Автор: f******@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 15:08, реферат
«Понятие «Древний Рим» многозначно. Им обозначают древний город или раннее поселение, родовую общину в древней Италии, позднее – государство, подчинившее себе земли всего Апеннинского полуострова, а еще позднее – крупнейшее рабовладельческое государство, в которое входили часть Европы, Египет, Малая Азия, Сирия, Средиземноморское побережье Африки. Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление»1.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
Развитие Римской цивилизации……………………………………….5
Римская цивилизация на пути к республике…………………………9
Римская держава в Республиканский период……………………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………27
В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала — патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов — защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.
Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме — главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи в конце концов уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.
В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав — патрицианская община превратилась в патрицианско-плебейскую.
Что же представляла собой римская община в III в. до н. э. — в эпоху своего расцвета? В чем она была похожа на древнегреческую и чем от нее отличалась?
В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян.
Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.
Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, который возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы14.
Большое
значение в жизни римлян имела религия.
Древнейшими богами были двуликий Янус
— творец Вселенной, Юпитер — бог неба,
Марс — бог войны. Римляне почитали Весту
— хранительницу домашнего очага и государства,
Юнону — богиню луны и покровительницу
женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу
ремесел. Было и множество других богов,
причем количество их все время возрастало.
Римляне охотно принимали «чужих» богов
— этрусских, греческих, а потом и восточных.
Религиозные обряды были своего рода общественной
обязанностью граждан: члены общины должны
были участвовать в обрядах своей фамилии,
почитая «семейных» богов, и в обрядах
общегосударственных. Любое дело в Древнем
Риме начиналось с того, что испрашивалась
воля богов.
Римскую религию историки называют рациональной
и практичной. Отношения с богами имели,
так сказать, деловой характер: следовало
соблюдать верность богам, строго выполнять
обряды и различные запреты, а взамен можно
было рассчитывать на их помощь.
Высший суд над человеком в Древнем Риме
осуществляли не боги, а общество — сограждане
давали оценку поступкам человека, высказывали
одобрение или неодобрение. Лучшие граждане
были образцом для подражания, на их подвиги,
совершенные ради общего блага, должен
был ориентироваться человек.
Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского гражданина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.
В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Двери дома трибуна должны были оставаться открытыми и днем, и ночью, чтобы любой плебей мог найти там защиту15.
Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса: он ведал вопросами внутренней-политики и определял внешнюю, под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Историки считают, что, несмотря на все значение народных собраний, именно он в конечном счете и руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской.
В республиканском Риме сохранились и традиции, унаследованные от монархии. Высшая власть принадлежала двум консулам. Правда, они ежегодно переизбирались, но их полномочия практически ничем не отличались от тех, что прежде были у царей. Консулам после их избрания даже вручались символы царской власти. Вне Рима, во время войн, власть консулов была непререкаема, но в городе она ограничивалась сенатом и народными собраниями.
Древние историки осознавали своеобразие своей государственности и считали ее самой совершенной.
Первым из них был Полибий (201— 120гг. до н. э.), грек по происхождению, много лет проживший в Риме и ставший восторженным его поклонником. Полибий создал теорию, которая объясняла, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления — смешанная, сочетающая и демократию (народные собрания), и монархический принцип (консулы), и аристократический (сенат). Ни один из этих принципов правления не подавлял остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.
Современные
историки называют Рим аристократической
республикой, т. е. республикой, в которой
большая власть принадлежала аристократическому
сенату. Но все-таки власть сената, как
и власть консулов, не была безграничной.
Римляне создали государственную систему,
в которой различные органы могли контролировать
друг друга, а это ставило преграду самовластию.
«Республиканский период истории Древнего Рима характеризуется почти непрерывными войнами. Территория, которой владел Рим, все время увеличивалась, а его могущество росло. К 265 г. до н.э. Римом был завоеван весь Апеннинский полуостров, находившиеся на нем греческие полисы были подчинены Риму»16.
Ведя
почти непрерывные войны, захватывая
все новые и новые земли, Рим
постепенно превращался в огромную
державу с многочисленными
В
IV в. до н. э. римляне завладели всей
территорией Средней Италии.
Большинство завоеванных италийских племен
римляне объявили своими союзниками. Это
означало, что они должны были платить
Риму военный налог, выставлять отряды
в помощь римскому войску. Во внутренние
дела союзников Рим не вмешивался, но не
разрешал им заключать договоры между
собой. На территории всей Италии стали
появляться римские колонии. Благодаря
им решались две задачи: неимущие римляне
получали землю и с помощью колоний местное
население удерживалось от выступлений
против Рима.
Покорив
огромные территории, Рим оставался
относительно замкнутым городом-
В
III в. до н. э. пришла очередь Южной Италии,
где находились богатые греческие колонии,
а затем — Сицилии. Из-за этого плодородного
острова римлянам пришлось не одно десятилетие
вести жестокие войны с Карфагеном. Пунические
войны (римляне называли карфагенян
пуннами), начавшиеся в середине III в. до
н. э., продолжались с перерывами вплоть
до середины II в. до н. э.; только в 146 г. город
Карфаген был захвачен и в буквальном
смысле стерт с лица земли — сожжен дотла.
II век до н. э. ознаменовался победой над
Грецией. Сокрушив двух самых серьезных
противников и соперников, Рим во II—I вв.
до н. э. стал мировой державой, охватывающей
все Средиземноморье, и в дальнейшем продолжал
расширять границы. «Переломным пунктом
в истории Средиземноморья и самого Рима
явилась вторая Пуническая война. Она
продемонстрировала способность римлян
оправляться после самых сокрушительных
поражений»17.
Военные успехи и расширение территории вызвали глобальные изменения в самых разных сферах римской цивилизации. Победы над Карфагеном и Грецией обогатили Рим. С покоренных народов взимались огромные контрибуции, на невольничьи рынки стал поступать поток рабской силы.
Завоеванные страны (вне Италии) превращались в провинции Рима и облагались налогом. С богатыми провинциями стали быстро устанавливаться торговые связи.
Расцвет торговли и прямое ограбление новых владений дали важный результат — в Риме стали активно развиваться товарно-денежные отношения.
Товарно-денежные отношения и резкое увеличение числа рабов многое изменили в жизни римского крестьянства. До II в. до н. э. в Италии была масса мелких и средних крестьянских хозяйств, в которых трудились в основном члены семьи (фамилии), обеспечивая самих себя. Во II—I вв. до н. э. такие натуральные хозяйства стали погибать и вытесняться другими, более крупными, в которых использовался труд рабов, а продукция частично шла на рынок.
Новые хозяйства назывались виллами; по рассказам современников мы знаем, что они собой представляли. Выдающийся политический деятель той эпохи Катан Старший описал собственное поместье, которое считал образцовым. У Катона было комплексное хозяйство: оливковая роща, виноградник, пастбище для скота и поле с зерновыми культурами. Чтобы обслужить такую виллу, требовался труд многих людей, в основном рабов: за оливками ухаживали 13 человек, за виноградником — не менее 16. Катона очень интересовала рентабельность его виллы, возможность продавать свою продукцию. «Хозяин должен стремиться к тому, чтобы поменьше покупать и побольше продавать», — писал он.
«Положение рабов становится нестерпимым. Их считали «говорящим орудием»18.
Мелкое
и среднее крестьянство разорялось
или просто насильно лишалось земли, в
то время как рабы
стали превращаться
в основных производителей,
вытесняя труд свободных. Древние историки
с тревогой и негодованием писали о том,
что был забыт старый закон, по которому
гражданину положено иметь не более 125
га земли. Греческий историк Плутарх
подробно восстановил картину этого процесса:
«Богатые стали переводить на себя аренду
с помощью подставных лиц и в конце концов
открыто закрепили за собой большую часть
земель».
Крестьяне, лишенные земли, становились
арендаторами или батраками. Однако батраки
не могли обеспечить себе постоянного
заработка: их работа была сезонной. И
огромная масса крестьян хлынула в города,
увеличивая число городского плебса. Эти
новые плебеи уже мало походили на своих
предшественников, свободных земледельцев,
которые добивались прав в борьбе с патрициями.
Одни сумели устроиться ремесленниками
или строительными рабочими, другие образовали
особый слой — античный
люмпен-пролетариат
— и существовали за счет государственных
раздач хлеба, денег или щедрот политических
деятелей, которые завоевывали голоса
избирателей.
Рабы, которые в ту эпоху превратились в особый класс, тоже не были однородны. Численность их невероятно возросла по сравнению с прежними временами, когда рабство было домашним. Только на острове Делос, одном из крупнейших центров работорговли, в день иногда продавалось около 10 тысяч рабов. Некоторая их часть становилась государственными рабами, но в основном они переходили в руки частных владельцев, тоже образуя две группы — сельскую и городскую.