Должен ли ученый отвечать за последствия своих открытий

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:19, реферат

Описание работы

В №116 «Дня» был опубликован материал профессора Национального университета «Острожская академия» Петра Кралюка «Нужна ли Украине философия?». В нем в контексте отношения государства к гуманитарным наукам рассматривался вопрос о роли философии в развитии общества и государства. Сегодня тему понимания (или, скорее, непонимания) управленческой элитой и обществом в целом вклада науки, в частности физики, в решение глобальных проблем и об ответственности ученых за возможные последствия реализации полученных ими результатов продолжает доктор физико- математических наук, профессор Владислав ОЛЬХОВСКИЙ.

Работа содержит 1 файл

культ.docx

— 15.94 Кб (Скачать)

Владислав ОЛЬХОВСКИЙ, доктор физико-математических наук, профессор, Киев

В №116 «Дня» был опубликован  материал профессора Национального  университета «Острожская академия»  Петра Кралюка «Нужна ли Украине философия?». В нем в контексте отношения государства к гуманитарным наукам рассматривался вопрос о роли философии в развитии общества и государства. Сегодня тему понимания (или, скорее, непонимания) управленческой элитой и обществом в целом вклада науки, в частности физики, в решение глобальных проблем и об ответственности ученых за возможные последствия реализации полученных ими результатов продолжает доктор физико- математических наук, профессор Владислав ОЛЬХОВСКИЙ.

Решением Генеральной  Ассамблеи ООН 2005 год объявлен Международным годом физики. Это решение было принято в ознаменование 100-летия опубликования легендарных работ Альберта Эйнштейна, которые вошли в основу теории относительности, квантовой теории и теории броуновского движения. В резолюции признается, что физика обеспечивает основу в развитии понимания природы и является основой успехов множества сегодняшних технологий.

Действительно, к началу ХХI века стала понятна неизбежность существенного вклада физики в будущее решение таких глобальных проблем, как производство энергии из принципиально новых источников, защита окружающей среды и человеческое здоровье. И в то же время практически во всех странах катастрофически падает число студентов физических специальностей и осознание политиками значимости физики в нашей повседневной жизни. По всем данным, хуже всего обстоит дело в этом отношении в Украине, где государство с начала 1990-х годов практически полностью перестало финансировать физику, а чиновники Министерства образования и науки вместе с большинством академиков НАН Украины, стараясь в первую очередь обеспечить комфортность научно-организационной элиты, не уделяют серьезного внимания ни реальному развитию фундаментальной физики, ни развитию университетского образования на уровне мировых стандартов, ни реальному пополнению научных кадров наиболее талантливой молодежью.

Если во многих странах  Европы (особенно в Германии, Франции, Италии, Польше и даже России), Америки (в том числе и Южной Америки), Азии (особенно в Китае и Японии) и даже Африки и Австралии проводятся запланированные университетской  и государственной наукой мероприятия: встречи ведущих ученых-физиков  и докторантов с учителями, школьниками  и абитуриентами с целью научно-популярной пропаганды последних результатов  современной физики, освещения малоизвестных  страниц жизни выдающихся мировых ученых (начиная с Альберта Эйнштейна и Нильса Бора), специальные национальные конференции, организация междугородних туров-поездов по городам с выставками, лекциями, конференциями, олимпиадами и т.д., то в Украине, да и то только по инициативе отдельных профессоров и докторов наук, проводятся единичные лекции для малочисленных аудиторий и опубликованы две-три краткие популярные статьи в малоизвестных изданиях.

Поучительно взглянуть на роль физики в истории человеческой цивилизации. Будучи основой естествознания, физика со времен античности (вспомним Аристотеля и Архимеда) играла важную роль в развитии теоретической мысли, философии, а позднее — даже христианского  богословия. И именно революция физики в начале ХХ века привела к переосмыслению прежних и зарождению новых течений  философии и научной апологетики  христианства. Открытие радиоактивности в самом конце ХIХ века и теоретические разработки Макса Планка, Альберта Эйнштейна, Нильса Бора и ряда других физиков в начале ХХ века привели к пересмотру основ физики, и, по сути, вышли за рамки физики, повлияв на дальнейшее развитие философии: открытие структуры атомов и атомных ядер, природы света и вообще электромагнитного излучения, переосмысления концепций пространства и времени, энергии, массы и материи. Появилась специальная и общая теория относительности. Проблемы квантовой теории серьезно подорвали традиционные формы наивного реализма и оказывают сильное воздействие не только на физику, но и на другие виды знания, на наше понимание человеческого знания вообще.

Разработанная А. Эйнштейном общая теория относительности внесла свой вклад не только в развитие фундаментальных научных представлений  о гравитации, о пространстве и  времени в космологических масштабах, но и в первые серьезные и упорно продолжающиеся поныне попытки научного объяснения происхождения Вселенной  и отыскания «исторических документов»  об этом происхождении в наблюдаемых  космических и астрономических  явлениях.

Но физика, как и все  науки, к сожалению, служила и  силам зла (посредством участия  в разработках разных видов оружия и военно-технической базы силовых  структур). В течение всей человеческой истории, особенно в период мировых  войн и поныне, физики активно участвовали  в разработках средств массового  уничтожения — вплоть до изобретения  атомного и водородного оружия. Вспомним, к чему привели инициативы таких  известных физиков, как Эйнштейн в США и Флеров в СССР (известные письма Эйнштейна Рузвельту и Флерова Сталину). А развитие ядерной энергетики привело к серьезным экологическим последствиям (вспомним Чернобыльскую катастрофу, последствия которой вызывают постоянную серьезную озабоченность общественности Украины).

Известны два противоположных  мнения среди ученых в вопросе  об ответственности ученого за результаты его работы. Одни полностью отрицают ответственность ученых за тот вред, который наносит применение их научных  достижений в развитии вооружений, за ядерную угрозу, за загрязнение  и уничтожение природы, перенося всю ответственность на государственные, политические и хозяйственные организации. Другие считают, что работник даже «чистой» науки несет ответственность  за то, чему служат результаты его труда. Оба эти мнения слишком категоричны. Явно нереально требовать от ученого  всегда знать обо всех возможных  последствиях его результатов, но если ученый знает о возможности использовать его результаты не для блага человека, то он обязан предупредить общество об этом (по крайней мере, с позиций  общечеловеческой гуманности и христианской этики). А. Эйнштейн, узнав о массовом поражении людей после взрывов  атомных бомб в Японии, сильно переживал, сожалел о письме Рузвельту и  затем активно участвовал в движении за ограничение ядерного вооружения.

Сейчас как никогда  на ученых-физиках, равно как и  на других ученых, лежит огромная ответственность  за результаты использования их научных  достижений в развитии нашей цивилизации. Поэтому давно уже созрела  необходимость в принятии Кодекса  чести научного работника, о котором  я уже неоднократно говорил и  в Украинском физическом обществе, и в прессе других стран, и на международных  конференциях.


Информация о работе Должен ли ученый отвечать за последствия своих открытий