Духовная культура советского периода

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:54, реферат

Описание работы

Культура Советской России, СССР – крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.

Работа содержит 1 файл

Духовная культура советского периода.docx

— 28.16 Кб (Скачать)

Российский  Государственный Социальный университет

Факультет Психологии

Кафедра Специальной и клинической психологии 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: Культурология

На тему: Духовная культура советского периода 
 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка 3 курса 

Специальной психологии

Зыбина  Татьяна 
 
 

Проверила:

преподаватель Зинченко Е.О. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 

Культура Советской  России, СССР –  крайне противоречивое явление, содержит в себе и положительные  и крайне негативные тенденции, фантастические успехи и невосполнимые потери. Своеобразные черты культуры советского общества: господство официальной идеологии  марксизма-ленинизма, тотальный контроль государства над учреждениями культуры, творческими союзами, госбюджетное, остаточное содержание культуры. Определяющим моментом культурного развития советского общества надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, в Европе, Америке, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и  неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с  официальной культурой.

Перемены в  сфере культуры произошли сразу  после октября 1917 г.

Составной частью проходивших в послеоктябрьские годы преобразований являлись перемены в сфере культуры («культурная  революция»). Они затронули образование, науку, технику, литературу, искусство, всю духовную жизнь общества. Направление  и характер начавшихся в культурной сфере изменений определялись установками  на формирование новой, социалистической художественной культуры. С ее созданием  партийно-государственное руководство  страны связывало построение социалистического  общества.

Образование и  наука. Одним из центральных направлений  политики в области культуры была работа по ликвидации неграмотности  среди населения. Накануне Октября 1917 г. примерно три четверти всего  взрослого населения России не умели  ни читать, ни писать. Особенно много  неграмотных было в сельской местности  и национальных районах.

С конца 1918 г. началась реорганизация системы народного  образования. Ликвидировались гимназии, реальные училища, церковноприходские и земские школы. На их месте создавалась  единая для всей страны трудовая школа  из двух ступеней (со сроком обучения пять лет и четыре года). Плата за обучение отменялась.

В конце 1919 г. правительство  приняло декрет «О ликвидации неграмотности  среди населения России». Закон  обязывал всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и  писать, обучаться грамоте на родном или русском языке. Уклоняющиеся от этой обязанности могли быть привлечены к уголовной ответственности.

Представители российской интеллигенции по-разному  восприняли революционные события 1917 г. и последовавшие вслед за тем политические и социально-экономические  изменения. Интеллигенция, составлявшая 2,2% общего состава населения страны, была неоднородна по своему социальному  положению и общественно-политическим воззрениям. Вопрос о сущности революции, о судьбах культурного наследия, об отношении к новой власти рассматривался в ее кругах по-разному. Разгон Учредительного собрания, система чрезвычаек оттолкнули от большевиков многих представителей культуры. Не выдержали лишений либо не приняли нового режима и покинули Россию писатели И.А. Бунин и Д.С. Мережковский, авиаконструктор И.И. Сикорский и академик Петербургской  Академии наук химик П.И. Вальден. В  то же время часть леворадикальной  интеллигенции поддержала новую  власть, встала на путь профессионального  сотрудничества с ней (естествоиспытатель К.А. Тимирязев, поэты В.В. Маяковский и В.Я. Брюсов). Руководители страны понимали необходимость совместной работы с деятелями науки и  искусства и принимали меры по вовлечению их в органы государственной  власти.

В крупных городах  действовали частные и кооперативные  издательства (в 1924 г. их насчитывалось 28). В них печатались философские  и экономические журналы, литературные альманахи и сборники, книги для детей и учебная литература. Была денационализирована часть зрелищных предприятий. Коллективам и частным лицам были переданы около 30% общего числа действующих кинотеатров, театров, художественных школ.

Литература и  искусство. Революционные события 1917 г. и гражданская война не остановили процессы художественного развития. Они оказали глубокое и неоднозначное воздействие на все сферы творческой деятельности. В области культуры появились новые тенденции. Ранее возникшие группы футуристов и имажинистов объявили себя представителями революционного искусства. Со страниц газеты «Искусство коммуны» поэты-имахинисты призывали к разрушению литературного «старья», к диктатуре «левого искусства». Во многих городах получило распространение пролеткультовское движение. Пролеткульт (пролетарская культура) представлю собой культурно-просветительную и литературно-художественную организацию, возникшую осенью 1917 г. Руководители Пролеткульта (А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев и др.) видели главную цель его деятельности в создании пролетарской культуры, противопоставляя ее всей художественной культуре. Кружки и студии Пролеткульта приобщали к литературе, театральному и изобразительному искусству широкие массы трудящихся, выявляли среди них будущих поэтов, писателей, художников, актеров. Пролеткультовцы издавали свои журналы «Гудки», «Пролетарская культура» и др. Публиковались сборники стихов пролетарских поэтов; например, были изданы книги А.К. Гастева «Поэзия рабочего удара» и В.Т. Кириллова «Зори грядущего».

Создавались и  довольно быстро распадались другие литературные группировки. Так, например, в течение 1917-1918 гг. действовала группа «Скифы», в рядах которой находились М.М. Пришвин, Н.А. Клюев, С.А. Есенин. Осмыслить  происшедшие события пытались в  своем творчестве поэты А.А. Блок (поэма «Двенадцать») и В.В. Маяковский (поэма «Мистерия-буфф»), художники К.С. Петров-Водкин (картина «1918 год в Петрограде») и К.Ф. Юон («Новая планета»).

Заметным явлением в художественной жизни первых послереволюционных лет была монументальная пропаганда. Принятый в 1918 г. декрет о монументальной пропаганде предусматривал уничтожение  сооруженных до 1917 г. памятников «в честь царей и их слуг» и  возведение памятников революционерам, деятелям русской и мировой культуры. Авторами новых монументов были известные  скульпторы Н.А. Андреев (Обелиск советской  Конституции в Москве), С.Д. Меркуров (памятники К.А. Тимирязеву и Ф.М. Достоевскому), Л.В. Шервуд (памятник А.Н. Радищеву).

В начале 20-х  годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих  организаций видели одну из задач  объединяемых ими литераторов в  воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной  жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием  нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства  вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАПХ).

Входившие в  состав пролетарских творческих групп  музыканты, литераторы, художники стремились отразить в своем творчестве современную  им действительность. На художественных выставках демонстрировались картины  «Тяжелая индустрия» Ю.И. Пименова и  «Тачанка» М.Б. Грекова. В театрах  ставилась политическая оперетта «Белые и черные» В. Шмидтгофа и С. Тимошенко; «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Деятели искусства стремились к  утверждению агитационнопропагандистских  форм на театральной сцене. Поиски нового зрелищного театра отразились наиболее полно в постановках режиссера В.Э. Мейерхольда.

Идеологизация культуры. С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной  власти за развитием духовной жизни  общества. Произошли изменения в  структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями  передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т.д.). Новым наркомом просвещения был назначен А.С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей  работе в системе РККА. Перспективы  развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными  планами. Обсуждение вопросов культурного! строительства проходило на съездах  и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов  большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии  и утверждение марксизма в  сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

На рубеже 20-30-х  годов в литературу и искусство  пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен  выступали поэты В.И. Лебедев-Кумач, М.В. Исаковский, А.А. Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И.О. Дунаевский, братья Покрасс, А.В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А.А. Ахматовой, БЛ. Пастернака, К.М. Симонова, В.А. Луговского, Н.С. Тихонова, Б.П. Корнилова, А.А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П.Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и  «Соляной бунт») и А.Т. Твардовский (поэма  «Страна Моравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А.Н. Толстого, А.А. Фадеева.

Индустриализация  конца 20-х начала 30-х годов способствовала развиваю массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И.В. Жолтовский, И.А. Фомин, А.В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К.С. Мельников), то пятиконечную звезду театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К.С. Алабян и В.Н. Симбирпев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции  Москвы столицы СССР и других промышленных центров. Стремление к созданию городов  нового быта, городов-садов приводило  во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные  ворота в Москве, многочисленные храмы  и т.д.).

1930 год явился  важной вехой в работе, направленной  на превращение СССР в грамотную  страну. Было введено обязательное  всеобщее начальное (четырехклассное)  образование. Значительные средства  были выделены на школьное  строительство. Только в годы  второй пятилетки в городах  и рабочих поселках открылись  свыше 3,6 тыс. новых школ. Более  15 тыс. школ начали действовать  в сельской местности.

Задачи индустриального  развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных  кадров. Вместе с.тем образовательный  уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного  обучения составляла 3,5 года. Процент  неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной  подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями  народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в  вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась  сеть высших учебных заведений. К  началу 40-х годов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало  увеличения подготовки специалистов для  всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с  высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным  с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного  сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как  определенного этапа в отечественной  истории. СНК СССР и ЦК ВКЩб) приняли  постановление о преподавании гражданской  истории в школах (1934 г.). На его  основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском  университетах. Другое постановление  касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась  работа по созданию  научно-исследовательских  центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты  органической химии, геофизики. Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П-Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В. Курчатов, Г.Н. Флеров, А.И. Алиханов и др.). Работы К.Э. Циолковского в  области ракетной техники стали  научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С.В. Лебедева позволили  организовать промышленный способ получения  синтетического каучука. Незадолго  до начала Великой Отечественной  войны были созданы под руководством А.П. Александрова способы зашиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР  и союзных республиках создавались  отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские  институты. Во второй половине 30-х годов  в стране работали свыше 850 НИИ и  их филиалов.

Перенесение в  сферу культуры форм и методов  классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и  наука. В годы предвоенных пятилеток  продолжалась работа по ликвидации неграмотности  и малограмотности, по повышению  культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

В 1932 г. было принято  постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке  литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах  литературы выступил A.M. Горький. Вслед  за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей  в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились A.M. Горький  и А.А. Фадеев. Был создан Союз советских  композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная  свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства  обсуждались на страницах газет  как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Информация о работе Духовная культура советского периода