским фундаментом становится высокое метафизическое учение об иерархии «симфонических личностей», к высшим звеньям которой относится «идея Личного Бога” и Россия - Евразия, представляющая собой «соборность» наций. С другой стороны, движение приобретает все более политизированную окраску. Выражая естественную претензию любой серьезной теории увязать себя с практической жизнью, евразийцы попытались дать подробный анализ процессов, происходящих в современной им большевистской России. Разумеется, они не могли обойти тему событий 1917 года, к которым у них было сложное, неоднозначное отношение. Для евразийцев вообще было характерным разделение понятий революции как явления истории, большевизма как плода революции и коммунистической идеи как разрушительной революционной идеологии.
Уже в наше время, на новом этапе исторического развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран-участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет.
В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков была реализована в различных событиях мирового значения: борьба с татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть, не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.
В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.
Вот слова Гоголя о Пушкине: “Русский человек в его развитии. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились... в такой очищенной красоте”.
А закончим словами Павла Флоренского: «... Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу».
Будем
не только верить и надеяться, но и
практически реализовывать
2. Современный уровень развития духовной культуры
в РФ
Уровень развития духовной культуры определяется
объемом создаваемых в обществе духовных
ценностей, масштабом их распространения
и глубиной освоения людьми. Оценивая
уровень духовного прогресса важно знать,
сколько НИИ, университетов, театров, библиотек,
музеев и пр. имеется в стране.
Но одних количественных показателей
для общей оценки мало. Важно принять во
внимание качество духовной продукции,
т. е. научных открытий, книг, образования,
кинофильмов и пр. Вместе взятые эти показатели
определяют конечную цель культуры (способность
каждого человека к творчеству, его восприимчивость
к самым высоким достижениям культуры).
Необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди.
Важным
критерием культурного
Ныне СМИ способствуют выравниванию возможностей всех людей при приобщении к культуре.
Еще одним критерием культурного развития общества является наличие необходимых условий для наиболее полного проявления и развития творческих сил, способностей и талантов человека.
По мнению некоторых «явно обделенных здравым умом» мыслителей положение культуры России оценивается как крайне тяжелое т. к.:
1. Набирает
темпы духовное обнищание
а) упадок морали,
б) ожесточенность,
в) рост преступности и насилия, что происходят на почве бездуховности.
2. Вместо
родной речи язык засоряется
иноземными словами и
3. Под
угрозой разрушения то, что столетиями
создавал интеллект, дух и
4. Опасность
для будущего страны
Ученые же, отстаивают противоположную точку зрения: современное состояние духовной культуры РФ не только стабилизировалось после кризиса 90 – х., но и переживает свое второе рождение. У нас появилась национальная идея, которая выражается в патриотизме, гордости за родную страну и отечество. Разве не Россия выиграла гонки за проведение зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, разве не сборная России по футболу, впервые за многие годы вышла на чемпионат Европы?
Возрождение
и расцвет культуры — важнейшее условие
обновления нашего общества.
3 ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ
Вступление
в информационную эру и создание
глобального информационного
Как известно, национальная государственная
и конституционная безопасность, в целом,
характеризуется степенью защищенности
личности, общества и государства.
Она может создаваться тремя путями:
1. прямой защитой от конкретных внешних
и внутренних угроз;
2. упреждающей нейтрализацией источников
опасности;
3. развитием механизмов самосохранения
и саморегулирования непосредственно
у самих защищаемых.
В Концепции национальной безопасности
Российской Федерации заявлено, что «Российской
Федерации включает в себя также защиту…
духовно-нравственного наследия, исторических
традиций и норм общественной жизни…,
формирование государственной политики
в области духовного и нравственного воспитания
населения, а также включает в себя противодействие
негативному влиянию иностранных религиозных
организаций и миссионеров». Проблема
духовной безопасности в сегодняшнем
мире выдвигается на первый план в жизни
личности, общественных институтов, государства,
человечества и мира в целом.
Для решения проблем, связанных с угрозами
духовной безопасности России, государство
в порядке справедливости и самосохранения
должно опираться на традиционно созидательные
религии, т.е. на такие, которые внесли
и вносят заметный и устойчивый созидательный
вклад в историю, традиции и культуру,
язык и самосознание народов и государства
в целом. Созидательная традиционность
многофакторное явление, в котором продолжительность
деятельности религиозного объединения
во времени не является обуславливающей.
Например, некоторые очевидно деструктивные
демонические культы обнаруживают себя
на территории России с древнейших эпох,
имеют своих последователей и тайную духовную
преемственность. Однако, такие религиозные
объединения не способны внести устойчивый
вклад в историю, традицию, культуру, язык
и самосознание российских народностей
и государства. Более того, именно в среде
таких культов зарождаются человеконенавистнические
идеи, внешне призывающие к возрождению
неоязычества как средства противостояния
глобализации. В доктрине информационной
безопасности Российской Федерации в
разделе «В сфере духовной жизни» указываются
основные направления обеспечения духовной
безопасности. Это прежде всего: выработка
цивилизационных форм и способов общественного
контроля за формированием в обществе
духовных ценностей, отвечающих национальным
интересам страны, воспитанием патриотизма
и гражданской ответственности за ее судьбу,
формирование правовых и организационных
механизмов обеспечения организационных
прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры.
Духовная безопасность предполагает сохранение
фундаментальных нравственных ценностей
и традиций, воспитание способностей эффективно
преодолевать любые внешние угрозы, исходя
из своих национальных интересов.
Если учесть, что конструирование глобального
мира имеет совершенно определенные цели:
в сфере экономической максимальное использование
возможностей мировой периферии, в сфере
духовной привитие стандартов нового
мирового порядка для захвата духовной
власти во вселенском масштабе, то участие
традиционных религиозных объединений
в решении проблем духовной безопасности
России представляется необходимым и
полезным. Например, без развития просветительской
деятельности Русской Православной Церкви
невозможно возродить духовно-нравственный
уровень людей, их осознание призвания,
долга и обязанностей в этом мире. Сегодня
в России идут два противоположных процесса:
с одной стороны, нравственное разложение
народа, с другой процесс образования
из аморфной человеческой массы нравственного
народного ядра. Для формирования такого
ядра необходимо включение через систему
образования, через средства массовой
информации просветительских программ,
способных дать традиционные основы и
ценности православного восприятия мира.
Известный ученый Клодт Леви-Стросс писал:
«Трудно представить себе, как одна цивилизация
могла бы воспользоваться образом жизни
другой, кроме как отказаться быть самой
собой. На деле попытки такого переустройства
могут привести лишь к двум результатам.
Либо дезорганизация и крах одной системы
или оригинальный синтез, который ведет,
однако, к возникновению третьей системы,
не сводимой к двум другим». Для того, чтобы
остановить нарастание катастрофических
тенденций в построении нового мирового
порядка, необходимо найти противовес
глобализаторскому пути, проповедующему
однополярный, однолинейный мир. Поддержка
Российским государством просветительской
деятельности Русской Православной Церкви
во многом обеспечит духовную безопасность
отдельного гражданина, семьи, общества
и государства вцелом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В
культуре России ХIХ века произошли
перемены огромного значения. Они составили
культурное наследие страны.
Культурное наследие является
важнейшей формой, в которой
выражается преемственность в
историческом развитии общества. Даже
в условиях социалистической революции,
решительно отрицающей многие общественно-исторические
институты старого общества,
создание качественно новой культуры
невозможно без творческого
освоения культурного наследия, без бережного
отношения к культуре прошлых эпох,
без сохранения тех богатств,
которые были созданы в
различных областях культуры. Сегодня
мы особенно ясно осознаем это.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993.- С. 82-93
2. Большой энциклопедический словарь, М., 1994
3. А.Г. Спиркин.
Основы философии: Учебное пособие для
вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.
Информация о работе Духовная жизнь современной России в условиях ИКО