Духовная культура древних славян

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 01:32, контрольная работа

Описание работы

Понимание древней русской религии как банального политеизма является ошибочным. Основанием для такого толкования обычно служит то, что летописи и фольклорная традиция говорят о нескольких богах и называют их имена: Перун, Дажьбог, Велес, Яро (Ярила), Ладо, Коляда, Купала. На самом деле, вывод о политеизме - результат понимания религиозной идеи на уровне обыденного сознания. Имена богов - отражение идеи Единого Бога, существующего и проявляющегося во множестве своих ипостасей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И СОЛНЕЧНЫЕ БОГИ СЛАВЯН 5
2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ БОГОВ В СЛАВЯНСКОЙ МИФОЛОГИИ 7
3. ХРАМЫ И ИЗОБРАЖЕНИЕ БОГОВ 8
4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ У СЛАВЯН 10
5. ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

Духовная культура древних славян.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

     Озимые  посевы обходили с яйцом и костной мукой. Муку сыпали в траву на меже, полагая, что это предохранит поля от града. Яйцо зарывали в землю, как магический символ плодородия. Вспашку поля и сев также производили с костной мукой, яйцом и заговорами.

     К магическим обрядам присоединяли и жертвоприношения. Считалось, что земле при пахоте, когда ее разворачивают сохой, причиняют боль (ведь для наших древних предков земля была живым существом, божеством). Ее надо было задобрить. Поэтому в борозды ставили хлеб и пироги, поле обходили с брагой и угощениями, а после посева устраивали жертвенный пир – праздник окончания сева.

     В то же время люди считали, что весной с оживлением растительности оживают  растительные духи, с вскрытием рек и озер появляются водяные духи, русалки, из-под земли выходят духи мертвых. В общем, духи были везде. И их набиралось множество. Одних надо было изгнать и обезвредить при помощи очистительных обрядов, других надо было привлечь на свою сторону, задобрить. Особенно нужно было задобрить духов предков. Для этого совершались сложные обряды, отправление которых требовало уже участия волхвов, кудесников, «умевших» вступать в общение с богами и духами посредством (вертимого плясания).

     Как только хлеба начинали колоситься, вновь наступал критический момент, требовавший помощи сверхъестественных сил. Для этого существовали в древности особые обряды, носившие название «колосяница». Центральное место в этих обрядах занимала береза, русская красавица, покрытая нежной листвой, вся в сережках. Быстрый и пышный расцвет березки приписывался ее особой плодоносящей силе, и люди пытались перенести эту силу на поля. Для этого девушки гурьбой шли в лес, где под облюбованной березкой ставили пироги, яичницу и устраивали пиршество: пели песни, водили хороводы. Иногда березу срубали и ставили где-либо в поле на меже или возле селения, и здесь совершалось празднество.

     Когда хлеба начинали дозревать и приближалась пора их жатвы, начинался новый цикл земледельческих обрядов, заклинаний, празднеств, якобы способствовавших успешному созреванию и уборке хлебов.

     Началом этого цикла были праздники, посвященные божествам Купале и Яриле. Купало был богом обилия и урожая, богом созревших плодов земных. Ему приносили жертвы в начале жатвы. Празднества в честь бога Купалы с зажиганием костров «живым огнем», т. е. огнем, добытым путем трения, были очень широко распространены среди славянских народов. Поля в купальскую ночь обходили с произнесением нараспев специальных заговоров. Целью всех этих обрядов было предохранение созревающих хлебов от злых духов. Пережитком еще более древних верований, восходящих к эпохе, когда люди не знали земледелия и только собирали дикорастущие плоды и злаки, были обряды собирания в купальскую ночь волшебных трав, и в частности поиски легендарного цветка папоротника Бог Ярило, как и Купало, считался богом плодородия. Во многих местах праздник, посвященный Яриле, соединялся с ярмарками и торжками. Во время праздника устраивались игры, пляски, кулачные бои.

     Жатва отмечалась специальными праздниками: зажинками – в начале жатвы  и дожинками – в конце сбора урожая. В центре празднеств были снопы: первый – о время зажинок, последний – во время дожинок. Эти снопы торжественно приносились в село. Из зажиночного снопа пекли первый хлеб нового урожая, дожиночный сноп ставили в избе, в переднем углу. Зерно с него при севе сыпали в первую борозду или смешивали с семенным зерном. Прежде чем начать жатву, приносили жертву полевому духу, особыми заклинаниями изгоняли из снопов якобы сидящих там злых духов. Примерно такие же обряды выполнялись и по окончании жатвы,

     Таковы  в самых общих чертах праздники  и обряды той части древнеславянского населения, которая занималась хлебопашеством, т.е., его большинства.

 

Заключение 

     Собственное название «славяне» (как и у других народов) появилось сравнительно недавно. Славянские племена долгое время выступали в истории под названием лишь одной их группы («венеды»). Эти вопросы приходится решать на основании данных, прежде всего археологии и истории языка.

     Слово «культура» происходит от слова «культ»  – вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком.

     Славянские  язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в  Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы); четвёртые – в тотемных животных - пращуров и т. д. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там приставится каждая к своей звезде (отсюда – преставился).

     С развитием религиозных представлений  у древних предков славян праздничные  обряды стали приобретать колдовской, магический смысл. Совершая, например, охотничий танец, люди подражали  охоте на зверей или птиц, воспроизводили их движения, повадки. Во время танца поражали копьями и стрелами фигурки или изображения животных, на которых предстояла охота.

     Главную роль в земледельческой религии  славян играли обряды и праздники, связанные с различными периодами сельскохозяйственного производства. По своему характеру эти обряды носили преимущественно магический характер и составляли целостный календарный цикл.

     Главным обрядовым кушаньем праздников этого  цикла была кутья, род каши из вареных  зерен,– растительное блюдо, появившееся  тогда, когда люди еще не умели  размалывать зерна и печь хлеб. Главным блюдом масленицы были блины. Они, несомненно, более позднего происхождения и своим румяным желто-красным цветом и круглой формой символизируют «нарождающееся» весной солнце.

     Подводя итог, можно сделать вывод о  том, что дохристианская русская религия не была примитивным идолопоклонничеством. Вопреки сложившемуся мнению, религия древних славян была, по сути, монотеистична. Языческий пантеон - это персонификация функций Бога, его ипостасей.

 

Список использованной литературы 

  1. Гуревич П.С. Культурология. Учебник. −  М.: Проект, 2003 − 336 с.
  2. Кондрашов Н.А. Славянские языки. - М., 1986. - С. 5-9
  3. Кравченко А.И. Культурология. Учбное пособие 4-е изд − М Академический Проект, Трикста, 2003 − 496 с.
  4. Культурология. / Под ред. Багдасарьян Н.Г. 3-е изд., испр.. и доп. − М.: Высшая школа, 2001 − 511 с.
  5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. − М.: Центр, 2001. − 304 с.
  6. Розин В.М. Культурология. 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Гардарики, 2003 − 462 с.

Информация о работе Духовная культура древних славян