Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 15:23, реферат
Дружба Шокана Шингисовича Уалиханова и Федора Михайловича Достоевского.
Дружба Шокана Шингисовича Уалиханова и Федора Михайловича Достоевского складывалась в условиях сильного тяготения передовой мыслящей части казахского общества к прогрессу, пробуждения национального самосознания, понимания того, что казахский народ может двигаться вперед в русле общероссийского развития. Эта дружба основывалась на гуманистических традициях русской литературы, которые противостояли официальной политике царизма, разжигающей рознь и вражду между народами и препятствующей их духовному общению.
Ш.Уалиханов, первый и единственный из представителей восточных народов, подружился с выдающимся писателем Ф.М.Достоевским. Этот факт сам по себе говорит о многом.
О Ф.М. Достоевском Шокан много слышал в семьях Капустиных и Гутковских. А первое личное знакомство его с Ф.М. Достоевским по свидетельству А.Е. Врангеля произошло в феврале 1854 г. в доме Ивановых в первые же дни после освобождения писателя из каторжной тюрьмы, где он был 4 года в заключении по делу «петрашевцев». Примечательно то, что знакомство произошло именно там, где дух освободительных идей, дух декабристов почитался особо. Один из друзей Шокана Уалиханова К.И. Иванов, образованный офицер прогрессивных взглядов, служивший адъютантом в Главном инженерном управлении, был женат на дочери декабриста И.А. Анненкова Ольге Ивановне, которая и познакомила Шокана с писателем.
Эта встреча выявила некоторую общность их взглядов и стремлений, они стали близкими друзьями. Дружеское общение Шокана было продолжено встречами в Семипалатинске и Петербурге и поддерживалось шестилетней (с 1856 по 1862гг.) перепиской.
Весной 1854 г царские власти удалили Ф.М. Достоевского из областного центра Омска и определили в бессрочную солдатскую службу в 7-й батальон Сибирского линейного казачьего войска, расквартированного в Семипалатинске.
Летом 1855 г. генерал-губернатор Западной Сибири Гасфорт совершил поездку по Семипалатинской области. Его сопровождал молодой адъютант Шокан Уалиханов. Во время этой поездки он второй раз встретился с Ф.М. Достоевским. Между ними возобновились дружеские отношения. В Шокане Достоевский увидел образованного и талантливого человека. В свои 20 лет сын кочевого племени был весьма образованным историком, этнографом и географом, владел несколькими восточными и европейскими языками.
За немногие дни встречи Уалиханов и Достоевский успели по-настоящему сдружиться, понять и полюбить друг друга, поговорить о многом, обменяться мнениями по различным вопросам реальной жизни и литературы, затрагивая ряд проблем большого общественного значения.
Летом 1856 г. Шокан Уалиханов г составе экспедиции полковника Перемышльского, однокашника М.Ю. Лермонтова, ездил в г. Кульджу на переговоры с китайскими властями о налаживании торговли между Россией и Китаем. На обратном пути в конце октября он заехал в Семипалатинск к Ф.М. Достоевскому. Тогда же туда приехал и знаменитый путешественник П.П. Семенов (будущий Тян-Шанский), давний друг Достоевского по Петербургу, по «пятницам» Петрашевского. Они втроем вели интересные беседы по различным вопросам. Именно тогда первый раз П.П. Семенов обратил внимание на всестороннюю образованность, ум и талант молодого Шокана Уалиханова.
С тех пор они также стали друзьями и единомышленниками. По рекомендации П.П. Семенова Ш.Уалиханов в феврале 1857 года был принят в действительные члены Русского географического общества. В конце ноября 1856 г. все трое разъехались: Достоевский - в Кузнецк к М.Д. Исаевой, Семенов - в Барнаул по своим делам, Уалиханов в Омск на место службы. А уже 5 декабря 1856г. Шокан Уалиханов в первом же письме после этой встречи пишет из Омска Ф.М.. Достоевскому: «Многоуважаемый Федор Михайлович! Спешу воспользоваться случаем, чтобы написать Вам это письмо. После Вашего отъезда я только ночевал в Вашем граде и утром на другой день отправился в путь. Вечер этот для меня был ужасно скучен. Расстаться слюдьми, которых я так полюбил и которые тоже были ко мне благорасположены, было очень и очень тяжело. Мне так приятны эти немногие дни, проведенные с Вами в Семипалатинске, что теперь только о том и думаю, как бы еще побывать у Вас. Я не мастер писать о чувствах и расположении, но думаю, что это ни к чему. Вы, конечно, знаете, как я к Вам привязан и как я Вас люблю».
Уже 14 декабря 1856 г. Ф.М. Достоевский пишет ответное письмо: «Добрый друг мой. Вы пишете, что меня любите, А я Вам объявляю без церемоний, что я в Вас влюбился. Я никогда и ни к кому, даже не исключая родного брата, не чувствовал такого влечения, как к вам, и Бог знает, как это сделалось. Тут бы можно много сказать в объяснение, но чего Вас хвалить! А Вы, верно, и без доказательства верите моей искренности, дорогой мой Валихан, да если бы на эту тему написать десять книг - ничего не напишешь: чувство и влечение - дело необъяснимое...»
Далее в своем письме Ф.М. Достоевский дает Шокану полезные советы, призывает его к служению родному народу, рекомендует попробовать свои силы на ниве публицистики. Особенно хочется выделить в этом письме следующее: «Вы бы могли так устроить судьбу свою, что были необыкновенно полезны своей Родине. Например, не вел икали цель, не святое ли дело быть чуть ли не первым из своих, который бы растолковал России, что такое Степь, ее значение и ваш народ относительно России, и в то же время служить своей Родине просвещенным ходатайством за нее у русских. Вспомните, что вы первый киргиз - образованный по-европейски вполне. Судьба же вас сделала вдобавок превосходнейшим человеком, дав вам душу и сердце. Нельзя, нельзя отставать».
Своими горячими призывами Ф.М. Достоевский побуждал Шокана действовать активно на поприще просвещения народа. Это письмо Ф.М. Достоевского было написано тогда, когда Шокан Уалиханов служил адъютантом генерал-губернатора Гасфорта, когда только начиналась его общественно-научная деятельность, когда только замышлялись будущие дела и открытия. Но уже тогда великий русский писатель предрекал высокую миссию общественного призвания Ш. Уалиханова, верно оценил его незаурядные способности, увидел в нем будущего ученого и просветителя.
Письмо Ф.М. Достоевского к Ш. Уалиханову является ценнейшим материалом для изучения истории общественно-литературных взаимоотношений казахского и русского народов. Значение этого замечательного литературного документа было отчетливо определено выдающимся писателем классиком казахской литературы М.О. Ауэзовым. «Достоевский советует Шокану Уалиханову выступить с «просвещенным ходатайством» за свой народ. В этих заботливых думах Достоевского о Степи, о долге первого просвещенного сына этой Степи сказалась светлая благородная роль передовой русской интеллигенции в судьбе народов России». (М. Ауэзов. "Ф.М. Достоевский и Ш. Уалиханов" - журнал «Дружба народов», 1963г. №3, стр. 154).
Возвращаясь из Кашгарии, Шокан Уалиханов заехал в г. Семипалатинск в мае 1859. Достоевскому в то время было разрешено выйти в отставку. Правда, в Петербурге жить ему не позволили и он собирался ехать в Тверь. В Семипалатинске Шокан пробыл долго, дожидаясь каравана. Именно тогда Ш. Уалиханов и Ф.М. Достоевский сфотографировались вдвоем. На фотокарточке Ф.М. Достоевский в мундире, Ш. Уалиханов в дорожном плаще. Вид у него болезненный. Волосы, которые он сбрил, будучи Алимбаем. во время кашгарского путешествия еще не успели отрасти. Он еще не отошел от пережитого, не сбросил маску Алимбая. У него в руке кинжалик, подаренный на память Достоевским. Собравшемуся в дорогу Достоевскому Шокан подарил на память дорожный палисандровый ящик для бумаг.
Когда по пути из Семипалатинска в Тверь Ф.М. Достоевский три дня пробыл в г. Омске, друзья встретились вновь. Ш. Уалиханов в то время работал над своим научным отчетом о поездке в Кашгарию, готовился к поездке в Петербург, многое рассказал Достоевскому о виденном и пережитом.
О своем кратковременном пребывании в Омске Ф.М. Достоевский так сообщал А.И. Гейбовичу в Семипалатинск: «В Омске я пробыл трое суток ... был у старых знакомых... Вал иханов объяснил мне, что его требуют в Петербург и через месяц он туда едет. Познакомился через него с хорошим семейством, с Капустиными». Несмотря на краткость сообщения, можно представить радушие этой встречи, нежную заботу Ш. Уалиханова о дорогом друге.
Ф.М. Достоевский и позднее следил за научными успехами Ш. Уалиханова, живо интересовался его дальнейшей судьбой. По прибытии в Тверь Ф.М. Достоевский в одном из первых же своих писем сердечным словом поминал Уалиханова. Зная, что он должен быть в Петербурге, Федор Михайлович проявляет глубокую заинтересованность в его научно-общественных делах. Из Твери 31 декабря 1859 года он писал А.Е. Врангелю: «... Валиханов премилый и презамечательный человек. Он, кажется, в Петербурге? Писал я вам о нем? Он член Географического общества. Справьтесь, там о Валиханове, если будет время. Я его очень люблю и очень им интересуюсь».
Ф.М. Достоевский вместе с братом Михаилом Михайловичем с 1861 года стал выпускать свой журнал «Время». Шокан Уалиханов, бывая у Достоевского, познакомился с программой журнала и горячо поддержал ее.
Письма Ш. Уалиханова к Ф.М. Достоевскому, написанные после возвращения из Петербурга как и прежде, полны дружеских чувств. Во время следования из Петербурга в Сырымбет, остановившись в Петропавловске, Шокан Уалиханов18 июня 1861 г. пишет Ф.М. Достоевскому: «Любезный друг Федор Михайлович! Я обещал тебе писать из Казани, но вследствие разных причин, главным образом, вследствие лени, пишу из Сибири, из Петропавловска, куда приехал вчера вечером и где буду ждать генерал-губернатора»...
В письме Шокан с душевной откровенностью передает другу свое тягостное положение: «Я теперь расстроен нравственно и телесно и много писать не могу».
Переписка Ш. Уалиханова и Ф.М. Достоевского представляет большой общественно-политический интерес и является примером близкого идейного общения замечательных представителей двух дружественных народов. В письмах Ш. Уалиханова получали отражение его общественные взгляды, любовь к русскому народу и русской культуре.
Ф.М. Достоевский на всю жизнь сохранил в памяти образ своего друга из казахской степи. Все предметы, полученные им от Ш. Уалиханова, стали для него самыми дорогими сувенирами. В 1866 г. уже после смерти Ш. Уалиханова он как-то сказал своей жене А.Г. Достоевской: «Видите этот большой палисандровый ящик? Это подарок моего сибирского друга Чокана Валиханова, и я им очень дорожу. Я в нем храню свои рукописи, письма и вещи, дорогие мне по воспоминаниям». В этих словах писателя проскользнула его огромная любовь к Шокану Уалиханову как к своему давнему сибирскому другу, тому другу, с образом которого он уже никогда не расставался.