Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:22, реферат
В Северной Индии первой половины I тысячелетия до н. э. в процессе слияния арийских и местных традиций формировались основы древнеиндийской культуры. Культура Древней Индии в своём истоке, неразрывно связанна с Хараппской цивилизацией предшествовавшей арийской. В III—II тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Наука узнала об этой малоизвестной культуре древней Индии намного позже, чем о других цивилизациях, — в 20-х гг. XX в., — и вписать её в мировую историю оказалось не легко: слишком много трудных и неразрешимых вопросов задала она исследователям.
Поворотным моментом в истории культуры Индии явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом неизбежно привели к конфликту между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556–1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры.
Стремительный
закат империи Великих Моголов
приходится на первую четверть XVIII в. С
этого периода начинается вторжение
в Индию европейцев: португальцев,
голландцев, французов и, наконец, англичан.
К концу XVIII в. Великобритания прочно
утвердила здесь свое господство.
Внедрение английской модели образования
и деятельность христиан-миссионеров
оказали огромное воздействие на
культурную жизнь и религиозное
самосознание индийцев. Новая столица,
Калькутта, а вслед за ней Бомбей
и Мадрас стали центрами западной
цивилизации. Часть образованных индийцев,
чрезмерно увлекшись
Руководители этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источником духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836–1886), проповедовавшего, что все вероучения – это лишь различные пути, ведущие к одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863–1902) вошел в историю как посланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и Америке.
Несмотря на политический гнет, национальная индийская культура продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.
В
этот период набирало силу движение за
независимость под руководством
партии Индийский национальный конгресс,
созданной в 1885 г. Пробудившееся
чувство патриотизма нашло
Его
яркая индивидуальность и разносторонняя
одаренность проявились во многих сферах
искусства и литературы – поэзии,
музыке, драме, романе, рассказе и даже
живописи. Тагор был первым писателем
Востока, удостоенным Нобелевской
премии. Он основал университет Вишва-
Избирательность,
способность к ассимиляции и
переосмыслению характеризовали индийскую
культуру на всем протяжении ее развития.
Ей не раз приходилось переживать
периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний
мир с его точными науками
и передовой техникой ставит перед
ней новые задачи, требует поиска
новых путей. Как сохранить непреходящие
ценности национальной, религиозной
и эстетической традиций, выдержавшие
испытание пяти тысячелетий, как
соединить их с сегодняшней
Список
используемой литературы
Информация о работе Древние цивилизации Востока: культура Индии.