Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:56, лекция
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср аль-Фараби.
Древние города Казахстана
Отрар
Отрар расположен в долине Сырдарьи, при слиянии рек Арыси и Сырдарьи. В науке этот район называется Отрарский оазис, древние названия которого Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб. Интересен тот факт, что Фараб является родиной выдающегося учёного, мыслителя, философа, продолжателя Аристотеля - Абу Наср аль-Фараби.
В 1219-1220 годах город штурмовали
монгольские отряды Чингис-
Отрар был на стыке различных географических ландшафтов, буквально в узле многих дорог, в том числе тех, что шли по Сырдарье на юг в Шаш, Согд и далее к Мерву, Нишапуру, Рею, на север и запад через Хорезм в Приаралье, Повольжье, Причерноморье и на Кавказ. Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение.
Тысячелетия, наполненные
Интереснейшим сооружением Отрара конца XIV - начала XV вв. является соборная мечеть. Ее постройка связана с именем Тимура, по приказу которого были воздвигнуты на территории Казахстана мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане и мавзолей Арыстан-баба в Отрарском оазисе. Такой крупный архитектурный ансамбль, каким является комплекс мечети в Отраре, вскрыт в средневековом городе Казахстана впервые.
Согласно историку Шараф ад-дину Иезди, "отправившись от берегов Сейхуна, Тимур остановился в среду 12 раджаба в Отрарском дворце Бердибека; все царевичи, эмиры и близкие из придворных заняли каждый отдельную комнату". Дворец правителя пока еще не раскопан, это дело будущего, но известно, что в нем был зал приемов - "куриншихана". О нем можно судить из следующих строк того же историка: "В это время прибыл к Тимуру от Тохтамыша, который уже давно скитался бесприютным бродягой в степях Дешти Кыпчака. В тот же день Тимур торжественно вошел в приемный зал и уселся на высоком троне".
На Отраре в 2001-2004
гг. осуществлялся международный проект
ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации
и сохранению древнего города Отрар".
Консервируется мечеть, баня, комплекс
гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует
государственная программа "Возрождение
древнего Отрара". По замыслу археологов
и специалистов-реставраторов Отрар будет
превращен в средневековый город-музей
и должен стать своеобразными казахстанскими
Помпеями.
Испиджаб (Сайрам)
Испиджаб - крупнейший, центральный город
на Великом Шелковом Пути. Впервые он упоминается
в маршрутнике Сюань Цзяня 629 г. как "город
на Белой реке". Позднее Махмуд Кашгарский
сообщает: "Сайрам - название белого
города (Ал-Мединат ал-Байда), который называется
Испиджаб. Про него говорят также Сайрам".
Этимология топонима Испиджаб в значении
"белая вода" предложена исследователями
на основе согдийского языка. Город под
названием Сайрам дожил до настоящего
времени, и нет сомнения в том, что городище
на его территории соответствует средневековому
Испиджабу. Городище Сайрам датируется
I - XIX в.в. н.э. Оно включено как один из приоритетных
историко-археологических объектов в
государственную программу "Культурное
наследие". В Сайраме огромное изобилие
мазар (святых могил). Следующие мазары
существуют до сих пор: родители выдающегося
поэта и религиозного мистика X. А. Яссави
Карашаш ана (XVIII в.), Ибрагим ата (XIII-XIX в.в.),
Абдел Азиз Баба (XV-XIX в.в.), Ходжа Талиг
(XIII-XIX в.в.), Мирали Баба (конец ХГХ-ХХ в.в.),
Средневековый минарет Хызр (XIII-XIX в.в.)
Сюткент
В X в. о городе Сюткент сообщает географ ибн-Хаукаль. Он пишет: "Сюткент лежит к западу от реки Шаша (Сырдарья), в нем есть мечеть и в нем собираются тюрки из племен огузов и карлуков, которые уже приняли ислам, они храбры и воюют с тюрками и недоступны для них". В XI в. Махмуд Кашгарский называет Сюткент в числе городов огузов. (Филолог Махмуд Кашгарский, родом из Кашгарии, жил в ХI веке, написал "Словарь тюркских наречий" в трёх томах, который содержал богатейший материал по языку, культуре, истории этнографии племен и народностей Казахстана и Средней Азии).
В начале XV в., сообщают источники, через
Сюткент проходило войско Тимура. Название
города сохранилось до сих пор в имени
современного села. Рядом находятся два
городища, одно из них датируется VIII-XII
вв., а второе - XIII-XV вв.. Они соответствуют
средневековому Сюткенту, менявшему свое
место.
Сыгнак
Сыгнак впервые упомянут в источниках X в., а в XI в. он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов. В XII в. Сыгнак становится столицей кыпчакского государственного объединения. У историка XIII в. Джувейни имеется описание разгрома города монголами в 1219 г. в отместку за оказанное сопротивление. Он пишет, что отряд Джучи, двигаясь вниз по Сырдарье, брал один город за другим. Джучи сопровождали два местных купца - Хасан-ходжа и Али-ходжа. Хасан-ходжа был послан в Сыгнак уговаривать жителей сдаться, но жители убили купца и оказали сопротивление. Лишь после семидневного штурма Сыгнак был взят, население целиком вырезано. Надолго приостановилась жизнь в городах Сырдарьи, часть из которых так и осталась в развалинах. Плано Карпини, который проезжал через разрушенные города низовьев Сырдарьи спустя двадцать пять лет, записал в своем дневнике: "В этой земле мы нашли бесчисленные истребленные города, разрушенные крепости и много опустошенных селений". Однако Сыгнак сумел возродиться и достичь былого величия. Как знать, может быть, свободолюбие и презрение к врагам, которое проявили сыгнакцы, способствовали этому? Ведь недаром в одном из стихотворений говорилось:
В прошлом страна эта была свободной от забот,
Местопребыванием людей знания она была,
Родом из нее был автор сочинения "Нихая";
Происходил из нее толкователь трудных мест "Хидая".
Если бы нам на долю пришлось еще пожить,
Мы и второй раз стали бы сыгнакцами.
В середине XIII в. Сыгнак под именем Сгнах упоминается только один раз в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I. Во второй половине XIV в. город становится Столицей Ак-Орды. В Сыгнаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, и велось интенсивное строительство. После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана.
Из сказанного ясно, какое важное значение играл Сыгнак, расположенный на границе с постоянно бурлящей, неспокойной степью. Господствовать здесь можно лишь при условии обладания Сыгнаком и плодородной равниной вокруг города, обжитой и ухоженной земледельцами. Не только стратегическим, но и крупным экономическим и политическим центром был Сыгнак.
В XVI-XVIII вв. Сыгнак принадлежал казахам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верБлюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими. "Гавань Дешти Кыпчака" - так называли Сыгнак в то время. Среди многочисленных товаров славились "самые лучшие луки и стрелы", привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши. Историк Рузбихан пишет, что жители Сыгнака, кроме земледелия, ремесел и торговли, занимаются охотой. "Степи вокруг Сыгнака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо; дичь здесь чрезвычайно дешевая".
Сейчас вокруг городища сухая
степь, поросшая саксаулом и
колючим кустарником.
Кок-Кесене
В 1901 г. член туркестаского кружка любителей археологии В. Каллаур обследовал и сфотографировал остатки прекрасного мавзолея XIV-XV вв. Кок-Кесене. В 1914 г. здание рухнуло, и когда в 1927 г. востоковед А. Ю. Якубовский обследовал городище, от мавзолея сохранился лишь устой портала южной арки и груда развалин. "Достаточно было прибегнуть к нескольким ударам теши, - пишет А. Ю. Якубовский, - как открылось большое количество голубых, синих, белых изразцов. Полива на них очень высокого качества... Голубой цвет поливы, будучи отличным по своему тону от самаркандских и бухарских образцов, не уступает лучшим из них... Найден был и большой кусок, весь выложенный изразцовой мозаикой, в котором даны голубые, белые, синие, желтые и красные вставки. Наконец, найден на поверхности и кусок резного неполивного терракотового кирпича. Беглого осмотра было достаточно, чтобы сказать, что Кок-Кесене была великолепной по изразцовому убранству постройкой".
Очень своеобразным было
По мнению исследователей, мавзолей
был построен над могилой
Город окончательно запустел, как
и многие другие сырдарьинские
города, к началу XIX в., но до сих пор
народные предания и легенды хранят воспоминания
о нем как о крупном торговом центре на
трассе Великого Шелкового пути.
Сауран
Согласно письменным
В маршрутнике середины XIII в. Гетума I город назван Савран, "который очень велик". В XIV столетии город становится столицей Ак-Орды и на этот период приходится расцвет керамического производства. В источниках XVI-XVII вв. Сауран характеризуется как большой и богатый город, вокруг которого находились земледельческие селения, сады и посевы. Люди продолжали жить в крепости до середины XVII в.
Остатки Саурана с сохранившимися, но сильно разрушенными стенами находятся в 40 км западнее Туркестана. Исследователи считают, что Саурану IX-XII вв. соответствует городище Каратобе, расположенное в 3 км восточнее и датируемое I в. н.э. - XII в. С 2004 г. городище Сауран исследуется по государственной программе "Культурное наследие". Со временем здесь будет археологический парк Сисан.
От Астура, согласно ал-Идриси, "до
Сисана 12 дней пути в восточном направлении
по суше, а по реке меньше этого". Город
находился в долине реки Иртыш. Точное
месторасположение неизвестно.
Тараз
Особое место на дорогах "
Суяб
Городские поселения были и
на плодородных землях
Самые ранние сведения о Суябе, относящиеся к первой половине VII-VIII вв., содержат китайские источники. В 629 г. буддийский паломник Сюань Цзянь по пути в Индию проехал через Семиречье. На реке Суй-е он нашел город. "В окружности он имел 6-7 ли. В нем жили купцы из разных стран и хусцы (согдийцы). Земли пригодны для возделывания красного проса и винограда. Прямо от Суй-е на запад находилось несколько десятков одиночных городов, независимых друг от друга". Далее Сюань Цзянь характеризует жителей городов Семиречья, их нравы, одежду, обычаи и заключает рассказ сообщением, что в городах живут земледельцы и торговцы. В 677 году, сообщают источники ("Старая Танская история"), китайцы совершили поход на западных тюрок, захватили кагана Дучжи в плен и отправили его в город Суй-е (Суяб).