Древняя Греция

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 10:36, реферат

Описание работы

Искусство Древней Греции знаменует один из высочайших взлетов в культурном развитии человечества. В своем творчестве греки использовали опыт более древних художественных культур, и в первую очередь эгейского искусства. Истории собственно древнегреческого искусства начинается после падения Микен и дорийского переселения и охватывает 11-1 вв. до н. э.

Работа содержит 1 файл

Др. Греция.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

    В сознании последующих поколений V век  до н.э. ассоциировался с величайшими  победами, одержанными греками при  Марафоне и Саламине, он воспринимался  как время героических деяний предков, отстоявших независимость  Эллады, спасших ее свободу. Это было время, когда единая цель - служить родине вдохновляла бойцов, когда высшей доблестью было погибнуть за отечество, а высшим благом считали благо родного полиса.

ГРЕЦИЯ  В IV В. ДО Н.Э.

АРХИТЕКТУРА.

 

    Показательно, что после Пелопонесской войны не только сократилось монументальное строительство, но и переместились его центры: вместо Аттики ими стали Пелопоннес и Малая Азия. Павсаний, оставивший описание наиболее известных памятников Греции, самым красивым сооружением Пелопоннеса считал храм Афины Алеи в Тегее, заменивший старый, сгоревший в 394г. Он был построен и украшен знаменитым мастером Скопасом. Интерес современников вызывала планировка Мегалополя, города, построенного аркадянами как центр Аркадского союза.

    Зодчество стало приобретать несколько иной характер: если раньше в нем ведущую роль играли храмовые сооружения, то теперь больше внимания стало уделяться гражданской архитектуре - театрам, помещениям для собраний, палестрам, гимнасиям. Новые тенденции в архитектуре выразились и в стремлении создать общеэллинский стиль - койнэ; здесь происходила та же унификация, что и в языке. К выдающимся архитекторам этого времени относились Филон, Скопас, Поликлет Младший, Пифей.

    Подъем  переживала архитектура малых форм, имеющая много общего со скульптурой. Ее типичным образцом может служить памятник руководителя хора Лисикрата, сооруженный им в Афинах после победы на состязаниях 335г. Воздвигались такие сооружения обычно на частные средства.

    Популярность  в IVв. культа Асклепия, бога врачевания, привела к постройке в Эпидавре (60-30е годы) замечательного архитектурного ансамбля, включающего в себя храм, стадион, гимнасий, дом для приезжающих, театр и фолос, или фимелу (концертный зал).

СКУЛЬПТУРА.

 

    Новые требования стали предъявляться  к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

    Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них  представлено Скопасом, уроженцем о.Пароса, произведения которого поражали современников  драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта(Ил 12).

    Другое, лирическое направление отразил  в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения. По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась "Афродита Книдская". Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов. Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

    Стремление  показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера - статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также "Эрот с луком", "Геракл, борющийся со львом"(Ил 13). Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.

    Имя афинянина Леохара связано с  двумя хрестоматийными произведениями: "Аполлоном Бельведерским" и "Ганимедом, похищаемым орлом". Изысканность и  эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И.Винкельманом. Однако в XXв. искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.

ЖИВОПИСЬ.

 

    О живописи IVв. можно судить в основном по сведениям, сохранившимся у античных авторов. Судя по ним, она достигла высокого уровня не только в практике, но и  в теории. Были широко известны такие картины основателя сикионской школы Евмолпа, ученик которого, Памфил, создал трактат о художественном мастерстве.

    Тенденции Скопаса были близки художнику Аристиду Старшему, одна из картин которого изображала умирающую на поле битвы мать, к  груди которой тянется ребенок. Произведение Никия "Персей и Андромеда" скопировано на одной из фресок в Помпеях. Этого художника высоко ценил Пракситель, доверяя ему тонирование своих мраморных статуй.

    В IVв. достигло расцвета искусство малых  форм, отмеченное грацией и изяществом. Оно прославлено терракотами мастеров Танагры. Вазовая живопись, напротив, вступала в полосу упадка: чересчур усложнились композиции, возросла пышность декора, появилась небрежность в рисунке.

    В целом искусство данного периода  расценивается исследователями как время принципиальных сдвигов, интенсивных поисков, зарождения тенденций, получивших свое завершение в эпоху эллинизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

    Как уже было сказано выше всю историю  древней Греции принято делить на две большие эпохи: 1) микенская цивилизация и 2) античная цивилизация.

    Характерной чертой раннегреческой культуры было удиви тельное единство ее стиля, ярко отмеченного самобытностью, жизненностью и гуманностью. Человек занимал  значительное место в мировоззрении  этого общества; причем художники уделяли внимание представителям самых различных профессий и социальных слоев, внутреннему миру каждого персонажа. Особенность куль туры ранней Эллады сказывается в том удивительно гармоничном сочетании мотивов природы и требований стиля, которые обнаруживают произведения ее лучших мастеров искусства. И если первоначально художники, особенно критские, стремились больше к украшательству, то уже с XVII-XVI вв. творчество Эллады полно жизненности. Должно заметить, что изучаемой культуре присуща определенная традиционность, сохранения ряда понятий например мотива бегущей спирали, сохранившегося еще от культуры северобалканских племен эпохи неолита, получившего великолепное развитие в кикладском искусстве III тыс. и многократно воспроизведено в II тыс. в орнаменте не только монументальных царских фолосов, но и в декоре бытовых предметов, особенно посуды. Вместе со спиралью народ сохранил и другие традиционные геометрические мотивы. Поэтому в эпоху после дорийского переселения, когда с гибелью дворцов резко уменьшилось потребность в предметах роскоши, геометрический стиль вновь занял ведущее место с искусстве.

    В XXX-XII вв. население Греции прошло сложный  путь экономического, политического  и духовного развития. Указанный  отрезок истории характеризуется интенсивным ростом производства, создавшим в ряде областей страны условия для перехода от первобытнообщинного к раннеклассовому строю. Параллельное существование этих двух общественных систем обусловило своеобразие истории Греции в эпоху бронзы. Необходимо отметить, что многие достижения эллинов того времени явились основой блестящей культуры греков классической эпохи и вместе с нею вошли в сокровищницу европейской культуры.

    Затем в течении нескольких веков, называемых "Темными веками" (XI-IX вв.) в своем  развитии народы Эллады по неизвестным до сих пор обстоятельствам, можно сказать, отбрасываются к первобытно-общинному строю.

    За "Темными веками" следует период Архаики - это время возникновения, в первую очередь, письменности (на основе финикийской), потом философии: математики, натурфилософии, затем необычайное богатство лирической поэзии и др. Греки,  умело используя достижения прежних культур Вавилона, Египта, создают свое собственное искусство, оказавшее огромное влияние на все последующие этапы европейской культуры.

    В период архаики постепенно была создана  продуманная и ясная система  архитектурных форм, которая стала  основой всего дальнейшего развития греческого зодчества.

    О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Очевидно, что она существовала, но по каким-то причинам не сохранилась. Зато мы можем судить о вазописи, которое в отличие от многих других искусств гораздо более динамично, многообразно и быстрее откликается на всевозможные художественные открытия и эксперименты.

    Таким образом период архаики можно назвать периодом резкого скачка в культурном развитии Греции.

    За  архаическим периодом следует период классики (V-IV вв. до н.э.).

    В философии V в. основным направлением будет  натурфилософия, материалистическая в  своей основе и пифагореизм, противостоящий ей. Но чем больше она отрывается от реальных знаний тем больше общественный скептицизм к натурфилософии, выразителями которого стали софисты.

    Возникновение софистического движения связано с  общим усложнением структуры  общества. Они сыграли большую роль в духовном перевороте в греческом обществе в середине V в., в результате которого в центре философии оказывается не мир, а человек.

    Конец V-IV в. - период бурной духовной жизни  Греции, формирования идеалистических  идей Сократа и Платона, развивавшихся в борьбе с материалистической философией Демокрита, и возникновения учения Киников. 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. История Древней  Греции –учебник, М; “Высшая школа”, 1972г
  2. Краткая худ. энциклопедия “Искусство стран и народов мира”. М; “Советская энциклопедия” 1962г.
  3. Куманецкий К., История культуры Древней Греции и Рима, М; 1998г
  4. Любимов Л., Искусство Древнего мира, М; ”Просвещение”, 1980г
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИЛОЖЕНИЯ 

    Иллюстрация 1- изображение Греческих ваз.

    Иллюстрация 2- кубок Нестора VIII в.

    Иллюстрация 3- храм Деметры 6 в. до н.э

    Иллюстрация 4- храм Артемыды в Эфесе

    Иллюстрация 5- Анаксагор (ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) древнегреческий 

    математик.

    Иллюстрация 6- Фукидид (ок. 460 — ок. 400 до н.э.) великий греческий

    историк.

    Иллюстроция 7- театр Эпидаурус (приблизительно 4 столетие до н.э.)

    Иллюстроция 8-сокровищница афинян в дельфах (около 5 в. до н.э.)

    Иллюстроция 9- храм Конкордии (середина 5 в до н.э.)

    Иллюстроция 10- Парфенон. Храм богини Афины Парфенос в Афинах

    (447—438 до н. э.)

    Иллюстроция 11- статуя Зевса Олимпийского. Работа Фидия (около 470- 456

    Г. До н.э.)

    Иллюстроция 12- Пляшущая Менада. Работа скульптора Скопаса. Первая

    половина IV в. до н. э

    Иллюстроция 13- Геракл, борющийся со львом. Лисип ( IV в до н.э.)

Информация о работе Древняя Греция