Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:19, реферат
В №116 «Дня» был опубликован материал профессора Национального университета «Острожская академия» Петра Кралюка «Нужна ли Украине философия?». В нем в контексте отношения государства к гуманитарным наукам рассматривался вопрос о роли философии в развитии общества и государства. Сегодня тему понимания (или, скорее, непонимания) управленческой элитой и обществом в целом вклада науки, в частности физики, в решение глобальных проблем и об ответственности ученых за возможные последствия реализации полученных ими результатов продолжает доктор физико- математических наук, профессор Владислав ОЛЬХОВСКИЙ.
Владислав ОЛЬХОВСКИЙ, доктор физико-математических наук, профессор, Киев
В №116 «Дня» был опубликован материал профессора Национального университета «Острожская академия» Петра Кралюка «Нужна ли Украине философия?». В нем в контексте отношения государства к гуманитарным наукам рассматривался вопрос о роли философии в развитии общества и государства. Сегодня тему понимания (или, скорее, непонимания) управленческой элитой и обществом в целом вклада науки, в частности физики, в решение глобальных проблем и об ответственности ученых за возможные последствия реализации полученных ими результатов продолжает доктор физико- математических наук, профессор Владислав ОЛЬХОВСКИЙ.
Решением Генеральной Ассамблеи ООН 2005 год объявлен Международным годом физики. Это решение было принято в ознаменование 100-летия опубликования легендарных работ Альберта Эйнштейна, которые вошли в основу теории относительности, квантовой теории и теории броуновского движения. В резолюции признается, что физика обеспечивает основу в развитии понимания природы и является основой успехов множества сегодняшних технологий.
Действительно, к началу ХХI века стала понятна неизбежность существенного вклада физики в будущее решение таких глобальных проблем, как производство энергии из принципиально новых источников, защита окружающей среды и человеческое здоровье. И в то же время практически во всех странах катастрофически падает число студентов физических специальностей и осознание политиками значимости физики в нашей повседневной жизни. По всем данным, хуже всего обстоит дело в этом отношении в Украине, где государство с начала 1990-х годов практически полностью перестало финансировать физику, а чиновники Министерства образования и науки вместе с большинством академиков НАН Украины, стараясь в первую очередь обеспечить комфортность научно-организационной элиты, не уделяют серьезного внимания ни реальному развитию фундаментальной физики, ни развитию университетского образования на уровне мировых стандартов, ни реальному пополнению научных кадров наиболее талантливой молодежью.
Если во многих странах
Европы (особенно в Германии, Франции,
Италии, Польше и даже России), Америки
(в том числе и Южной Америки),
Азии (особенно в Китае и Японии)
и даже Африки и Австралии проводятся
запланированные
Поучительно взглянуть на
роль физики в истории человеческой
цивилизации. Будучи основой естествознания,
физика со времен античности (вспомним
Аристотеля и Архимеда) играла важную
роль в развитии теоретической мысли,
философии, а позднее — даже христианского
богословия. И именно революция физики
в начале ХХ века привела к переосмыслению
прежних и зарождению новых течений
философии и научной
Разработанная А. Эйнштейном
общая теория относительности внесла
свой вклад не только в развитие
фундаментальных научных
Но физика, как и все
науки, к сожалению, служила и
силам зла (посредством участия
в разработках разных видов оружия
и военно-технической базы силовых
структур). В течение всей человеческой
истории, особенно в период мировых
войн и поныне, физики активно участвовали
в разработках средств
Известны два противоположных
мнения среди ученых в вопросе
об ответственности ученого за результаты
его работы. Одни полностью отрицают
ответственность ученых за тот вред,
который наносит применение их научных
достижений в развитии вооружений,
за ядерную угрозу, за загрязнение
и уничтожение природы, перенося
всю ответственность на государственные,
политические и хозяйственные организации.
Другие считают, что работник даже «чистой»
науки несет ответственность
за то, чему служат результаты его труда.
Оба эти мнения слишком категоричны.
Явно нереально требовать от ученого
всегда знать обо всех возможных
последствиях его результатов, но если
ученый знает о возможности
Сейчас как никогда на ученых-физиках, равно как и на других ученых, лежит огромная ответственность за результаты использования их научных достижений в развитии нашей цивилизации. Поэтому давно уже созрела необходимость в принятии Кодекса чести научного работника, о котором я уже неоднократно говорил и в Украинском физическом обществе, и в прессе других стран, и на международных конференциях.
Информация о работе Должен ли ученый отвечать за последствия своих открытий