Духовная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 20:14, реферат

Описание работы

Культура - область духовной деятельности человека, объективируемая в материальных действиях, знаках и символах; ее сущность выявляется в противопоставлении с природой (как совокупностью естественных условий существования человека) и цивилизацией (уровнем материального развития того или иного общества).

Содержание

Введение
1. Понятие духовной культуры. Критерии духовности
2. Право и наука в системе духовной культуры
3. Религия в системе духовной культуры
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат Духовная культура.docx

— 28.45 Кб (Скачать)

Основой изучения окружающего мира учеными с любым  мировоззрением является принцип системного подхода. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:, 2001. - С. 124

3. Религия в системе  духовной культуры

Роль религии  в истории человечества, в целом весьма значительная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два вектора влияния религии на общественное развитие: религия в качестве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

Анализ роли религии в системе культуры должен производиться с учетом следующих факторов:

· влияние религии  может осуществляться только в опосредованном виде (через деятельность религиозных индивидов, групп, сообществ);

· характер и  степень воздействия различны для  той или иной религии, для той  или иной исторической эпохи.

Статус религии  на различных этапах развития общества:

· религиозное  сознание "является доминирующим, происходит сращение религиозной и этнической общности. Религиозные институты наделены светской властью;

· религиозное  сознание существует наряду со светским, происходит выделение и дифференциация других сфер и институтов общественной жизни;

· религиозное  сознание отодвинуто на второй план; этническая общность уже не совпадает с религиозной; осуществляется и закрепляется разделение светской и духовной властей. Рогалевич Н. Религиоведение. - Мн.:, 2005. - С.27

Культура Беларуси не была монолитной; в ней содержались  различные мировоззренческие тенденции, обусловленные уровнем социального  и духовного развития общества, различием  потребностей разных социальных слоев  в тех или иных формах культурной деятельности. В течение длительного  периода в Беларуси господствовала религиозная культура - совокупность форм, проявлений, элементов духовной деятельности (искусства, литературы, архитектуры, публицистики, права, морали, философии и пр.), функционирующих  в рамках религиозного мировоззрения  и выполняющих задачу религиозного проповедничества. Специфически религиозной  является сакральная культура - священные  книги, вероучение, таинства, обряды, а также предметы, здания, входящие в сферу религиозного культа. Это стержень, ядро религиозной культуры.

Под светской культурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко - внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния. Эти определения в принципе можно принять, имея в виду, что в светской культуре можно выделить по крайней мере три направления: безразличная к религии культура, претендующая на автономное внерелигиозное развитие; вольнодумная культура, направленная на критику религии и ее институтов; продукты светской культуры, содержащие религиозно-мистические настроения и идеи. Религиозные культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего рассматривая его в плане соотношения религии и культуры: одни отождествляют религию и культуру, придавая религиозный смысл продуктам культурного творчества; другие считают религию и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

В действительности между автономной светской культурой  и культурой сакральной, церковной, существует множество переходных форм, которые иногда трудно идентифицировать с религиозной или светской культурой. Использование религиозных сюжетов  в культурном творчестве далеко не всегда свидетельствует о религиозном  характере последнего: внерелигиозная культура в течение долгого времени может сохранять традиционные религиозные термины и образы, наполняя их светским содержанием. Т.е., светское осмысление мира может осуществляться в старой знаковой системе, будучи при этом индифферентным или критичным по отношению к религии (так, библейские, коранические и древние мифологические образы использовались А.С.Пушкиным как средства художественной выразительности). Надо иметь также в виду, что некоторые представители духовенства при анализе тех или иных проблем ( в том числе религиозного характера) использовали объективные, научные методы исследования.

В Беларуси, как  и в других странах, уже в древности  обнаруживается наличие двух сфер культуры - религиозной и светской. Праславянские  племена наряду со сложной системой политеистических верований обладали рациональными знаниями о природе, навыками в строительном деле, в  ремеслах, в изготовлении орудий труда, металлических украшений, в военном  искусстве и т.д., что фиксировалось  в развивающемся языке. Введение христианства в его православной форме на Руси было связано с разрушением  дохристианской - «языческой» культуры, как религиозной, так и мирской. Отдельные элементы «языческой»  религии были ассимилированы христианством. В рамках православной культуры на протяжении веков создавались великолепные здания храмов, одно из достояний мирового изобразительного искусства - иконопись, самобытная агиографическая литература, учебные заведения, дающие религиозное образование и воспитание. Привлекались лучшие строители, зодчие, ремесленники, художники, знатоки церковной литературы. Деятельность творцов религиозной культуры ограничивалась церковными канонами, которые, впрочем, не всегда ими соблюдались. Догматизация языка, понятий и образов, связанная с особенностями монотеистических религий ( христианства, ислама, иудаизма), несколько сдерживала создание новых фор культуры, более глубоко и всесторонне отражающих мир.

Элементы светской и религиозной культуры содержались  в народном творчестве. Народная религиозность отразилась в духовных стихах, легендах (напр., в духовных стихах «Про Христа милостива», «Никола-святитель», «Про Марию Египетскую»), устных поверьях, пословицах (напр., «Жить - Богу служить», «От Бога отказаться - к сатане пристать», «Ум - в смирении»). Существовал и богатый внерелигиозный фольклор, содержавший социальные и антиклерикальные мотивы (напр., в пословицах типа «Хвали рожь в стогу, а барина в гробу», «Нам паны на горе даны», «Мир нечестив, а им сыт монастырь благочестив»). Народная мирская культура воплощалась также в скоморошестве, в исторических песнях, в былинном эпосе, где поэтизировался крестьянский труд, отражались представления о народной этике, воспитывалась воинская доблесть, служение Родине. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.:, 2001. - С. 127

Заключение

· Духовная культура - это совокупность нематериальных элементов культуры: нормы поведения, нравственность, ценности, ритуалы, символы, знания, мифы, идеи, обычаи, традиции, язык.

· Духовная культура возникает из потребности осмысления и образно-чувственного освоения действительности. В реальной жизни реализуется  в ряде специализированных форм: морали, искусстве, религии, философии, науке.

· Истинная духовность есть "триединство истины, добра  и красоты".

· Наука и  право являются частью культуры, поэтому  любая научная картина отражает взаимное влияние всех элементов  культуры в ту или иную эпоху. В  системе культуры человечества, состоящей  из материальной, социальной и духовной культуры, наука включена в систему  духовной культуры человечества. Ниже приводятся определения системы  культуры и ее элементов.

· Наука - это  система сознания и деятельности людей, направленная на достижение объективно истинных знаний и систематизацию доступной  человеку и обществу информации. Науку  можно подразделить на несколько  основных видов наук: гуманитарные, антропологические, технические, обществознание и естествознание.

· Роль религии  в истории человечества, в целом весьма значительная, не может быть оценена однозначно. Выделяются два вектора влияния религии на общественное развитие: религия в качестве стабилизирующего фактора и религия как фактор перемен.

· Под светской культурой как правило разумеют нецерковную, мирскую (секулярную) культуру, нередко - внерелигиозное состояние духа, девальвацию священных понятий, культуру, освободившуюся от религиозного влияния.

· Религиозные  культурологи неоднозначно решают вопрос о соотношении светской культуры и религиозной культуры, чаще всего  рассматривая его в плане соотношения  религии и культуры: одни отождествляют  религию и культуру, придавая религиозный  смысл продуктам культурного  творчества; другие считают религию  и культуру разными планами бытия (сакральное и профанное); третьи воспринимают религию как «закваску» культуры, долженствующую внутренне преобразовать человека.

Список  литературы:

1. Бердяев Н.А.  Экзистенциальная диалектика божественного  и человеческого //Бердяев Н.А.  О назначении человека. - М: Республика, 1993. - 458с.

2. Рогалевич Н. Религиоведение. - Мн.: Новое знание, 2005. - 207 с.

3. Пархоменко  И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001. - 368 с.

4. Федотова В.Г.  Практическое и духовное освоение  действительности. - М: Наука, 1992. - 384с.

5. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М: Прогресс, 1990. - 486с.

6. Шелер М.  Положение человека в космосе// Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994. - 394с.

Информация о работе Духовная культура