Древнерусская культура 10- начала 13 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 14:33, реферат

Описание работы

Для начала необходимо определить что такое культура. Культура (от лат. cultura) – возведение, воспитание, почитание. Слово «культура» принадлежит, наверное к числу наиболее часто встречающихся. Оно существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и наук1.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

 

 

* Ски́фы (Σκύθαι) — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к ираноязычному суперэтносу, обитавшему в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности и времена Великого переселения народов. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Монастырское строительство

 

Древнерусская монастырская архитектура – явление разноплановое, со сложной внутренней динамикой, не позволяющей привести многообразие форм к единым критериям оценки. Процесс сложения ансамбля* монастыря порой занимал несколько столетий, поэтому в большинстве случаев не приходится говорить о выдержанном в едином стилистическом ключе архитектурном решении. Однако, рассматривая развитые монастырские комплексы в качестве сложившихся архитектурных структур, возможно отметить некоторые общие типологические признаки в их застройке, планировке и композиции. Эти признаки обусловлены единством функционального назначения, а также символической интерпретацией ** монастырского ансамбля.

 

Возлагавшиеся на монастырь функции определили комплекс сооружений, куда входили постройки разнообразного назначения – культовые, хозяйственные, жилые, оборонительные, мемориальные.

 

Как правило, уже на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, тем самым делала монастырский комплекс подобным городу или крепости. Крепостные стены, замыкая композицию и являясь ее границей, придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость. Конфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением. Традиционно первоначальники останавливали свой выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Таким образом, основные линии монастырского плана были предопределены естественными природными условиями. Подробный выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была – военно-оборонительная. Побывавший в XVII в. в Москве и написавший записки об этом путешествии Павел Алеппский приводит слова патриарха Никона о военной роли русских монастырей: «В нашей стране есть три очень богатых монастыря – великие царские крепости. Первый монастырь Святой Троицы. Он больше и богаче остальных, второй... известен под именем Кирилло-Белозерского... Третий монастырь – Соловецкий...»

 

*Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.)

**Интерпретация (искусство) — индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения (вообще говоря, не определяемая однозначно замыслом автора)

 

Глава 4. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности

 

Образованию раннефеодального государства Киевской Руси способствовало и то, что при феодальном строе восточнославянские племена на большой территории объединились в высшую сравнительно с родами и племенами этническую (народную) общность - древнерусскую народность.

Преодолению племенной обособленности способствовало развитие земледелия, скотоводства, промыслов, ремесел, торговли. Отмежевание ремесла от земледелия и скотоводства ускоряло дальнейшее развитие товарного производства и торговый обмен внутри племен и между ними, а также с соседними странами. Торговля укрепляла экономические связи между Киевской, Черниговской, Переяславской, Северской, Волынской, Галицкой, Новгородской, Смоленской и другими землями Киевской Руси.

Совместная жизнь в одном государстве приводила к постепенному стиранию различий (в языке, обычаях и т.д.) между родственными восточнославянскими племенами на большой территории. Они все активнее общались между собой и сближались. А это постепенно привело к формированию из местных диалектов древнерусского языка, понятного для всего населения Киевской Руси. Это население создало самобытную материальную и духовную культуру, отражавшую достижения в земледелии, скотоводстве, ремеслах, быте, зодчестве (строительстве), фольклоре, литературе, изобразительном искусстве. Древнерусская культура была проникнута идеей единства всей Русской земли.

Древнерусская народность основывалась не только на общности экономической жизни, территории, языка и культуры, но и состояла из двух основных, непримиримых между собой классов - крестьян и феодалов*.

Вместе с тем внутри древнерусской народности все еще сохранялись определенные особенности в языке, культуре и быте людей, населявших северо-восточную, западную и юго-западную территории Киевской Руси. Позднее эти особенности развились и послужили основой для формирования русской, белорусской и украинской народностей.

Киевская Русь - колыбель, а древнерусская народность - единый корень братских русского, украинского и белорусского народов, которые сохранили и пронесли через века понимание единства происхождения, близости языка и культуры, осознание общности своей судьбы.

 

 

*Феодал — землевладелец, по отношению к которому крестьяне находятся в крепостной зависимости.

 

 

Список литературы:

 

http://works.tarefer.ru/33/100295/index.html

Из книги: Русские монастыри. М., 1995. С. 12-17

Мировая художественная культура России 9-нач.20 века, Т.И.Балакина, Москва, 2000г.

Мировая художественная культура, Л.Г.Емахонова, 1999г.

Культурология в вопросах и ответах, под редакцией Г.В.Драча, 2002г.

Лучшие рефераты по культурологии, 2002г.

История России, М.Н.Зуев, 2003г.

Рассказы начальной русской летописи, «Русское слово»,2000

История  России 8-15 века, Кацва Л.А., Юрганов А.Л., «Аргус», 1996г.

http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Выше мы рассмотрели особенности развития древнерусской культуры периода  X – XIII вв. Подведем итог. Итак, истоки древнерусской культуры восходят к самобытной культуре восточнославянских племен докиевского периода. Если еще учесть местные особенности развития культуры различных областей, станет понятно многообразие культурных явлений и форм, дошедших до нас от той эпохи. И все же в них есть много общего.

К числу наиболее общих черт древнерусской культуры относится сильное влияние религии на все сферы культуры. Причем в условиях длительной борьбы двух укладов, патриархального и феодального, имела место борьба двух форм религиозного мировоззрения – языческого и христианского. Это налагало печать противоречивости и двойственности на всю русскую культуру.

Другой существенной особенностью  является традиционализм древнерусской культуры – черта, связанная с господством консервативных форм хозяйствования основной массы земледельческого населения Руси.

Как уже отмечалось в предыдущих главах, русская культура развивалась под влиянием внешних контактов. Но, восприняв новые формы, русские зодчие, иконописцы, летописцы, мастера-ремесленники обогатили их своими национальными чертами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Христианская культура и языческие традиции Руси………………..5

§1 Славянское язычество………………………………………………………..5

§2 Принятие христианства……………………………………………………...8

Глава 2. Контакты с культурами Запада и Востока………………………….10

Глава 3. Монастырское строительство………………………………………..12

Глава 4. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности…………………………………………………….13

Заключение……………………………………………………………………..14

Список литературы…………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Древнерусская культура 10- начала 13 в