Духовная жизнь современной России в условиях ИКО

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 14:37, реферат

Описание работы

Развитие современной цивилизации характеризуется глубинными изменениями во всех областях общественной жизни – в экономике, политике, праве, науке, культуре, образовании. Эволюция обществ, идущих в авангарде прогресса, создает условия для раскрепощения человека, в нем высвобождается энергия социального действия. В то же время, полезный социальный эффект подчас оказывается не столь высоким, как ожидалось, реформаторские начинания порой утрачивают динамизм и последовательность, приводят к противоречивым результатам.

Содержание

Введение
1. Становление духовной жизни в России
2. Современный уровень развития духовной культуры РФ
3. Духовная безопасность России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

СДЖ. Р 3.doc

— 85.00 Кб (Скачать)

      В своем идейном развитии евразийство  прошло несколько этапов. В начале двадцатых годов это было, по выражению  С. Хоружего, не столько «единое учение, сколько набор мыслей, религиозных и историософских у Трубецкого, географических - у Савицкого». Однако затем, во второй половине двадцатых годов, евразийская идеология усложняется и вбирает в себя достаточно противоречивые тенденции. С одной стороны, ее важной составляющей и философским фундаментом становится высокое метафизическое учение об иерархии «симфонических личностей», к высшим звеньям которой относится «идея Личного Бога” и Россия - Евразия, представляющая собой «соборность» наций. С другой стороны, движение приобретает все более политизированную окраску. Выражая естественную претензию любой серьезной теории увязать себя с практической жизнью, евразийцы попытались дать подробный анализ процессов, происходящих в современной им большевистской России. Разумеется, они не могли обойти тему событий 1917 года, к которым у них было сложное, неоднозначное отношение. Для евразийцев вообще было характерным разделение понятий революции как явления истории, большевизма как плода революции и коммунистической идеи как разрушительной революционной идеологии.

      Уже в наше время, на новом этапе исторического  развития России и постсоветского состояния геополитического пространства бывшего СССР идея евразийства получила новый импульс на новом государственно-политическом уровне. Она сформулирована в проекте президента Н. Назарбаева и предложена в качестве конструктивной геополитической доктрины, предусматривающей новый стратегический механизм политической и экономической интеграции стран-участниц СНГ. История покажет, соответствует ли эта доктрина коренным интересам народов, живущих на территории СНГ, или нет.

      В заключение можно сказать, что историческая миссия России на протяжении веков  была реализована в различных  событиях мирового значения: борьба с  татаро-монгольским игом, остановившая экспансию татаро-монголов на запад и фактически спасшая Запад от катастрофы; Отечественная война с французами в 1812 г., не позволившая Наполеону осуществить свои планы мирового господства и, наконец, Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг., в результате которой человечество было спасено от чумы фашизма. Во всех этих (и многих других, может быть,   не таких масштабных) событиях усилия и жертвы России имели решающее значение.

      В области духа на протяжении многих веков русская идея выражалась в том, что неизменные нравственные представления организовывали жизнь русской нации, указывали духовные ориентиры русскому человеку, несмотря на все нашествия и внутренние смуты. То же чувство единения с людьми, те же понятия меры, гармонии. Всякий раз они наполнялись живым смыслом - в подвижничестве Сергия, Нила, Серафима, в творчестве Рублева, Пушкина. В масштабе исторического времени Пушкин и Илья Муромец представляют собой одинаково совершенное воплощение русского духа, русскости. Русская идея удивила мир, проявившись в таком замечательном, лучше сказать ослепительном явлении, как русская литература XIX века. Приведем здесь лишь некоторые имена: А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов.

      Вот слова Гоголя о Пушкине: “Русский человек в его развитии. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились... в такой очищенной красоте”.

      А закончим словами Павла Флоренского: «... Я верю и надеюсь, что, исчерпав себя нигилизм докажет свое ничтожество, всем надоест, вызовет ненависть к себе, и тогда, после краха всей этой мерзости, сердца и умы не по-прежнему вяло и с оглядкой, а наголодавшись, обратятся к русской идее, к идее России, к святой Руси... Я верю в то, что кризис очистит русскую атмосферу, даже всемирную атмосферу».

      Будем не только верить и надеяться, но и  практически реализовывать своим  участием эту мысль в жизнь.

2. Современный уровень развития духовной культуры

в РФ

  Уровень развития духовной культуры определяется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми. Оценивая уровень духовного прогресса важно знать, сколько НИИ, университетов, театров, библиотек, музеев и пр. имеется в стране. 
Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание качество духовной продукции, т. е. научных открытий, книг, образования, кинофильмов и пр. Вместе взятые эти показатели определяют конечную цель культуры (способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры).

Необходимо  учитывать не только то, что создано  в культуре, но и то, как этими  достижениями пользуются люди.

Важным  критерием культурного прогресса  общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

Ныне  СМИ способствуют выравниванию возможностей всех людей при приобщении к культуре.

Еще одним  критерием культурного развития общества является наличие необходимых  условий для наиболее полного  проявления и развития творческих сил, способностей и талантов человека.

По мнению некоторых «явно обделенных здравым умом» мыслителей положение культуры России оценивается как крайне тяжелое т. к.:

1. Набирает  темпы духовное обнищание народа:

а) упадок морали,

б) ожесточенность,

в) рост преступности и насилия, что происходят на почве бездуховности.

2. Вместо  родной речи язык засоряется  иноземными словами и нецензурной  бранью.

3. Под  угрозой разрушения то, что столетиями  создавал интеллект, дух и талант  нации (разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства).

4. Опасность  для будущего страны представляет  бедственное положение науки  и образования. 

Ученые  же, отстаивают противоположную точку  зрения: современное состояние духовной культуры РФ не только стабилизировалось после кризиса 90 – х., но и переживает свое второе рождение. У нас появилась национальная идея, которая выражается в патриотизме, гордости за родную страну и отечество. Разве не Россия выиграла гонки за проведение зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, разве не сборная России по футболу, впервые за многие годы вышла на чемпионат Европы?

Возрождение и расцвет культуры — важнейшее условие обновления нашего общества.  

3 ДУХОВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В РОССИИ

Вступление  в информационную эру и создание глобального информационного пространства воспринимается как появление новой  империи. Ответом на данный глобальный мировой процесс служит все нарастающий  поиск путей альтернативного  развития человечества. Самой мощной и легко принимаемой идеей, противостоящей глобалистской информационной эре, является так называемая археизация, т.е. возвращение человечества к «истокам», где нет места прогрессу. Как правило, археизация, противопоставляя себя глобализации, обретает форму так называемых фундаменталистских движений, что постепенно трансформируется в религиозный экстремизм. Таким образом, процессы глобализации могут провоцировать появление угроз национальной безопасности государства.  
Как известно, национальная государственная и конституционная безопасность, в целом, характеризуется степенью защищенности личности, общества и государства.  
Она может создаваться тремя путями:  
1. прямой защитой от конкретных внешних и внутренних угроз;  
2. упреждающей нейтрализацией источников опасности;  
3. развитием механизмов самосохранения и саморегулирования непосредственно у самих защищаемых.  
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что «Российской Федерации включает в себя также защиту… духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни…, формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Проблема духовной безопасности в сегодняшнем мире выдвигается на первый план в жизни личности, общественных институтов, государства, человечества и мира в целом.  
Для решения проблем, связанных с угрозами духовной безопасности России, государство в порядке справедливости и самосохранения должно опираться на традиционно созидательные религии, т.е. на такие, которые внесли и вносят заметный и устойчивый созидательный вклад в историю, традиции и культуру, язык и самосознание народов и государства в целом. Созидательная традиционность многофакторное явление, в котором продолжительность деятельности религиозного объединения во времени не является обуславливающей. Например, некоторые очевидно деструктивные демонические культы обнаруживают себя на территории России с древнейших эпох, имеют своих последователей и тайную духовную преемственность. Однако, такие религиозные объединения не способны внести устойчивый вклад в историю, традицию, культуру, язык и самосознание российских народностей и государства. Более того, именно в среде таких культов зарождаются человеконенавистнические идеи, внешне призывающие к возрождению неоязычества как средства противостояния глобализации. В доктрине информационной безопасности Российской Федерации в разделе «В сфере духовной жизни» указываются основные направления обеспечения духовной безопасности. Это прежде всего: выработка цивилизационных форм и способов общественного контроля за формированием в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу, формирование правовых и организационных механизмов обеспечения организационных прав и свобод граждан, повышение их правовой культуры.  
Духовная безопасность предполагает сохранение фундаментальных нравственных ценностей и традиций, воспитание способностей эффективно преодолевать любые внешние угрозы, исходя из своих национальных интересов.  
Если учесть, что конструирование глобального мира имеет совершенно определенные цели: в сфере экономической максимальное использование возможностей мировой периферии, в сфере духовной привитие стандартов нового мирового порядка для захвата духовной власти во вселенском масштабе, то участие традиционных религиозных объединений в решении проблем духовной безопасности России представляется необходимым и полезным. Например, без развития просветительской деятельности Русской Православной Церкви невозможно возродить духовно-нравственный уровень людей, их осознание призвания, долга и обязанностей в этом мире. Сегодня в России идут два противоположных процесса: с одной стороны, нравственное разложение народа, с другой процесс образования из аморфной человеческой массы нравственного народного ядра. Для формирования такого ядра необходимо включение через систему образования, через средства массовой информации просветительских программ, способных дать традиционные основы и ценности православного восприятия мира.  
Известный ученый Клодт Леви-Стросс писал: «Трудно представить себе, как одна цивилизация могла бы воспользоваться образом жизни 
другой, кроме как отказаться быть самой собой. На деле попытки такого переустройства могут привести лишь к двум результатам. Либо дезорганизация и крах одной системы или оригинальный синтез, который ведет, однако, к возникновению третьей системы, не сводимой к двум другим». Для того, чтобы остановить нарастание катастрофических тенденций в построении нового мирового порядка, необходимо найти противовес глобализаторскому пути, проповедующему однополярный, однолинейный мир. Поддержка Российским государством просветительской деятельности Русской Православной Церкви во многом обеспечит духовную безопасность отдельного гражданина, семьи, общества и государства вцелом.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      В культуре России ХIХ века произошли перемены огромного значения. Они составили  культурное  наследие   страны.   Культурное   наследие   является важнейшей  формой,  в  которой  выражается  преемственность  в  историческом развитии общества. Даже в условиях  социалистической  революции,  решительно отрицающей  многие  общественно-исторические  институты  старого   общества, создание качественно новой  культуры  невозможно  без  творческого  освоения культурного наследия, без бережного отношения к культуре прошлых  эпох,  без сохранения  тех  богатств,  которые  были  созданы  в   различных   областях культуры. Сегодня мы особенно ясно осознаем это. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1993.- С. 82-93

2. Большой энциклопедический словарь, М., 1994

3. А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с. 

Информация о работе Духовная жизнь современной России в условиях ИКО