Древние славянские цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:19, реферат

Описание работы

Племенные группы восточных славян были среди первых обитателей земель, позже названных Киевской Русью. Источники VI века, в том числе византиец Прокопий Кесарийский и готский автор Иордан, отождествляют с восточными славянами антов – группу племен, занимавшую территорию, доходившую на юге до Черного моря, на западе – до низовьев Дуная, а на востоке – до Северского Донца.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….2
1. Велесова книга. Мир в представлении древних славян……………………..4
2. Боги и обряды………………………………………………………………..…7
3. Быт в Киевской Руси………………………………………………………….13
Заключение…………………………………………………………………….…20
Список использованных источников………………………………………...…22

Работа содержит 1 файл

Контрольная Культурология.docx

— 48.12 Кб (Скачать)

     В княжеско-боярской среде в три  года мальчика сажали на коня, затем  отдавали его на попечение и выучку пестуну (от «пестовать» — воспитывать). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте мальчиков и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка, основательница женского монастыря в Киеве, создала в нем школу для обучения девочек.

     На  берегах Днепра шумел веселый  киевский торг, где, кажется, продавались  изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад.

     Своя  жизнь, полная трудов, тревог, текла  в скромных, русских селах и  деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках  с печками-каменками в углу. Там  люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили  скот, бортничали, охотились, оборонялись  от «лихих» людей, а на юге — от кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем, нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли. Мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

     Изготовление  обуви в крестьянской семье традиционно  было мужским делом, а одежду всегда делали женщины. «Они обрабатывали лён, этот чудесный северный шёлк, пряли  из него тонкие мягкие нитки. Долгой и  трудной была обработка льна, но под сильными и ловкими руками крестьянок лён превращался и  в белоснежные ткани и в  суровые холсты, и в прекрасные кружева. Эти же руки шили одежду, красили  нитки, вышивали праздничные наряды. Чем трудолюбивее была женщина, тем  тоньше и белее были рубашки у  всей семьи, тем замысловатее и красивее были на них узоры».

     Обучение  всем женским работам начиналось с раннего детства. Маленькие  девочки с шести-семи лет уже  помогали взрослым в поле сушить лён, а зимой пробовали прясть из него нити. Для этого им давали специально сделанные детские веретёна и  прялки. Подрастала девочка и с  двенадцати-тринадцати лет начинала сама готовить себе приданое. Она пряла  нитки и сама ткала холст, который  хранили к свадьбе. Затем она  шила себе и будущему мужу рубашки  и необходимое бельё, вышивала эти  вещи, вкладывая в работу всё своё умение, всю душу. Самыми серьёзными вещами для девушки считались  свадебные рубашки для будущего жениха и для себя. Мужскую рубашку  украшали вышивкой по всему низу, делали неширокую вышивку по вороту, а  иногда и на груди. Долгие месяцы девушка  готовила эту рубашку. По её работе люди судили, какая из неё будет  жена и хозяйка, какая работница.

     После свадьбы, по обычаю, только жена должна была шить и стирать рубашки мужа, если не хотела, чтобы другая женщина  отобрала у неё его любовь.

     Женская свадебная рубашка тоже была богато украшена вышивкой на рукавах, на плечах. «Руки крестьянки – от них зависело благополучие семьи. Они всё умели  делать, никогда не знали отдыха, они защищали слабого, были добрыми  и ласковыми ко всем родным и близким. Поэтому их следовало украсить красиво вышитыми рукавами в первую очередь, чтобы люди сразу замечали их, проникались к ним особым уважением, понимая особую роль рук в жизни женщины-труженицы».

     Прясть  и вышивать было принято в часы, свободные ото всех других работ. Обычно девушки собирались вместе в  какой-нибудь избе и садились за работу. Сюда же приходили парни. Часто они  приносили с собой балалайку, и получался своеобразный молодёжный вечер. Девушки работали и пели песни, частушки, рассказывали сказки или  просто вели оживлённый разговор.

     Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью  узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Отдельные элементы вышивки носили символическое значение. Вышила женщина ёлочки, – значит, желает она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Жизнь человека постоянно связана с водой. Поэтому к воде нужно относиться с уважением. С ней нужно дружить. И женщина вышивает на одежде волнообразные линии, располагая их в строго установленном порядке, как бы призывая водную стихию никогда не приносить несчастья любимому человеку, помогать ему и беречь его.

 

      Заключение 

     Культура  Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся  под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие  влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

     Язычникам были известны многие виды искусств. Они  занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

     Раскопки  на территориях древних городов  показывают всё разнообразие быта в  городской жизни. Множество найденных  кладов и вскрытые могильники донесли  до нас предметы домашней утвари и  ювелирные украшения. Обилие женских  украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние  ювелиры отразили свои представления  о мире, с помощью витиеватого  растительного орнамента они  могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

     К сожалению, почти вся языческая  архитектура была деревянной и для  нас почти утрачена, но в сохранившихся  ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и  орнаменте языческие мотивы. Это  типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом  христианского святого и языческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

     Многочисленные  праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей  день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

     Культура  Руси складывается в те же века, что  и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям — хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государства, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры.

     Объединение всех восточнославянских племен в едином государстве способствовало их общественно-экономическому, политическому и культурному  развитию, значительно укрепляло  их в борьбе с общим врагом. Культурные ценности, созданные гением древнерусского народа, выдержали испытание временем. Они стали основой национальных культур русского, украинского и  белорусского народов, а лучшие из них  вошли в сокровищницу мировой  культуры.

     Несмотря  на множество противоречий в среде  историков, все они сходятся в  оценке значения Киевской Руси. Древнеславянское государство стало великой вехой  в истории не только братских славянских народов, но и оказало неоспоримое  влияние на развитие мировой культуры. Именно Русь (приняв на себя основной удар и истрепав вражеские войска) спасла европейские народы от разорения  и порабощения. Причем, ценой своей  крови спасшие Европу, славяне  не смирились с татаро-монгольским гнётом. Что характерно для славян (несмотря на угнетения захватчиков) они сохранили свою культуру, вольный дух и память о своей свободе. Даже под игом продолжалась борьба славян за свою свободу. Со временем вспомнив, что сила в единстве и оправившись от поражения славянские народы сбросили с себя ненавистное иго.

     В те далекие времена, под тяжелыми испытаниями и формировался свободолюбивый славянский дух, историческая гордость и всенародное мужество. Нам, как  прямым наследникам древнеславянского  государства нельзя забывать уроков истории.

 

      Список использованных источников: 

  1. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. «Мифы древних славян. Велесова книга» Саратов: "Надежда", 1993.
  2. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М., 1987, том 1.
  3. Маерова К., Дубинская К. «Русское народное прикладное искусство» М.: "Русский язык", 1990.
  4. Рыбаков Б.А. "Язычество Древней Руси". М., 1987.
  5. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М., 1992.
  6. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.

Информация о работе Древние славянские цивилизации