Автор: Таня Коронова, 29 Августа 2010 в 09:17, контрольная работа
Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно-исторических типов.
Введение…………………………………………………………………………………………...3
Крито-микенская культура…………………………………………………………………..4-5
Культура гомеровского периода……………………………………………………………….6
Культура периода архаики…………………………………………………………………...7-9
Культура в классический период (период расцвета)…………………………………..10-11
Культура в эпоху кризиса греческого полиса…………………………………………...12-13
Культура эпохи эллинизма………………………………………………………………...14-16
Заключение……………………………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………………………….18
КРАСНОЯРСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ АКАДЕМИИ
УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
(НОУ ВПО)
Факультет: | «Экономики и управления» |
Специальность: | «Государственное и муниципальное управление» |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Культурология.
Тема: «Древнегреческая
культура»
Выполнил: | Студентка 1 курса,
5-1334/1-1 группы Коронова Т. В. |
Проверил: | Абсолямов М. Б. |
г. Красноярск, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культурология - это наука о культуре и предметом ее являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей.
Культурология не только изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, но и исследует их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Культурология изучает культурную жизнь в различных обществах, стремясь выделить особенности и достижения, основных культурно-исторических типов.
Важнейшая задача культурологов – анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности. Одна из основных проблем культурологической науки – вопросы теории и истории мировой культуры.
Слово культура – в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы, третьи вообще понимают определенную идеологию.
Явления культуры изучают множество конкретных наук - археология, этнография, история, социология. А также науки, изучающие различные формы сознания – философия, искусство, эстетика, мораль, религия и т.д. Каждая из конкретных наук создает определенное представление о культуре как предмете своего исследования.
В
настоящее время понятие
Поэтому понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связано с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится себя и мир, в котором живет.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образование, воспитание – это ни что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Любой человек, взрослея, прежде всего, овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации – радио, телевидения, печати. Осваивая накопленный ранее опыт, человек, может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс
социализации – это непрерывный
процесс овладения культурой
и вместе с тем индивидуализации
личности, ибо ценности культуры ложатся
на конкретную индивидуальность человека,
его характер, психический склад,
темперамент – менталитет.
Крито-микенская
культура.
Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (от лат. antiquus - древний) для определения греко-римской культуры древнейшей из известных в то время. Культурное наследие античных государств оказало огромное влияние на все народы Европы, их литературу, искусство, философию, религиозное мышление, политические и юридические взгляды. Древнейшая цивилизация на территории Греции носит название крито-микенской. Центрами ее были остров Крит и Микены в материковой Греции.
Время возникновения критской культуры (или минойской - по имени легендарного царя Крита Миноса) - рубеж III-II тыс. до н.э. Пережив периоды подъема и упадка, она просуществовала примерно до 1200 г. до н.э. Вся жизнь на Крите сосредотачивалась вокруг так называемых дворцов. В начале XX в. в результате археологических раскопок под руководством английского ученого А. Эванса в Кноссе (центральная часть острова) был открыт самый первый из критских дворцов. Следуя греческому преданию, Эванс назвал его дворцом Миноса. Именно этот дворец и был знаменитым лабиринтом, описанным в греческих мифах о Минотавре - чудовище с человеческим туловищем и головой быка.
Дворцы Крита действительно были похожи на лабиринты, они состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, внутренняя планировка отличалась беспорядочностью. Но несмотря на это, дворцы все же воспринимаются как единый архитектурный ансамбль. Во многом этому способствовал занимающий центральную часть дворца большой прямоугольный двор, с которым были связаны все остальные помещения. Дворцы постоянно перестраивались и становились все более пышными.
Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись, украшавшая внутренние помещения, коридоры и портики. На фресках изображались животные, цветы, сцены из жизни обитателей дворца, в частности «игры с быками» - религиозный ритуал, связанный с одним из главных минойских культов - культом бога-быка, в образе которого воплощались разрушительные силы природы. Символом вечного обновления природы, материнства, женственности была Великая богиня (Владычица) - центральная фигура минойского пантеона богов.
Религия играла огромную роль в жизни Крита, там сложилась особая форма царской власти - теократия, при которой светская и духовная власть принадлежит одному лицу. Царский дворец выполнял универсальные функции, являясь одновременно религиозным, административным, хозяйственным центром.
Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепную полихромную (многоцветную) керамику.
Расцвет минойской культуры приходится на XVI -первую половину XV вв. до н.э. Однако в середине XV в. до н.э. почти все поселения и дворцы острова были разрушены в результате сильнейшего извержения вулкана на острове Фера (современный Сан-торин) недалеко от Крита, а также вторжения из материковой Греции воинственных греков-ахейцев.
В дальнейшем критская культура уже не смогла достичь прежнего великолепия. Центр цивилизации перемещается в материковую Грецию, где в это время расцветает микенская (или ахейская) культура, сформировавшаяся около 1700 до н.э.
Первоначально эта культура испытывала сильное влияние минойской цивилизации. Были заимствованы имена некоторых божеств, а также водопровод и канализация, фасоны одежды, фресковая живопись и др. Однако, тесно связанная с древнейшими культурами материковой Греции, микенская цивилизация была достаточно своеобразной. Наиболее ранний памятник этой культуры шахтные гробницы в Микенах (северо-восток полуострова Пелопоннес), открытые в 1876 г. известным археологом Г. Шлиманом. Вместе с костями умерших в гробницах были найдены украшения, сосуды, оружие, золотые посмертные маски.
Расцвет
микенской цивилизации
В период расцвета ахейской цивилизации на смену шахтным погребениям приходит новый вид царской усыпальницы - толос (или купольная гробница). Самый большой из них - гробница Ат-рея в Микенах.
Ахейцы, захватив в XV в. до н.э. Крит, переняли у минойцев письменность (так называемое линейное слоговое письмо А) и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). В 1953 г. английскому ученому М. Вентрису удалось расшифровать глиняные таблички со слоговым письмом Б, содержащие записи на греческом языке. Слоговое письмо А, которым пользовались не греки, а минойцы, до сих пор не поддается расшифровке.
В
конце XIII в. до н.э. огромная масса северобалканских
варварских, не затронутых крито-микенской
цивилизацией, племен устремилась на юг.
Ведущую роль в этом переселении народов
играло греческое племя дорийцев. Они
обладали большим преимуществом перед
ахейцами - более эффективным, чем бронзовое,
железным оружием. Именно с приходом дорийцев
в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный
век, и именно в это время прекращает свое
существование крито-микенская цивилизация.
Культура
гомеровского периода.
Следующий
период греческой истории обычно
называют гомеровским - по имени великого
Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада»
и «Одиссея», созданные в конце VIII в. до
н.э., важнейший источник информации об
этом времени. Они рассказывают о происходившей
в конце XIII в. до н.э. Троянской войне и
возвращении одного из главных героев
- Одиссея - домой после войны. Однако,
описывая события, относящиеся к крито-микенской
эпохе, Гомер, как правило, переносит их
в более позднюю историческую среду. «Илиада»
и «Одиссея» в целом изображают общество
с гораздо более примитивной культурой,
чем та, которая предстает перед нами в
памятниках крито-микенской цивилизации.
Герои Гомера - цари и представители знати
- живут в окруженных частоколом деревянных
домах, столь непохожих на дворцы крито-микенских
царей.
До нас дошло сравнительно мало памятников гомеровского периода. Основные строительные материалы: дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее яркие памятники искусства этого периода, дошедшие до нас, - керамика, расписанная геометрическим орнаментом. Это большие вазы, служившие надгробиями, и сосуды бытового назначения, а также терракотовые статуэтки и скульптурные украшения сосудов.