Древние цивилизации Востока: культура Индии.

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

В Северной Индии первой половины I тысячелетия до н. э. в процессе слияния арийских и местных традиций формировались основы древнеиндийской культуры. Культура Древней Индии в своём истоке, неразрывно связанна с Хараппской цивилизацией предшествовавшей арийской. В III—II тысячелетии до н. э., а возможно, и раньше в долине Инда существовала одна из величайших цивилизаций древности. Наука узнала об этой малоизвестной культуре древней Индии намного позже, чем о других цивилизациях, — в 20-х гг. XX в., — и вписать её в мировую историю оказалось не легко: слишком много трудных и неразрешимых вопросов задала она исследователям.

Работа содержит 1 файл

Древние цивилизации Востока культура Индии.docx

— 47.73 Кб (Скачать)

     Поворотным  моментом в истории культуры Индии  явилось установление в конце XII в. мусульманского владычества. Кардинальные различия между исламом и индуизмом  неизбежно привели к конфликту  между ними. Однако вскоре началось их примирение, чему способствовала близость веданты мистицизму суфиев. Многие мусульманские феодалы как в Дели, так и в провинциальных княжествах покровительствовали индийским литераторам и музыкантам и даже принимали участие в индуистских празднествах. Интеграционные процессы усилились после основания в 1526 г. империи Великих Моголов. В царствование Акбара (1556–1605), политика которого отличалась мудростью и терпимостью, были заложены основы общенациональной культуры.

     Стремительный закат империи Великих Моголов  приходится на первую четверть XVIII в. С  этого периода начинается вторжение  в Индию европейцев: португальцев, голландцев, французов и, наконец, англичан. К концу XVIII в. Великобритания прочно утвердила здесь свое господство. Внедрение английской модели образования  и деятельность христиан-миссионеров  оказали огромное воздействие на культурную жизнь и религиозное  самосознание индийцев. Новая столица, Калькутта, а вслед за ней Бомбей и Мадрас стали центрами западной цивилизации. Часть образованных индийцев, чрезмерно увлекшись европейской  культурой, игнорировала свое национальное наследие. Тогда за духовное и культурное возрождение Индии стали ратовать представители реформаторского  движения, основателем которого был  Рам Мохан Рой.

     Руководители  этого движения, известного как Брахма Самадж, утверждали абсолютную истинность священных книг индуизма и ислама, не отвергая в то же время прогрессивной западной философской мысли. Еще одним источником духовного возрождения страны стало учение Рамакришны (1836–1886), проповедовавшего, что все вероучения – это лишь различные пути, ведущие к одной цели, а его знаменитый ученик Свами Вивекананда (1863–1902) вошел в историю как посланец индийской интеллектуальной культуры в Европе и Америке.

     Несмотря  на политический гнет, национальная индийская  культура продолжала развиваться. Прозаики и драматурги второй половины XIX в. стали  обращаться к политической, исторической и социальной тематике. Выдающийся поэт Галиб, писавший на урду, и бенгальский романист Банким Чаттерджи внесли огромный вклад в индийскую литературу. Традиции классической индийской музыки продолжили выдающиеся музыканты, в основном мусульмане. В Лакнау и Джайпуре сложилась школа индийского танца катхак. Позднее возникло движение за возрождение индийской живописи, во главе которого стояли Абааниндранат Тагор и другие художники «бенгальской школы». В Калькутте и Бомбее ставились пьесы на современные темы и на религиозно-мифологические сюжеты.

     В этот период набирало силу движение за независимость под руководством партии Индийский национальный конгресс, созданной в 1885 г. Пробудившееся  чувство патриотизма нашло отражение  в литературных произведениях того времени. Возвращение Махатмы Ганди  в Индию из Южной Африки, где  он героически боролся против расизма, открыло новую страницу в истории  страны. Учение Ганди затрагивало  все аспекты жизни, но главный  акцент в нем делался на общественно-политические вопросы. В своих стихах и романах  крупнейшие писатели того времени –  Баради на тамили, Премчанд на хинди, Сорат Чаттерджи на бенгали – выражали идеалы гандизма. В индийской культуре XX в. возвышается исполинская фигура Рабиндраната Тагора, одного из величайших поэтов и философов в истории человечества.

     Его яркая индивидуальность и разносторонняя одаренность проявились во многих сферах искусства и литературы – поэзии, музыке, драме, романе, рассказе и даже живописи. Тагор был первым писателем  Востока, удостоенным Нобелевской  премии. Он основал университет Вишва-Бхарати и предвосхитил многие концепции современной системы образования. Целое поколение индийских писателей и художников испытало его влияние. Ганди и Тагор по праву считаются творцами современной Индии. 15 августа 1947 г. страна обрела независимость. Так, по словам Джавахарлала Неру, она «встретилась со своей судьбой». Религиозно-общинная рознь, раздел страны, последовавшее за ним кровопролитие и, наконец, убийство Махатмы Ганди были тяжелыми потрясениями, но Индия скоро оправилась от постигших ее несчастий и начала строить новую жизнь, заняв законное место в международной семье наций. Она достигла значительных успехов во многих сферах культурной жизни. Почти на всех четырнадцати официальных языках народов Индии появились превосходные литературные произведения. Среди художников, обогативших индийскую культуру в последние десятилетия, Рави Шанкар и Али Акбар в классической музыке, Джамини Рей и М.Ф. Хуссейн в живописи, Баласарасвати в классическом танце, Сатьяджит Рей в кинематографии.

     Избирательность, способность к ассимиляции и  переосмыслению характеризовали индийскую  культуру на всем протяжении ее развития. Ей не раз приходилось переживать периоды кризисов и сомнений. Сегодняшний  мир с его точными науками  и передовой техникой ставит перед  ней новые задачи, требует поиска новых путей. Как сохранить непреходящие ценности национальной, религиозной  и эстетической традиций, выдержавшие  испытание пяти тысячелетий, как  соединить их с сегодняшней действительностью  – вот вопросы, которые занимают современных индийских философов, художников и писателей. От того, сумеют ли они гармонично и творчески  решить эту задачу, зависит направление  будущего развития индийской культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 
 

  1. Бэшем А. Чудо, которым была Индия. – М., 2001.
  2. Древняя Индия. Язык, культура, текст. – М.: Наука, 2005.
  3. Ерасов B.C. Культура, религия и цивилизация на Востоке. - М., 2003.
  4. Индийская культура и буддизм. М., 2002.
  5. Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии. М., 2005.

Информация о работе Древние цивилизации Востока: культура Индии.